ФОЛЬКЛОРНАЯ ЯРМАРКА

Филиал акционерного общества
«Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
«Фольклорная ярмарка»
Выполнила:
Бандурко Светлана Федоровна
учитель музыки
ГУ «Фрунзенская средняя школа»
Денисовский район
Город Костанай
2014 год
Пояснительная записка.
Данное внеклассное мероприятие проводится в четвёртых классах. Празднику предшествует продолжительная работа по изучению различных жанров устного народного творчества. Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, к ценностям национальной культуры. На праздник приглашаются родители, бабушки и дедушки.
Предлагаемый праздник даёт возможность школьникам не только узнать что-то новое о жизни русского народа, но и самим прочувствовать колорит того времени. Очень важен период подготовки к празднику. На уроках музыки и во внеурочное время учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества, разучивают народные игры, в которые играли их прапрабабушки, учат песни и танцы, собирают предметы быта, кухонную утварь для оформления и создания атмосферы. У представителей старшего поколения (бабушек, соседей, пожилых знакомых) ребята расспрашивают об играх, в которые они играли в детстве, знакомятся с народной музыкой. Готовят выставку, оформление праздника, шьют костюмы. Фольклорный праздник явился ярким итогом длительной работы.
Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Прежде всего, знание фольклора помогает вырастить нравственных, целостных личностей. На современном этапе фольклор является практически единственной «живой нитью», соединяющей нас с прошлым.
В основе фольклорных жанров лежит особое отношение человека к природе и к миру. Загадки, приметы, обряды – все это в сочетании с ритуальными действиями и поверьями обнаруживает культ земли, растительности, воды, солнца. Фольклор многогранен. К сожалению, значение его для многих сужено. Обычно с этим понятием отождествляются народные пословицы и поговорки, сказки, загадки, песни. А между прочим, в фольклоре отражается целостная культура народа: его быт, обычаи, традиции, народные игры, праздники с их обрядами, традиционные ремесла и многое другое. Народное искусство поможет понять детям, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе.
Работа с фольклорным материалом требует кропотливой работы. Знакомство со сложным материалом должна вестись последовательно от простого к сложному, через игровой материал, календарные песни, сценические игры. Завершением работы может стать фольклорный праздник. Младший школьный возраст является особенно благоприятным для начала серьезной работы. Именно в этом возрасте детям присущи чувство новизны и удивления по отношению к окружающему миру. Общение с фольклором развивает творческие способности у младших школьников, ответственность за окружающий его мир.
«Фольклорная ярмарка»
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
Формирование представления о народной художественной культуре, фольклоре.
Пробуждение познавательного интереса к народному искусству.
Формирование умений общаться и работать в команде.
Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к своему народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре.
Формирование и развитие исполнительско - творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.
ЗАДАЧИ:
Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности,
толерантности в отношении к культуре своего и других народов.
Развитие индивидуальности, творческих способностей личности, интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса.
Сохранение и преемственность исконно русских традиций в современном обществе.
Обобщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству.
Организация коллективной работы с учетом творческих возможностей детей.
ОФОРМЛЕНИЕ:
Утварь, посуда, скатерти, салфетки, полотенца, коврики, прялка, веретёна. Платки, народные костюмы, матрёшки. Выставка детских работ. Вывеска ярмарка.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
( раздаются звуки ярмарки, весёлые наигрыши)
Сказительница:
Рано утром солнышко поднималося
На ярмарку, на гуляние много народу собиралося
Гончары, и кружевницы, рукодельницы девицы.
Скоморох 1:
Внимание! Внимание!
Народное гуляние!
Торопись, честной народ, -
Всех вас ярмарка зовет.
Скоморох 2:
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья!
Скоморох 1:
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Скоморох 2:
И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
Скоморох 1: Народ собирается!
Скоморох 2: Наша ярмарка открывается!
(Входят Фома и Ерёма. )
Фома: Здорово, брат, Ерёма!
Ерёма: Здорово, брат, Фома!
Фома: Куда идёшь? Куда путь держишь?
Ерёма: На ярмарку иду!
Фома: А кто ж тебе про ярмарку-то сказал?
