СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие: Загадочная Россия или «Путешествие в будущее и обратно»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содействие профессиональней ориентации школьников включением в форсайт - исследование индивидуального будущего и групповую работу по формулированию важных характеристик профессий будущего.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие: Загадочная Россия или «Путешествие в будущее и обратно»»

«Сейчас –как раз то самое время,
когда настоящее прямо на наших глазах
превращается в будущее»
Айзек Азимов

Внеурочное занятие: Загадочная Россия или «Путешествие в будущее и обратно»

Цель: Содействие профессиональней ориентации школьников включением в форсайт - исследование индивидуального будущего и групповую работу по формулированию важных характеристик профессий будущего.
Задачи:
1. Расширить представление школьников о профессиях и отраслях экономики, базовых навыках и характеристиках профессионала.
2. Сформировать ценностное отношение к будущему каждого школьника, к профессии, как к инструменту профессиональной самореализации, материальному обеспечению себя, созидания на благо общества и государства.


Ход занятия

1. Оргмомент

Приветствие

(Дети рассаживаются по четырем группам в соответствии с цветовыми предпочтениями)

2. Целеполагание и мотивация

Учитель: - В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Вот я работаю учителем и очень этому рада. И вы наверняка тоже задумывались о том, какую хотите приобрести профессию в будущем. Я вам предлагаю задуматься немного и написать на листочках профессию, которую мечтаете получить в будущем.

- Мне нужна аналитическая группа, которая определит самые популярные профессии из тех, которые вы выбрали.

Работают 2 человека.

Слайд: Профессии, существовавшие в прошлом

Учитель:- Откройте мне секрет, пожалуйста, кто-нибудь выбрал эти профессии. А почему?

(Предположительный ответ: нет, т.к. эти профессии уже не существуют)

Трубочист, Шорник, Бондарь, Фонарщик.

Сообщение аналитической группы о самых популярных профессиях в классе…

Учитель: - Спасибо аналитической группе.

- А теперь я прошу вас посмотреть на экран. Вы видите фразу, на которую я прошу каждого ответить так, как он искренне считает.

Слайд: «Профессию, которую я выбрал(а), будет существовать ещё очень долго»

Учитель: - Встаньте те, кто согласен с этим утверждением.

Прошу некоторых учеников объяснить своё мнение…

Учитель: - Встаньте те, кто не согласен с утверждением.

Прошу некоторых учеников объяснить своё мнение…

Учитель: - Встаньте те, кто сомневается и не определился с ответом.

Прошу некоторых учеников объяснить своё мнение…



Учитель:- Спасибо за вашу честность!

- А теперь скажите, что у меня в руках?

(Показываю атласы по анатомии, истории.)

- Для чего они нам нужны? А какие атласы вы еще знаете?

Пояснение: А́тлас - сборник карт, таблиц, диаграмм и т. п.

Сегодня я хочу рассказать вам еще об одном атласе, который точно будет вам интересен в ближайшие годы (я на это очень надеюсь).

- Внимание на экран.

Видеоролик «Атлас профессий»

Учитель: - В современном обществе запущены неизбежные и неостановимые социальные и технологические процессы, влияющие на изменение окружающего мира такие как: Автоматизация; Рост конкуренции; Рост сложности систем управления; Глобализация.

- О новых профессиях мы поговорим чуть позже, а сейчас я хочу вам рассказать о некоторых профессиях-пенсионерах, которые скоро совсем исчезнут. В атласе их ровно 57. Но я расскажу вам о некоторых…

БУХГАЛТЕР МЕНЕДЖЕР ПО КРЕДИТАМ БИБЛИОТЕКАРЬ, ДОКУМЕНТОВЕД/ АРХИВАРИУС

ЛЕКТОР ТУРАГЕНТ ЮРИСКОНСУЛЬТ НОТАРИУС БАНКОВСКИЙ ОПЕРАЦИОНИСТ ЭКСКУРСОВОД

ПЕРЕВОДЧИК БИЛЕТЕР ВАХТЕР ОПЕРАТОР CALL-ЦЕНТРА ПОЧТАЛЬОН КУРЬЕР

МАШИНИСТ ТОВАРНОГО СОСТАВА ИНСПЕКТОР ДПС ШВЕЯ

(Обсуждение перечня исчезающих профессий)

Информация на слайде

2014 + 11= 2025

2025+5= 2030

2007+60+ 2067

2007+65=2072

Подсчитываем, к какому году учащиеся получат высшее образование (примерно 2029-2030 год), отмечаем, что это как раз то время, когда умирающие профессии станут гарантированно бесперспективными и непрестижными. Далее высчитываем ориентировочный год, когда ребята пойдут на пенсию (примерно 2067-2072 год).


Учитель: - Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон; есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

- Изменения в экономике будут одновременно происходить во множестве производственных и обслуживающих секторов экономики. Эти изменения требуют новых "надпрофессиональных" качеств, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Например, такие как:

Экологическое мышление

Экологическое мышление включает в себя бережливое отношение ко всем используемым природным ресурсам, а также уменьшение объема производимых отходов (повторная переработка отходов, применение биоразлагаемых материалов и проч.). 
Работа в условиях неопределенности

Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).

Клиентоориентированность

Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.

Межотраслевая коммуникация

Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).


Проблема: Какими надпрофессиональными качествами нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире?


4.Работа в группах.

Учитель: - Вы уже разделились по цветовым предпочтениям. Сейчас каждая команда выступит в роли аналитиков в разных сферах экономики:

Команда РОЗОВЫХ будет изучать новые профессии в ИТ-секторе

Команда СИНИХ будет изучать отрасль медицины

Команда ОРАНЖЕВЫХ окунётся в строительство

Команда ЗЕЛЕНЫХ в сектор наземного транспорта


- Сейчас вы проведете исследование новых профессий и сделаете заключение. Работать будете с материалом взятым из «Атласа новых профессий».
На столе у каждой команды лежит памятка по выполнению задания и рабочий материал.

Учитель проговаривает условия

Обсудите:
- прогноз развития данной отрасли до 2030 года;
- выберите одну профессию из предложенных, которая на ваш взгляд самая перспективная.

- Создайте собственную схему в которой будут отражены:

профессия будущего, которую вы выбрали
«надпрофессиональные качества», необходимые специалисту в данной профессии будущего вашей отрасли

- У вас на столах есть подсказки: что означают те или иные значки, которые вы можете использовать для защиты своих проектов. А также фломастеры, для создания индивидуальной карты.

- На выполнение работы вам дается 7 минут.

Исследовательская работа в группах.

5.Подведение итогов.

Ярмарка профессий. (Презентация результатов групповых работ)

Учитель: - Спасибо за вашу работу.

6. Рефлексия.

Учитель: - А сейчас я прошу вас снова посмотреть на экран и решить: остались вы при своем мнении или поменяли его?

Слайд: «Профессию, которую я выбрал(а), будет существовать ещё очень долго»

Учитель: - Встаньте те, кто согласен с этим утверждением.

Учитель: - Встаньте те, кто не согласен с утверждением.

Учитель: - Встаньте те, кто сомневается и не определился с ответом.

Прошу некоторых учеников аргументировать своё мнение…

Учитель: - Я желаю вам, чтобы сегодняшнее занятие было маленьким, но полезным вкладом в вашу взрослую и счастливую жизнь!

- Спасибо за возможность поработать с вами сегодня!











4