Воспитатель.Я рада видеть вас в уютном классе.Сегодня мы приоткроем несколько страниц знаний об окружающем мире. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем именно мы будем говорить.
Каждый день и каждый год
Путник движется вперед.
Не свернет куда-нибудь,
Не присядет отдохнуть,
И проходит всякий раз
Шестьдесят минут за час.(Ответы детей.)
Воспитатель.Вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о времени, о часах. Часы - это прибор для измерения времени. Тема занятия«По часам я живу, свое время берегу». Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Представьте такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда?(Ответы детей.)
Мультимедийная презентация «История возникновения часов»
Воспитатель. Трудно представить, что когда-то у человека часов вообще не было. Люди просыпались, когда восходило солнце. Их будили на рассвете голоса птиц.В старину такими живыми часами былпетух. Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы знать время, — солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на круг.Утром тень длинная, к полудню укорачивается, а в полдень становится совсем короткая. Но такие солнечные часы действовали только в ясную погоду.
Прошло время изобрели песочные часы в виде двух сообщающих сосудов. Песок за определенное время пересыпался из верхнего сосуда в нижний. Иногда песок заменяли водой. Вот откуда пошло выражение «Много воды утекло с тех пор». Песочные часы служат людям и сейчас, ребята, где вы видели применение песочных часов?(Ответы детей.)
Позднее появились механические часы.Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс. В них использовалось гениальное изобретение человека – колесо.Внутри была закрученная пружина, а чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты.
Рассмотрим несколько знаменитых механических часов.
Кремлевские куранты
2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлевские куранты. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины. (Слушают бой курантов, определяют время по бою курантов.)
Часы-сказка
Часы–сказка - висят на стене Центрального театра куколимени Сергей Образцова в Москве.Как только стрелки замирают на цифре 12, происходитпредставление.
Золотые часы – павлин
Золотые часы павлин установлены в XVIII веке в Зимнем дворце города Санкт–Петербурга. Они сделаны из бронзы, серебра, страз и золота, часы работают до сегодняшних дней.
Мультимедийная презентация «Виды часов»
Часы, висящие на стене, называются настенными, напольные часы стоят на полу, часы которые обычно ставят на письменный стол — называются настольными, каминные часы украшают комнатные камины. Часы, которые надевают на руку, называются наручными.
Время шло и появлялись все новые и новые виды часов: будильник,часы-сувениры,часы хронометр, часы для шахматистов, часы электронные, кварцевые, они работают на батарейках и от электрической сети, часы компьютер wearltSt 14 с сенсорным экраном, с пульсометром, шагомером, барометром,с сетями Wi –fi., атомные часы самые точные на сегодняшний день.
Дидактическая игра«Циферблат»
Воспитатель. Перед вами макет циферблата. Цифры разлетелись по доске, предлагаю их собрать.
Воспитатель.На циферблатестрелки разные по длине. Как называется короткая стрелка?(Ответы детей.)
Воспитатель.Правильно. Когда стрелка перейдёт от одной цифры на циферблате к другой, то проходит ровно один час. Как называется стрелка, которая подлиннее?(Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, минутная. Она движется в 60 раз быстрее часовой. Пока часовая стрелка сделает один круг по циферблату, минутная пробежит 60 кругов. Ведь в одном часе ровно 60 минут. На некоторых циферблатах есть 3 стрелки. Как называется самая тонкая, длинная стрелка? (Ответы детей.) Правильно секундная, 60 секунд – это 1 минута. Ребята посмотрите на часы, которые весят на стене, и определите время.
Дидактическая игра«Назовите который час»
Назовите который час?
(Воспитатель поворачивает стрелки, 5 примеров, дети отвечают: ... часов … минут.)
Сколько часов в 1 сутках?(Ответы детей.)
На какие части делятся сутки?(Ответы детей.)
Интерактивная игра «Определи правильно…»
Необходимо определить и отметитьправильное показание частей суток на часах. Если мы говорим «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» и назовите, какое времяпоказывают часы.
Люди пользуются 24 часовым стандартом счета времени.
День начинается с 0 часов и кончается в 24 часа. Например: 1 минута после полуночи обозначает 00.01 (ноль часов, 1 минута), полдень 12 час; один час после полудня 13часов. Минуты всегда ставятся после часов. Военные никогда не говорят: «без четверти три», а всегда 14.45. Такой стандарт принят во всем мире.
Дидактическая игра «Билет на автобус»
Воспитатель. Вы собрались путешествовать и купили билеты на автобус Бирск - Пермь, они у вас на партах. Скажите времяотправления и время прибытия(время отправления 14.00, время прибытия 21.00), используя24 часовой стандарт счетавремени, определите части суток.
Воспитатель раздает детям настоящие билеты, они должны правильно рассказать время отправления и прибытия поезда, указав время суток.
Подвижная игра«Часы»
Воспитатель.Поиграем в игру «Часики», подойдите к кругу. (В классе на полуциферблат часов.)Представьте, что это циферблат, а стоящий в центре игрок часовая стрелка. Поочереди вы входите в циферблат и встаете лицом в сторону цифры 12.Я называю определенный час, например 6 – часов. Вы должны совершить прыжок вокруг оси по ходу часовой стрелки с таким расчетом, чтобы повернуться лицом в сторону 6 – часовой отметки. Посмотрим, кто из вас точно приземлится.