Ерёма: Да кума сказала.
Фома: А кума откуда знает?
Ерёма: А кума всё знает, что на свете делается.
А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Фома: Бывал!
Ерёма: Велика ли ярмарка?
Фома: Да я не мерил.
Ерёма: А сильна ль?
Фома: Не боролся!
Ерёма: А кого ты на ярмарке видел?
Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у неё узенькие, а лоб широкий.
Ерёма: Да ведь это медведь был!
Фома: Какой там медведь? Он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой!
Ерёма: Да это волк!
Фома: Всё ты, брат, говоришь не в толк! Волка видел я: он маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, да от собак убегает.
Ерёма: Да это заяц!
Фома: Да какой там заяц! Да вон он сам сюда идёт - смотри!
(Разбегаются. Звучат наигрыши.)
Скоморох 1:
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора!
Ждет вас русская игра!
Сценка с медведем.
Поводырь: Михаил Иваныч, закрыл ли ты дверь на ночь?
Медведь качает головой - нет
Поводырь: Почему не закрываешь, аль кого-то ожидаешь?
Медведь кивает головой – да.
Поводырь: может, ждешь молодца, чтоб набил тебе бока?
Медведь боится.
Поводырь: А-а-а. Боишься?! Может, ждёшь ты ребят, чтобы начали визжать?
Медведь садится на пол, сжимает уши лапами, раскачивается, мыча при этом - у-у-у.
Поводырь: Может ждешь старуху, чтоб набила тебе брюхо?
Медведь сидя на полу поглаживает себе живот.
Поводырь: А вот девки придут - тебе спать не дадут…
Медведь вскакивает и убегает.
Игра «У медведя во бору».
Играют две команды. Они ходят возле берлоги собирают ягоды и произносят следующие слова:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Медведь выскакивает и ловит ребят, пойманных детей отводит в берлогу. После подведения итогов, медведь обходит зал с бубном, дети бросают ему конфеты.
Поводырь: А за угощения, Мишка, поблагодари всех низко!
Скоморох 1:
Солнце яркое встаёт.
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары!
Пышут жаром самовары!
(Появляются коробейники с лотками, зазывают покупателей):
Коробейник 1:
Тары-бары-растабары!
Продаю я все товары!
Подходите, молодцы!
Есть иголки, ножницы,
Для старушек шали –
Мастера вышивали;
Для девиц платочки –
По середине цветочки.
Коробейник 2:
Эй, молодицы,
Сестры, девицы!
Платки расписные,
Ситцы цветные,
Заколки, помада –
Все, что вам надо!
Коробейник 3:
Мы ребята удалые!
Мы ребята озорные!
Всех на ярмарку зовём!
Мы игрушки продаём!
Коробейник 4:
А ну, честной народ,
Подходи, посмелей,
Покупай товар, не робей!
.Кому пирожки?
Горячие пирожки,
С пылу, с жару,
Гривенник за пару!
Купцы мы московские.
Пряники ростовские,
Сахарные, на меду,
Во все карманы накладу!
Звучит «Субботея»
(Один из зрителей берёт у коробейника Матрёшку, на которой написано «Сказка». Докучные сказки.)
Сказительница:
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки
На море-окияне, на острове Буяне.
Там берёзонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные,
Не короткие, не длинные.
Про кошку, про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого пастуха,
Про гусей-лебедей,
Про смышлёных зверей...
Фома:
Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока-
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
(и так без конца)
Ерёма:
— Рассказать тебе сказочку про сову?
Фома:
— Расскажи!
Ерёма:
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова-
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..
Фома:
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду — Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок…
Ерёма:
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
(Выходят коробейники.)
Коробейник 1:
Давай - покупай!
Выбирай - забирай!
Коробейник 2:
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет - покупайте!
(Другой зритель достаёт Матрёшку,"Небылицы". Дети инсценируют.)
Сказительница:
Небывальщины-небылицы
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы
В медном ларце
На дубовом поставце,
Кого хочешь - позабавь,
А ларец обратно на место поставь.
(Дети в парах инсценируют небылицы.)
