Муниципальное общеобразовательное учреждение
Верхнетимерсянская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области
«Рассмотрено» на заседании ШМО классных руководителей Руководитель ШМО ___________________ Стаканова Г.А./Ф.И.О./ Протокол № 1 от «28» августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по ВР ______________________ Стаканова Г.А. /Ф.И.О./ «28» августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________________________ Горбунов В.М. /Ф.И.О./ Приказ № 60/17 от «1 » сентября 2014 г. |
Рабочая программа
По курсу: внеурочная деятельность «Мир движений и здоровья»
Класс 1-4
Учитель Мещанинова Оксана Александровна
Количество часов по программе 1год -68, в неделю 2ч
2 год-68, в неделю 2ч
Рассмотрено на заседании |
педагогического совета школы |
протокол № 1 от «28 » августа 2014 г |
|
|
Срок реализации: 2014-2015 уч.год
2015-2016 уч.год
2.Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе :
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012года);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, № 19993.;
- Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Письма Министерства образования РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. ;
- учебного плана МОУ Верхнетимерсянской СОШ на 2014-2015 учебный год;
- Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010.;
- Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
3.Общая характеристика
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования
Основные задачи:
Красивое движение способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
На занятиях постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия в кружке тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия в кружке положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Занятия в кружке оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Занятия в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.
4. Место курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 2 года обучения - 2 часа в неделю
1 год. – 68ч., 2 год – 68ч
5. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Занятия эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
6. Личностные , метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности
1 год
Личностные результаты
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоциональноценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры
поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты
способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
накопление представлений о ритме, синхронном движениии.
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
2 год
Личностные результаты
Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты
Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в движении, танце.
Учащиеся должны уметь:
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение координировать свои усилия с усилиями других.
7. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержанием работы на занятиях кружка является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
Программа состоит из четырёх разделов:
1.Упражнения на ориентировку в пространстве
2.Ритмико-гимнастические упражнения
3.Игры под музыку
4.Танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс ), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
1 год обучения
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия.
Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
2 год обучения
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
РИТМИКО-ГИМНАСТНЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов И содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоче-. нившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.
Танцы и пляски
Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
8. Тематическое планирование (1 год обучения)
№ | Название темы |
1-2 | Введение. Что такое ритмика. |
3-4 | Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. |
5-6 | Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). |
7-8 | Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. |
9-10 | Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры . |
11-12 | Танцы народов РФ, их особенности и костюмы. |
13-14 | Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. |
15-16 | Ритмическая схема. Ритмическая игра. |
17-18 | Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). |
19-21 | Простейшие танцевальные элементы в форме игры. |
22-23 | Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима. |
24-25 | Пластичная гимнастика. Упражнения для развития плавности и мягкости движений |
26-28 | Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения |
29-30 | Упражнения для профилактики плоскостопия. |
31-33 | Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки |
34-35 | Упражнения для суставов. |
36-37 | Упражнения на расслабление мышц. |
38-40 | Этюдная работа. Пантомима. |
41-44 | Музыкальные, танцевальные темпы. |
45-48 | Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница». |
49-50 | Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. |
51-54 | Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы. |
55-56 | Правила танцевального этикета. |
57-60 | Аэробика. |
61-64 | Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце. |
65-66 | Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. |
67-68 | Урок –смотр знаний. Отчетный концерт |
9.Календарно – тематическое планирование(1 год обучения)
№ | Дата по плану | Факт. | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Планируемый результат | УУД |
1-2 | 03.09 08.09 | | Введение. Что такое ритмика. | Инструктаж по ТБ. Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий. | Осознать значение ритмики для здоровья. | Самоопределение: для чего мне нужно заниматься ритмикой. |
3-4 | 10.09 15.09 | | Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. | Основы хореографии 1. Поклон 2. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями: позиции ног; позиции рук; позиции в паре. | Знать танцевальные правила. | Развитие организационных умений. |
5-6 | 17.09 22.09 | | Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). | наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; | Уметь ритмично исполнять различные мелодии. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
7-8 | 24.09 01.10 | | Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. | разучивание подготовительной, I,II,III позиции рук разучивание I, II, III позиции ног -закрепить методику постановки корпуса, рук и ног | Уметь ориентироваться в пространстве. | |
