«Сейчас –как раз то самое время,
когда настоящее прямо на наших глазах
превращается в будущее»
Айзек Азимов
Внеурочное занятие: Загадочная Россия или «Путешествие в будущее и обратно»
Цель: Содействие профессиональней ориентации школьников включением в форсайт - исследование индивидуального будущего и групповую работу по формулированию важных характеристик профессий будущего.
Задачи:
1. Расширить представление школьников о профессиях и отраслях экономики, базовых навыках и характеристиках профессионала.
2. Сформировать ценностное отношение к будущему каждого школьника, к профессии, как к инструменту профессиональной самореализации, материальному обеспечению себя, созидания на благо общества и государства.
Ход занятия
1. Оргмомент
Приветствие
(Дети рассаживаются по четырем группам в соответствии с цветовыми предпочтениями)
2. Целеполагание и мотивация
Учитель: - В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Вот я работаю учителем и очень этому рада. И вы наверняка тоже задумывались о том, какую хотите приобрести профессию в будущем. Я вам предлагаю задуматься немного и написать на листочках профессию, которую мечтаете получить в будущем.
- Мне нужна аналитическая группа, которая определит самые популярные профессии из тех, которые вы выбрали.
Работают 2 человека.
Слайд: Профессии, существовавшие в прошлом
Учитель:- Откройте мне секрет, пожалуйста, кто-нибудь выбрал эти профессии. А почему?
(Предположительный ответ: нет, т.к. эти профессии уже не существуют)
Трубочист, Шорник, Бондарь, Фонарщик.
Сообщение аналитической группы о самых популярных профессиях в классе…
Учитель: - Спасибо аналитической группе.
- А теперь я прошу вас посмотреть на экран. Вы видите фразу, на которую я прошу каждого ответить так, как он искренне считает.
Слайд: «Профессию, которую я выбрал(а), будет существовать ещё очень долго»
Учитель: - Встаньте те, кто согласен с этим утверждением.
Прошу некоторых учеников объяснить своё мнение…
Учитель: - Встаньте те, кто не согласен с утверждением.
Прошу некоторых учеников объяснить своё мнение…
Учитель: - Встаньте те, кто сомневается и не определился с ответом.
Прошу некоторых учеников объяснить своё мнение…
Учитель:- Спасибо за вашу честность!
- А теперь скажите, что у меня в руках?
(Показываю атласы по анатомии, истории.)
- Для чего они нам нужны? А какие атласы вы еще знаете?
Пояснение: А́тлас - сборник карт, таблиц, диаграмм и т. п.
Сегодня я хочу рассказать вам еще об одном атласе, который точно будет вам интересен в ближайшие годы (я на это очень надеюсь).
- Внимание на экран.
Видеоролик «Атлас профессий»
Учитель: - В современном обществе запущены неизбежные и неостановимые социальные и технологические процессы, влияющие на изменение окружающего мира такие как: Автоматизация; Рост конкуренции; Рост сложности систем управления; Глобализация.
- О новых профессиях мы поговорим чуть позже, а сейчас я хочу вам рассказать о некоторых профессиях-пенсионерах, которые скоро совсем исчезнут. В атласе их ровно 57. Но я расскажу вам о некоторых…
БУХГАЛТЕР МЕНЕДЖЕР ПО КРЕДИТАМ БИБЛИОТЕКАРЬ, ДОКУМЕНТОВЕД/ АРХИВАРИУС
ЛЕКТОР ТУРАГЕНТ ЮРИСКОНСУЛЬТ НОТАРИУС БАНКОВСКИЙ ОПЕРАЦИОНИСТ ЭКСКУРСОВОД
ПЕРЕВОДЧИК БИЛЕТЕР ВАХТЕР ОПЕРАТОР CALL-ЦЕНТРА ПОЧТАЛЬОН КУРЬЕР
МАШИНИСТ ТОВАРНОГО СОСТАВА ИНСПЕКТОР ДПС ШВЕЯ
(Обсуждение перечня исчезающих профессий)
Информация на слайде
2014 + 11= 2025
2025+5= 2030
2007+60+ 2067
2007+65=2072
Подсчитываем, к какому году учащиеся получат высшее образование (примерно 2029-2030 год), отмечаем, что это как раз то время, когда умирающие профессии станут гарантированно бесперспективными и непрестижными. Далее высчитываем ориентировочный год, когда ребята пойдут на пенсию (примерно 2067-2072 год).
Учитель: - Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон; есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
- Изменения в экономике будут одновременно происходить во множестве производственных и обслуживающих секторов экономики. Эти изменения требуют новых "надпрофессиональных" качеств, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Например, такие как:
Экологическое мышление
Экологическое мышление включает в себя бережливое отношение ко всем используемым природным ресурсам, а также уменьшение объема производимых отходов (повторная переработка отходов, применение биоразлагаемых материалов и проч.).
Работа в условиях неопределенности
Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
Клиентоориентированность
Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
Межотраслевая коммуникация
Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
Проблема: Какими надпрофессиональными качествами нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире?
4.Работа в группах.
Учитель: - Вы уже разделились по цветовым предпочтениям. Сейчас каждая команда выступит в роли аналитиков в разных сферах экономики:
Команда РОЗОВЫХ будет изучать новые профессии в ИТ-секторе
Команда СИНИХ будет изучать отрасль медицины
Команда ОРАНЖЕВЫХ окунётся в строительство
Команда ЗЕЛЕНЫХ в сектор наземного транспорта
- Сейчас вы проведете исследование новых профессий и сделаете заключение. Работать будете с материалом взятым из «Атласа новых профессий».
На столе у каждой команды лежит памятка по выполнению задания и рабочий материал.
Учитель проговаривает условия
Обсудите:
- прогноз развития данной отрасли до 2030 года;
- выберите одну профессию из предложенных, которая на ваш взгляд самая перспективная.
- Создайте собственную схему в которой будут отражены:
профессия будущего, которую вы выбрали
«надпрофессиональные качества», необходимые специалисту в данной профессии будущего вашей отрасли
- У вас на столах есть подсказки: что означают те или иные значки, которые вы можете использовать для защиты своих проектов. А также фломастеры, для создания индивидуальной карты.
- На выполнение работы вам дается 7 минут.
Исследовательская работа в группах.
5.Подведение итогов.
Ярмарка профессий. (Презентация результатов групповых работ)
Учитель: - Спасибо за вашу работу.
6. Рефлексия.
Учитель: - А сейчас я прошу вас снова посмотреть на экран и решить: остались вы при своем мнении или поменяли его?
Слайд: «Профессию, которую я выбрал(а), будет существовать ещё очень долго»
Учитель: - Встаньте те, кто согласен с этим утверждением.
Учитель: - Встаньте те, кто не согласен с утверждением.
Учитель: - Встаньте те, кто сомневается и не определился с ответом.
Прошу некоторых учеников аргументировать своё мнение…
Учитель: - Я желаю вам, чтобы сегодняшнее занятие было маленьким, но полезным вкладом в вашу взрослую и счастливую жизнь!
- Спасибо за возможность поработать с вами сегодня!
4