1 ребёнок: Ты пирог съел?
2 ребёнок: Нет, не я.
1 ребёнок: А ещё хочешь?
2 ребёнок: Хочу!
1 ребёнок: Что делаешь?
2 ребёнок: Ничего.
1 ребёнок: А он что?
2 ребёнок: Помогать пришёл.
1 ребёнок: Сено для лошади?
2 ребёнок: Да.
1 ребёнок: Напоил лошадь?
2 ребёнок: Напоил.
1 ребёнок: Так иди запрягай!
2 ребёнок: А где она?
1 ребёнок: Здравствуй, кум! Ты куда?
2 ребёнок: Да по дрова поехал.
1 ребёнок: Что везёшь?
2 ребёнок: Сено.
1 ребёнок: Какое сено, ведь это дрова?!
2 ребёнок: А коли видишь, так что спрашиваешь?
1 ребёнок: - Федул, что губы надул?
2 ребёнок: - Кафтан прожег.
1 ребёнок: - Можно зашить.
2 ребёнок: - Иглы нет.
1 ребёнок: - А велика ли дыра?
2 ребёнок: Да один ворот остался.
1 ребёнок: Андрейка, детка, о чём плачешь?
2 ребёнок: Об ворота ударился головой.
1 ребёнок: Ну-ка, скажи, когда это случилось?
2 ребёнок: Вчера вечером.
1 ребёнок: Почему же ты плачешь сегодня?
2 ребёнок: Так вчера дома никого не было!
(Выходят коробейники).
Коробейник 3:
Диво дивное! Чудо чудное, а не товар!
Не ходи никуда, а подходи вот сюда!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Коробейник 4:
Складные да ладные!
Здесь игрушки знатные,
Всегда и всюду славятся,
Они и вам понравятся!
(На следующей матрёшке написано "Пословицы и поговорки". Кто больше знает пословиц и поговорок.)
Без пословицы не проживёшь.
Пословица не мимо молвится.
Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.
Без хозяина земля - круглая сирота.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Кто учится смолоду - не знает на старости голоду.
Правда что золотая дорога.
Коробейник 1:
Кушайте, питайтесь!
На нас не обижайтесь!
Коробейник 2:
Гости, не зевайте!
Кто что хочет - выбирайте!
(Зритель достаёт следующую Матрёшку "Песня". Дети по очереди проговаривают пословицы о песне.)
Песню петь - надо уметь.
Из песни слова не выкинешь.
Кто весел, тот и поёт.
Человек без песни - что птица без крыльев.
Хорошая русская песня дух бодрит.
(Затем исполняются русские народные песни: «Ой, сад во дворе», «Деревня» «Я на печке молотила», «Возле речки возле моста».)
(Выходят коробейники.)
Коробейник 3:
Не ходите никуда,
Подходите все сюда!
Вот товары хороши!
Выбирайте для души!
(Зрители достают Матрёшку со словом "Танец".)
Сказительница:
Россиянка в сарафане
Словно облако плывёт.
Не девчонка, а картинка,
Прямо за душу берёт.
В танце красивом,
В танце раздольном
Шагом пройдётся, не спеша.
Ох, до чего же, ох, до чего же,
Ох, до чего же хороша!
(Исполняется "Русский лирический".)
Коробейник 4:
Тары-бары-растабары!
Расторгуем все товары!
Мой товар на славу
И всем по нраву!
(Зрители достают последнюю Матрёшку «Загадки». Загадки про русские народные музыкальные инструменты. )
Мы собрали хоровод,
Пригласили, весь народ.
А в кругу наш пастушок
Дует весело в …………….
(Рожок)
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосочек тонкий,
А голосочек звонкий.
(Балалайка)
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь
Звонкая, нарядная,
Русская трёхрядная.
(Гармонь)
И щи хлебают,
И «Барыню» играют.
(Деревянные ложки)
Сказительница:
Вот и солнце закатилось.
Вот и ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
За столы всех приглашаем,
Русским чаем угощаем!
(Под русскую народную песню «Коробейники» гости выходят из зала.)
Мероприятие заканчивается чаепитием.