СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "День Холокоста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Помни, не забудь»

«Увенчается ли наше стремление

к новому мировому порядку успехом,

 зависит от того,

выучим ли мы уроки Холокоста».

(Я. Дж. Кадеган)

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "День Холокоста"»

«Помни, не забудь»

«Увенчается ли наше стремление

к новому мировому порядку успехом,

зависит от того,

выучим ли мы уроки Холокоста».

(Я. Дж. Кадеган)


Задачи:

  • осуществление учащимися аналитической и продуктивной деятельности при работе с источниками;

  • формирование у учащихся понимания неприемлемости различных форм дискриминации по отношению к иноязычному населению;

  • ознакомление учащихся с художественной и мемуарной литературой, в которой отражены судьбы жертв Холокоста;

  • вызов у учащихся чувства эмпатии к людям, переживших трагедию.

Цели: 
- ознакомление учащихся с  трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
- повышение  информационной грамотности учащихся;

– продолжение  работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию  осознанной гражданской позиции;
- развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
- научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;
– продолжение развития навыков монологической речи, развития  коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.
Оборудование:   

Презентация, еврейская музыка, немецкий марш, видеоклипы, проектор, фото документов и событий


Вступительное слово учителя.

Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста.

Возможно, вы спросите: почему именно сейчас, когда прошло более семи десятилетий, когда мир и так напряжен, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?

- Что такое Холокост во время Второй мировой войны?


Вед. Слово «Холокост» происходит от др.греч. «сжигаемый целиком».

Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах 20 ст. и символизировал крематории концлагеря Освенцима.

С тех пор 27 января – день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения Аушвица Биркенау.

Вед. «Холокост» - наиболее распространенный термин , обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны в Европе в 1933 -1945 гг.

Холоко́ст— систематическое преследование и истребление немецкими нацистами почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.


Вед. В 1933 году еврейское население Европы превышало 9 миллионов человек. В течение 1933 -1945 годов погибло шесть миллионов евреев: мужчин, женщин и совсем маленьких невинных детей, юношей и девушек, которые так и не стали женихами и невестами, не родились у них дети, не построили они новые дома, не успели реализовать себя, не дала им судьба шанса показать себя хорошими людьми, не успели они прожить свою жизнь…

Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.


 День Холокоста – Судный день.
Шесть миллионов на погосте.
И город строит та же тень,
Что в сорок третьем стала гостем.

Тот свет непризрачных печей
Не забывают павших тени.
А Холокост во тьме ночей
Всё строит город Возрожденья.
Из пепла восстают они -
Не узники, а властелины
Той, так страдающей земли...
И нет спасения и ныне!


Видео 1


звучит немецкий марш

ВЕД. 1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.” После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.










Ученик (читает отрывок стихотворения)

Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта. 
Жёлтые звёзды – звёзды почёта. 
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды 
Давида, горькие слёзы еврейской обиды.


ВЕД. Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.


Вед. И дневника Александра Ерусалимского, учителя народной школы в гетто:

“Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. (…) Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.


Вед. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

 Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Аушвиц Беркинау, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.


Вед.Для уничтожения евреев на территории Польши было создано 6 лагерей смерти. Главным из них, с использованием газовых камер и крематориев,  стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц- Биркенау, где погибло свыше 1 миллиона  100 тысяч евреев. Людей тысячами загоняли в газовые камеры, а затем избавлялись от  тел, отправляя их в печи крематория. По свидетельству местных жителей, трубы  этой фабрики смерти не переставали дымить ни на один день, засыпая пеплом все окрестности. Практичные немцы  старались извлечь максимальную пользу даже здесь: перед убийством людей раздевали и разували, отнимали  все вещи и даже остригали  девочек и женщин с длинными густыми волосами.

видео





Вед. Со всеми ужасами и лишениями холокоста мы можем познакомиться по записям из дневника голландской девочки Анны Франк. Дневник - один  из наиболее известных и  впечатляющих  документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым  на весь мир. Анна  вела дневник с 12 июня 1942 года. Вот как рассказывала 13-летняя  Анна Франк в одном из своих дневников  о геноциде евреев, жертвой которого стала её семья.

Из дневника Анны Франк


тихая музыка

«В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались один за другим. Евреи были обязаны носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, не имели права ездить на

трамваях и в автомобилях, даже собственных. Евреи могли посещать магазины только с трех до пяти и пользоваться услугами исключительно еврейских парикмахеров. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные учреждения, а также - в бассейн, теннисный корт, на греблю, и вообще заниматься любым видом спорта в общественных местах. С восьми вечера евреи не могли сидеть в собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходить в гости к христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мы и жили в ожидании новых запретов. Сестра Джекки говорила: "Боюсь браться за что бы то ни было, а вдруг и это нельзя?" « Январь.1943 год. Сегодня мы опять страшно расстроены, нельзя спокойно сидеть и работать. Происходит что-то ужасное. Днем и ночью несчастных людей увозят и не позволяют ничего брать с собой - только рюкзак и немного денег. Но и это у них тоже потом отнимают! Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей. Бывает, что дети приходят домой из школы, а родителей нет, или жена уйдет за покупками и возвращается к опечатанной двери - оказывается, всю семью увели! Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут - евреи, христиане, все народы, весь мир... А многие ждут смерти!»