9-10 | 06.10 08.10 | | Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры . | упражнения на напряжение и расслабление мышц; на выработку выворотности ног, на развитие гибкости упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты. | Знать позу исполнителя | Умение расположить к себе. отношению к зрителю. Ракурс |
11-12 | 13.1015.10 | | Танцы народов РФ, их особенности и костюмы. | Танцы народов РФ(русский, чувашский, татарский, марийский и.т.д), их особенности и костюмы. | Умение правильно держать осанку при координации движения. | Уметь распознавать танцы народов РФ. |
13-14 | 20.1022.10 | | Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. | подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; | Знать основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки. | Проявление интереса к истории народного творчества |
15-16 | 03.11 05.11 | | Ритмическая схема. Ритмическая игра. | 1. Комбинация «Гуси»: - шаги на месте; - шаги с остановкой на каблук; - шаги по точкам (I, III, V, VII); - приставные шаги. | Уметь составлять небольшие танцевальные комбинации. | Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития мелкой моторики, пластичности, общего развития |
17-18 | 10.1112.11 | | Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). | Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). | Знать упражнения с предметом. | Умение организовать работу и выполнять инструкцию. |
19-21 | 17.1119.11 | | Простейшие танцевальные элементы в форме игры. | 2. Комбинация «Слоник»: - шаг приставка, руками «нарисовать» уши; - шаг назад, руки вытянуть вперед вверх; - пружинка на месте, в стороны; - пружинка назад; | Знать танцевальные элементы в форме игры. | Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития пластичности, общего развития |
22-23 | 24.1126.11 | | Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима. | Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление. | Знать понятие пантомима. | Составление простейших танцевальных элементов. |
24-25 | 01.1203.12 | | Пластичная гимнастика. Упражнения для развития плавности и мягкости движений | - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; | Уметь пластично и мягко двигаться под музыку. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
26-28 | 08.1210.1215.12 | | Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения | Комбинация «Ладошки» Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы | Уметь правильно держать осанку при координации движения. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
29-30 | 17.1222.12 | | Упражнения для профилактики плоскостопия. | Упражнения для профилактики плоскостопия. | Умение правильно держать осанку при координации движения. | Знать основные упражнения профилактики плоскостопия. |
31-33 | 24.1212.01 14.01 | | Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки | Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки | Уметь правильно дышать, следить за осанкой. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
34-35 | 19.01 21.01 | | Упражнения для суставов. | Разминка «Буратино». | Развитие организационных умений, связанных с самостоятельным выполнением упражнения для укрепления здоровья | Уметь проводить небольшую профилактику для суставов. |
36-37 | 26.01 28.01 | | Упражнения на расслабление мышц. | - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; | Знать упражнения для расслабления мышц. | |
38-40 | 02.02 04.02 | | Этюдная работа. Пантомима. | Игра «Телефон», «Замри». | Знать различные игры связанные с этюдной работой. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни |
41-44 | 09.02 11.0216.02 18.02 | | Музыкальные, танцевальные темпы. | | Уметь определять медленный, быстрый, умеренный темп. | Умение слышать музыку, определять ритм. |
45-48 | 25.02 02.03 04.03 11.03 | | Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница». | Массовые и сольные композиции | Знать новые танцевальные элементы | Умение применить полученные знания в творческой деятельности |
49-50 | 16.03 18.03 | | Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. | Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. | Уметь определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения. | Умение слышать музыку, определять ритм. |
51-54 | 25.0301.04 06.04 08.04 | | Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы. | Работа над синхронностью исполнения танца. | Знать основные выразительные средствами музыки и танца. | Умение применять полученные знания для создания танцевальных образов. |
55-56 | 13.0415.04 | | Правила танцевального этикета. | Танец «Стирка» Имитируется процесс стирки белья. - два шага вправо, два шага влево, стираем; - полощем; - выжимаем; - развешиваем; - устали. | Знать основные правила танцевального этикета. | Осознание выразительных средств музыки и танца для передачи настроения |
57-60 | 20.04 22.04 27.0429.04 | | Аэробика. | Элементы аэробики | Уметь выполнять комплекс упражнений. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
61-64 | 04.05 06.05 11.05 13.05 | | Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце. | Танец «Лимбо» - приставные шаги вперед-назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот. | Иметь представление о музыкальных понятиях. | Развитие организационных умений, связанных с самостоятельным выполнением упражнения для укрепления здоровья. |
65-66 | 18.0520.05 | | Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. | Повторение танцевальных игр | Уметь определять музыкальные понятия. Уметь распознавать виды музыки на слух. | Осознание необходимости развития музыкального слуха для творческой деятельности |
67-68 | 25.0527.05 | | Урок –смотр знаний. Отчетный концерт | Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера | Достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце | Умение обобщать свои знания и применять в повседневной жизни |
10. Тематическое планирование (2год обучения)
№ | Название темы |
1-2 | Вводное занятие. |
3-4 | Разминка. |
5-6 | Общеразвивающие упражнения. |
7-8 | Танец «Полька». |
9-14 | Тренировочный танец “Ладошки”. |
15-16 | Разминка. Музыкальный этюд «Цапля». |
17-18 | Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. Движения по линии танца. |
19-23 | Ритмическая схема. Ритмическая игра. |
24-28 | Элементы народной хореографии. |
29-31 | Простейшие танцевальные элементы в форме игры. |
32-36 | Разминка. |
37-40 | Пластичная гимнастика. Упражнения для развития плавности и мягкости движений |
41-45 | Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения |
46-49 | Движения по линии танца. |
50-53 | Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки |
54-55 | Упражнения на расслабление мышц. |
