СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по курсу «Тропинка к своему Я». Уважение и самоуважение.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по теме "Уважение и самоуважение" можно использовать на внеурочке и классном часе.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по курсу «Тропинка к своему Я». Уважение и самоуважение.»

Внеурочное занятие по курсу «Тропинка к своему Я».

Уважение и самоуважение..

Цель. Способствовать самоуважению учащихся.

Задачи. Поговорить о качествах достойных уважения.

Перечислить качества, которые детям хотелось бы развить в себе.

Теоретические положения. Уважение означает положительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Самоуважение – признание собственных достоинств. Каждому человеку необходимо уважение окружающих и самоуважение для самореализации и успешного взаимодействия с людьми. Самоуважение защитный фактор против приобщения к психоактивным веществам.

Словарь.

Уважение – это хорошее отношение окружающих людей к человеку, который много знает и умеет.

Самоуважение – это уважение к самому себе.

Планируемый результат:

В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:

строить речевое высказывание в устной форме;

осуществлять анализ предлагаемых объектов;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

• формулировать собственное мнение и позицию;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

контролировать действия партнёра;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;


Ход занятия.


1.Организационный момент.

Занятие начинается с разминки «Комплименты».

Участники сидят в кругу и говорят друг другу комплименты.

Что вы сейчас почувствовали? Что оказалось для вас приятнее говорить комплименты или принимать их? Когда хочется говорить человеку приятные слова?

Тема нашего сегодняшнего занятия « Уважение и самоуважение».

2.Чтение рассказа «В школу на санках».

Обратите внимание на иллюстрацию к рассказу.

Перечислите качества героев рассказа (обсуждение этих качеств).

3. Разминка

Очень я себя люблю, (дети обнимают себя)
Очень уважаю.
Потому что я расту! (поднимают руки вверх)
Ночью сплю, (приседают, руки под щеку)

А днем играю, (прыгают на месте)
Плаваю и загораю, (изображают движения пловца)
Бегаю и кушаю… (бегают на месте)
Маму с папой слушаю! (наклоняются вперед)


4. Л.Моругиной «Я рисую человечка».

Я рисую человечка,
Вышел он прямой, как свечка.
На кого же он похож?
Посмотрите, как хорош!
А у Нади и Аркаши
Человек объелся каши —
Круглый, добрый и весёлый,
Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик — великан.
У Алёши — атаман.
У Сергея же худой,
С ярко-рыжей головой.
А у Славика девчонка,
Словно Быхова Алёнка,
Паша негра рисовал —
Сам от краски чёрным стал.

Люди разные на свете,
Словно человечки эти.

Учитель: О чём это стихотворение?

5. Побеседуем

— Дети, есть такая пословица: «Добро творишь — себя возвышаешь, зло творишь — себя унижаешь».

Нужно ли любить и уважать себя и других людей? Почему? (Ответы детей).

Учитель читает отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.


В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.

Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

— Подберите синонимы к слову «уважение» (почтение, почитание, пиетет, благоговение, респект)

Пиетет — книжн. глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо.

Благоговение — 1. религ. религиозный трепет, возникающий перед святыней, 2. глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо.

Респект — уважение; признание; почёт, почтение; почтительность.

Согласны ли вы с тем, что каждый человек имеет право на уважение?

(ответы детей)

— Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?

(ответы детей: да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие; а разумная доля честолюбия должна присутствовать в человеке).

— Как еще проявляется уважение?

— За что можно уважать людей?

— Можно ли уважать себя? Почему?

— Кого и что вы уважаете?

После того, как выскажутся все желающие, учитель подчеркивает, что проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим — признак воспитанности, культуры человека.

5. Чтение

(Рассказ М.Пляцковского «Как Ослик учился уважать старших»)

Шёл по дороге ослик Алфавит. Шёл и плакал. Встретил его козлёнок Мармеладик и спрашивает:

— Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?

— Нет. Никто меня не обижал.

— В чём же дело?

— Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь… уважать… старших… А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?

— Вытри слёзы, ослик. Я помогу тебе.

— Правда, поможешь?

— Правда, помогу. Ты должен запомнить несколько правил. У тебя хорошая память?

— Не жалуюсь!

— Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперёд, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, а самое главное — не забывай прислушиваться к их советам…

— Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?

— Я воспитанный козлёнок, вот и всё.

— А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?

— Ничего такого я, кажется, не говорил, — смутился Мармеладик. — Однако мне пора.

И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться. Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую лошадь Тпру, нагружённую разными покупками, и думает: «Сейчас проверю, научил ли меня козлёнок старших уважать…»

Поравнялся ослик с лошадью и говорит:

— Здравствуйте, лошадь Тпру! Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.

— А ещё что? — улыбнулась старая Тпру.

— А ещё я вас вперёд пропускать постараюсь. А ещё если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.

— Прекрасно! — похвалила Тпру. — Но для чего ты мне об этом говоришь?

— Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?

— Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе всё же один совет?

— Конечно, хочу! — В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагружённую разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?

— Обязательно! — пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил: — А можно, я сейчас вам помогу?

— Почему Ослик в конце сказки всё-таки решил помочь Лошади?

— Как бы вы поступили?

6. Разминка «Правила уважения»

Сейчас я буду говорить предложения. Если выполнение того, что в них говорится, характеризует человека как уважительного, то надо вытягивать руки с поднятыми вверх большими пальцами перед собой и говорить «Да!», если нет-то взмах руками перед собой (запрещающий жест) и говорить «Нет!»

— Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

— Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.

— Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых или сверстников.

— Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.

— В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не надо.

— В библиотеке громко разговаривать.

— Необязательно одеваться аккуратно.

— Никуда и никогда нельзя опаздывать.

Человек уважает родителей, старших, братьев и сестер, друзей, природу и самого себя, а также законы и традиции своей страны.

7. Игра «Человек с планеты Земля»

Дети разбиваются на 2 группы по 4 человека. Каждой группе выдаётся лист, на котором контур человека. Каждая группа должна подумать и написать, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля

На выполнение задания даётся 5–8 мин. После завершения работы от каждой группы выступает 1 человек, зачитывает список качеств и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества.

На 2 этапе дети выписывают те качества, которые есть у всех групп. Так создаётся общий портрет человека с планеты Земля.

(Например:
Добрый
Умный
Смелый
Сильный
Улыбчивый ит.д.


8. Заключительное слово

Если люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.

Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать и ссориться? Все люди хотят быть счастливыми, иметь детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей. Мы все за одно, мы живём на одной планете, мы команда одного корабля.

Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймёшь её тайны и поймёшь самого себя.

— Сегодня на занятии каждый из нас узнал о себе что-то хорошее. Мы поняли: если любить и уважать себя, тогда и другие будут относиться к тебе с любовью и уважением. Когда человек себя любит и уважает, ему хочется стать еще лучше и добрее.
А еще мы узнали, что каждый из нас — единственный и неповторимый.

Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.
Я могу быть маленькой,
Могу быть большой,
Могу быть веселой и грустной.
Но все это неважно.
Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.