ВЕД. Утром 4 августа 1944 года перед домом на Принсенграхт 263 остановился автомобиль. Оттуда вышел немецкий офицер, одетый в военную форму, и трое вооруженных голландских сотрудников Зеленой полиции в штатском. Без сомнения, кто-то выдал укрывавшихся в доме людей. Все они были арестованы. Полицейские захватили также все найденные ими деньги и ценности.

Вед. Всех людей из Убежища 11 сентября 1944 года без суда доставили в лагерь для заключенных. Обитателей Убежища поместили после ареста в амстердамскую тюрьму, а четыре дня спустя доставили в пересадочный лагерь для евреев. 13 сентября 1944 года, последним транспортом на восток их депортировали в польский концлагерь Аушвиц Биркенау.

Вед. Сестры Марго и Анна Франк были депортированы в конце октября 1944 года в концлагерь. Страшные антисанитарные условия лагеря привели к эпидемии тифа, от которого погибли тысячи заключенных, в том числе сестры Франк. Первой умерла Марго, а спустя несколько дней Анна. Дата их смерти приходитсяна конец февраля - начало марта 1945 года. Тела обеих девочек, вероятно, захоронены в общей могиле.


 Вед. При всем ужасе существования в эти годы именно у детей в этот период находятся силы противостоять действительности – силы, которых не всегда оказывалось достаточно у взрослых. Даже в самых невероятных условиях дети продолжали играть, искать и придумывать себе игрушки, продолжали несмотря ни на что оставаться детьми. Сегодня мы познакомимся с вами с тремя девочками-еврейками, которые во время войны жили в разных странах, у всех у них по-разному сложилась судьба, но у всех у них была одна любимая игрушка – кукла, которая помогла им выжить в это страшное время. Три девочки, три куклы, три судьбы.


Вед. Клодин Шварц-Рудель – кукла Коллет (Франция)

Эва Модвал – Хаймович – кукла Джерта (Венгрия)

Зофья (Зося) Зайчик-Рознер – кукла Зузя (Польша)

Вед. Для каждой из девочек кукла была не просто игрушкой - ей отводилась своя особая роль каждой куклы, кроме того, что она была любимой игрушкой, была еще одна дополнительная роль. Колетт  – семейный сейф, Джерта – единственная подруга
Зузя – дочка в постоянной игре в «дочки-матери», которую Зося разыгрывает сама для себя

Вед. В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок.

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Так под Киевом  в Бабьем Яре  29-30 сентября 1941 были уничтожены десятки тысяч евреев. Мир снова содрогнулся от ужаса.

Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.


(видео ….2)

Звучит еврейская мелодия

Над бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
Про это не забудет!


ВЕД. Геноцид евреев прекратился  в 1945 году после разгрома  гитлеровской армии. Печальные итоги антисемистской политики Германии- 6 миллионов погибших. Истреблено более 60 % еврейского населения Европы.  Загубленных судеб пересчитать невозможно. В память о евреях  – жертвах  нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира.  Это дом- музей Анны Франк в Амстердаме. Это Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне, музей в Израиле, памятники в  Будапеште, Саласпилсе,  Берлине.


Вед. Прислушайтесь, дети! Сердцем прислушайтесь!

И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, крови, смерть женщин, детей, стариков, воинов… Они навсегда слились с многострадальной землей... Они любили жизнь, родину, они сгорели в печах крематориев, они замучены, растерзаны собаками, удавлены железными клещами голода, убиты пулей, зарыты заживо. Они хотели жить...


Вед. Пусть скорбь и печаль после услышанного сегодня обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.


Вед. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен. В память о погибших во время Холокоста предлагаю объявить минуту молчания

Объявляется минута молчания. (Метроном)

Учитель:

Сегодня мы узнали о страшной трагедии Холокоста,  попытались установить   параллели между тем, что произошло в Германии в середине ХХ века, и тем, что происходит сегодня. Осмысливая трагический опыт прошлого, мы увидели, что корни явлений, приведших к еврейской Катастрофе, еще не выкорчеваны и судьба человечества сейчас во многом зависит от вас, от молодого поколения. И в большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного плана массового истребления, но и как предостережение.  Изучение прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека, осознавшего необходимость быть терпимым к окружающим, признавать  их  право на свободу и индивидуальность.


Дождь стучит за окном,

Дождь не даёт мне покоя.

Я не могу забыть…

Да разве забудешь такое?..

6