Игра «Режим учебного дня»
Воспитатель.Время нам помогает соблюдать правильно режим дня. Режим дня – это сочетание и чередование труда, занятий и отдыха. Если человек ест, спит, работает, отдыхает в одно и то же время, его организм привыкает к такому распорядку, работает в полную силу, меньше устает, реже болеет. Человек успевает сделать больше дел.
Задание: расположить картинки с режимными моментами на часы при помощи прищепок по порядку в соответствии со временем. Работать будем парами. Режим дня на экране.
Воспитатель. Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки. Вам нужно сложить пословицы. У вас на столах конверты, в них карточки с пословицами. Продолжите пословицы.
Мультимедийная презентация «Народная мудрость в пословицах»
Воспитатель. Ребята, какие еще пословицы о времени, о часах вы знаете? Назовите.(Ответы детей.)
Конкурс "Эрудит"
Воспитатель.Поиграем в игры, которые развивают ощущение времени. Вам нужно ответить на 12 вопросов, на обдумывание 15 секунд. После каждого правильного ответа я буду переводить стрелку на час вперед.
(Воспитатель выносит бутафорские часы.Задает вопросы, каждый раз переводя стрелки на час вперед.)
Вопросы:
Какие виды часов вы знаете? (Песочные, механические, электронные и т.д.)
Что идет, не двигаясь с места? (Время.)
Назовите главные часы нашей страны? (Кремлевские куранты.)
Сколько пройдет времени, если минутная стрелка сделает полный круг? (Час.)
Сколько в одном часе минут? (60 минут.)
Сколько часов в одних сутках? (24.)
Назовите части суток. (Утро, день, вечер, ночь.)
Что больше: один год или 12 месяцев? (12 месяцев составляют год.)
Братьев этих ровно семь, вам они известны всем.
Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом.
Попрощается последний, появляется передний. (Дни недели.)
Друг за дружкой чередой мирно ходят, брат с сестрой
Братец будит весь народ, а сестра наоборот –
Спать немедленно зовет. (День и ночь.)
Который час показывали дворцовые часы, когда великолепный наряд Золушки превратился в старое домашнее платье? (12 часов.)
Как называется профессия человека, который ремонтирует часы? (Часовщик.)
Музыкально-оздоровительная минутка «Часики»
Тики, тики, тики, тики,
Так, так, так.(Поднимание и опускание плеч.)
Тики, тики, тики, тики,
Так, так, так.(Круговые вращение головой.)
Часики идут, часики идут.
Часики минуты берегут.(Поворот туловищем по часовой стрелке.)
Тики, тики, тики, тики,
Так, так, так.
Тики, тики, тики, тики,
Так, так, так.(Поднимание и опускание плеч.)
Часики идут, часики идут.
Часики лениться не дадут.(Поворот туловищем против часовой стрелки.)
Тики, тики, тики, тики,
Так, так, так.
Тики, тики, тики, тики,
Так, так, так.(Круговые вращение руками.)
Нам без часиков никак.
Воспитатель.Нам нужно научиться развивать чувство времени, уметь разумно использовать каждый час, каждую минутку. Отвлечешься на уроке – поболтаешь с соседом, посмотришь в окно – вот и убежала минутка, а ведь урок всего 40 минут. Минута – это отрезок времени. А как вы думаете, минута – это много или мало? Давайте проверим.
Слушаем одну минуту.
Как вам показалось, ребята, минута – это долго?
А на самом деле за минуту можно сделать много. Сейчас мы проведем конкурсы, и увидим, как много можно сделать за минуту.
Конкурс–минутка «Знай минутам цену, а секундам счет»
Воспитатель. На партах у вас веревки, возьмите их. Вам нужно завязывать узелки на веревке.Кто больше завяжет узелков за 1 минуту? Начинаем по моей команде.
Самостоятельная работа «Узелки»
Воспитатель. Подсчитаем, сколько узелков завязали.
Интерактивный конкурс-минутка
«Не тем минута дорога, что долга, а тем, что коротка»
Воспитатель. На доске написаны числа с циферблата в беспорядке. Кто назовет больше чисел по порядку за одну минуту.
Творческая работа«Украшение часов»
Воспитатель. Предлагаю за одну минуту украсить циферблат часов бабочками. Вырезаем, бабочек по схеме подходим к циферблату и прикрепляем магнитами. Вспомним правила работы с ножницами. Смотрим на экран.
Воспитатель. Теперь вы убедились, что за минуту можно сделать очень много. Будем беречь каждую минуту. Вы уже самостоятельные и сами можете распределять время на все свои дела: на уроки, на отдых, на занятие по интересам.
Рефлексия
Воспитатель. Одна хорошая минута–сделает одно хорошее дело. Десять хороших минут–сделает десять хороших дел.Ребята, что нового вы узнали на занятии?(Ответы детей.)
Воспитатель. Как нужно относиться ко времени?(Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались! У меня для вас есть карточки «Режима дня». Дома каждому из вас предлагаю составить свой режим дня и соблюдать его. Это поможет вам ценить время и рационально его использовать.
Часы ведут секундам счет, ведут минутам счет,
Часы того не подведут, кто время бережет.
За часом час, за годом год, часы всегда ведут вперед.
Все надо делать по часам, тогда доволен будешь сам.
С часами дружба хороша: работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша и книг не забывай.
Чтоб вечером, ложась в кровать, когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать: - Хороший был денек!