56-59 | Индивидуальное творчество. Музыкально-ритмическая игра «Я – герой любимой сказки». |
60-63 | Разучивание простейших танцевальных элементов . |
64-66 | Аэробика. |
67-68 | Урок –смотр знаний. Отчетный концерт |
11.Календарно – тематическое планирование (2 год обучения)
№ | Дата по плану | Факт. | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Планируемый результат | УУД |
1-2 | 03,09 07,09 | | Вводное занятие. | Инструктаж по ТБ. Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий. | Осознать значение ритмики для здоровья. | Самоопределение: для чего мне нужно заниматься ритмикой. |
3-4 | 10,09 14,09 | | Разминка. | Музыкальный этюд «Бабочки». | Знать танцевальные правила. | Развитие организационных умений. |
5-6 | 17,09 21,09 | | Общеразвивающие упражнения. | наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; | Уметь ритмично исполнять различные мелодии. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
7-8 | 24,09 28,09 | | Танец «Полька». | Танец «Полька» - галоп по линии танца; - подскоки по линии танца; - «Полька» по линии танца; - хлопушки и прыжки. | Уметь ориентироваться в пространстве. | Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития мелкой моторики, пластичности, общего развития |
9-14 | 01,10 05,10 08,10 12,10 15,10 19,10 | | Тренировочный танец “Ладошки”. | Основные движения, переходы в позиции рук. | Знать позу исполнителя | Умение расположить к себе. отношению к зрителю. Ракурс |
15-16 | 22,10 26,10 | | Разминка. Музыкальный этюд «Цапля». | шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре); - шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре); - шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два); - шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед опорной ногой (раз-два); - три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре); - три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре); | Умение правильно держать осанку при координации движения. | Умение организовать работу и выполнять инструкцию. |
17-18 | 29,10 02,11 | | Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. Движения по линии танца. | подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; | Знать основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки. | Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития пластичности, общего развития |
19-23 | 05,11 09,11 12,11 16,11 19,11 | | Ритмическая схема. Ритмическая игра. | 1. Танец «Вару – Вару». - шаги на месте; - шаги с остановкой на каблук; - шаги по точкам (I, III, V, VII); - приставные шаги. | Уметь составлять небольшие танцевальные комбинации. | Составление простейших танцевальных элементов. |
24-28 | 23,11 26,11 30,11 03,12 07,12 | | Элементы народной хореографии. | Ковырялочка, лесенка, елочка. | Знать элементы народной хореографии | Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. |
29-31 | 10,12 14,02 17,12 | | Простейшие танцевальные элементы в форме игры. | 2. Комбинация «Пчелка»: - шаг приставка, руками «нарисовать» жужжание пчелы; - шаг назад, руки вытянуть вперед вверх; - пружинка на месте, в стороны; - пружинка назад; | Знать танцевальные элементы в форме игры. | Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития пластичности, общего развития |
32-36 | 21,12 24,12 04,01 11,01 14,01 | | Разминка. | Танец « Диско». - шаг-приставка в сторону (вперед, назад); - пружинка; - «треугольник»; - боковое; - дорожка вперед; - дорожка назад; - приседание по II позиции; - движения рук. | | Составление простейших танцевальных элементов. |
37-40 | 18,01 21,01 25,01 28,01 | | Пластичная гимнастика. Упражнения для развития плавности и мягкости движений | - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; | Уметь пластично и мягко двигаться под музыку. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
41-45 | 01,02 04,02 08,02 11,02 15,02 | | Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения | Музыкальный этюд «Пружинка»- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо, выпрямляя колени, и – присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени); . | Уметь правильно держать осанку при координации движения. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
46-49 | 18,02 22,02 25,02 29,02 | | Движения по линии танца. | Движения по линии танцев: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног; | Умение правильно держать осанку при координации движения. | Знать основные упражнения |
50-53 | 03,03 07,03 10,03 14,03 | | Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки | Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки | Уметь правильно дышать, следить за осанкой. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
54-55 | 21,03 24,03 | | Упражнения на расслабление мышц. | - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; | Знать упражнения для расслабления мышц. | Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы. |
56-59 | 28,03 31,03 04,04 07,04 | | Индивидуальное творчество. Музыкально-ритмическая игра «Я – герой любимой сказки». | Выявляются творческие возможности учащихся. Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце. Импровизация сказки. | Знать различные игры связанные с этюдной работой. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни |
60-63 | 11,04 14,04 18,04 21,04 | | Разучивание простейших танцевальных элементов . | Массовые и сольные композиции. Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. | Знать новые танцевальные элементы | Умение применить полученные знания в творческой деятельности |
64-66 | 25,04 28,04 05,05 | | Аэробика. | Элементы аэробики | Уметь выполнять комплекс упражнений. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
67-68 | 12,05 17,05 | | Урок –смотр знаний. Отчетный концерт | | | Умение обобщать свои знания и применять в повседневной жизни |
9. Описание материально-технического обеспечения
Материальные средства:
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
Литература
Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.
Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.
Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.
Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.
Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.
Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.
Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.
Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.
Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.
Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.
Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.
Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.