Кандалова Ивана
обучающегося 3 класса
МКОУ Кольцовской средней школы
Руководитель: Чумакова В.М.
Оглавление
Введение – 1
Вода – это жизнь – 2
Круговорот воды в природе – 4
Скорость водообмена – 5
Три состояния воды – 5
Вода – растворитель – 7
Вода в морях и океанах – 9
Сталактиты и сталагмиты – 10
Вода – друг и враг – 11
Литература – 12
Введение
Цели:
Мы ежедневно сталкиваемся с водой.
В своей работе я хочу рассказать о свойствах воды, о том, когда вода, о её состояниях, о круговороте воды в природе и о её значении. На уроке «Окружающий мир» мы изучали свойства воды, её состояния. И мне захотелось больше узнать об этом веществе. Я стал искать информацию о ней в книгах, в энциклопедиях, в интернете.
1
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу»
Вы, конечно, догадались, что это вода.
Никого из нас не удивляет дождь или снег, гладь реки или озера. Другое дело – огромные просторы морей и океанов, гигантские ледники.
Вода властвует везде: высоко в облаках и глубоко под землёй, в морской пучине и на речных просторах, в царстве погоды и в кастрюле, в которой варится обед. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря или реки, дождь или снег, каковы свойства воды…
Один из французских писателей и лётчик Антуан де Сент – Экзюпери говорил о воде: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете». Человек без воды может прожить всего несколько дней. Не могут жить без воды и животные, и растения.
Без воды не было бы жизни на Земле.
Казалось бы, вода на земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть планеты. Но эта вода солёная. (слайд № 2)
2
На суше воду можно увидеть в водоёмах (слайд №3), ледниках (слайд №4). Водоёмы бывают искусственные, которые создал человек и естественные, которые создала сама природа.
3
ВОДОЁМЫ
искусственные естественные
Водохранилища Океаны Каналы Моря
Пруды Реки
Озёра Ручьи
Вода находится в постоянном движении. (Слайд №5)
Испаряясь с поверхности водоемов, почвы, растений, вода превращается в пар, который поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар охлаждается там и образуется множество водяных капелек и льдинок. Лёгкие облака ветер переносит на большие расстояния. Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя, снега, града, пополняя запасы в океанах, реках, озерах и т.п. Таким образом, количество воды на Земле не изменяется, она только меняет свои формы - это и есть круговорот воды в природе.
4
Миллионы водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где - то падать на пески и камни, На поля и на сады. (слайд №6)
В процессе Круговорота вода во всех частях Земли вода постепенно обновляется.(слайд №7)
Скорость водообмена
Полярные ледники | 9700 лет |
Мировой океан | 2500 лет |
Ледники горных районов | 1600 лет |
Подземные воды | 1400 – 5000 лет |
Вода озёр бессточных | 2000 – 3000 лет |
Вода озёр проточных | 17 лет |
Вода болот | 5 лет |
Почвенная влага | 1 год |
Вода в реках | 16 дней |
Влага в атмосфере | 8 дней |
Вода в организме человека | Несколько часов |
Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Она постоянно переходит из одного состояния в другое.
Процесс перехода жидкости в пар называется парообразованием.
Процесс перехода водяного пара в воду называется конденсацией. Процесс перехода льда в воду называется отвердеванием или кристаллизацией. (слайд № 8)
5
Я рассмотрел и сравнил воду в трёх состояниях. Вот какие выводы я сделал.
Свойства | Состояния воды | |
Твёрдое | Жидкое | Газообразное |
Цвет | Снег белый, лёд бесцветный. | Бесцветная | Бесцветный |
Вкус | Не имеет | Не имеет | Не имеет |
Запах | Не имеет | Не имеет | Не имеет |
Прозрачность | Снег не прозрачный, лёд прозрачный. | Прозрачная | Прозрачный |
Форма | Снег рыхлый и не имеет формы, лёд имеет форму. | Не имеет формы, растекается. | Не имеет формы |
Масса по сравнению с водой | Лёд легче воды | _________ | Лёд легче воды |
Объём | Имеет объём больше, чем жидкая вода. | Имеет объём занимаемого сосуда. | Не имеет определённого объёма. |
Температура изменения состояния | Тает при 0◦ С | Замерзает при ниже 0◦ С, превращается в пар при 100◦ С | При охлаждении превращается в воду, при охлаждении ниже 0◦ С превращается в лёд, иней, снежинки |
Температура кипения | ____________ | При 100◦ С | ____________ |
6
Чтобы определить температуру таяния льда я наполнил стакан кусочками льда и измерил температуру. Она была равна …..
Я измерял температуру каждые 15 минут до тех пор, пока лёд в стакане не растаял.
Условия | | | Без нагревания | | | |
Время | 9ч. 30м. | 10 ч. 00м. | 10ч. 30 м. | 10ч. 45 м. | 11ч. 00м. | 11ч. 15м. | 11ч. 45м. | 12ч. 15м. | 12ч. 45м. |
Температура | 0◦ С | + 1◦ С | +2◦ С | + 3◦ С | + 7◦ С | +10◦ С | +16◦ С | +20◦ С | + 22◦ С | |
Вода на Земле находится одновременно в трёх состояниях. Из литературы я узнал, что это происходит потому, что Земля вращается вокруг Солнца на расстоянии около 150 миллионов км. Если бы это расстояние было бы меньше 134 миллионов км, то вся вода на планете испарилась бы, а более 166 миллионов км – превратилась бы в лёд.
На уроках по окружающему миру мы узнали, что все вещества при нагревании расширяются, а при охлаждении – сжимаются. Как – то, я оставил на улице банку с водой, а утром оказалось, что вода замёрзла, банка лопнула. И мне стало интересно, почему же при замерзании воды лопаются банки, вёдра, даже водопроводные трубы. И вот что я узнал… Оказывается вода сжимается только охлаждаясь до + 4˚С.При такой температуре она самая тяжёлая. Охлаждаясь дальше и превращаясь в лёд при температуре 0˚С вода снова расширяется. При этом вода и лёд увеличиваются в объёме, а вес уменьшается. Находясь в банке, лёд её разрывает. А вот на воде он не тонет, а плавает на поверхности.
Одно из самых важных свойств воды – способность растворять различные вещества. Я провёл опыт по растворению поваренной соли.
В стакан с водой насыпал ложку соли и размешал. Соль в стакане стала не видна, но на вкус вода была солёной. Значит, соль в стакане осталась. Мне захотелось узнать, почему это происходит. Из литературы я узнал, что кристалл соли состоит из миллионов крошечных частиц, которые удерживаются вместе силами, которые не позволяют частицам перемещаться в разных направлениях. Вода также состоит из крошечных частиц, но они могут свободно передвигаться. Если соль поместить в воду, то частицы воды отрывают частицы соли друг от друга, образуя раствор. Это происходит со всеми растворимыми веществами.
Я пробовал растворять разные вещества. Вот какой вывод я сделал.
Хорошо растворились в воде сахар и соль. Не растворились – мел, глина, песок, крахмал.
7
В морях и океанах растворено очень много соли. Учёные подсчитали, что если выпарить океанскую воду, то этой солью можно покрыть всю Землю слоем 45 метров, а только сушу – 153 метров. Китайцы научились выпаривать соль из морской воды 4 тысячи лет назад, и до сих пор так добывают третью часть всей соли.
8
В каждом океане и море солёность разная: в северных морях меньше, в южных – больше. Есть море, в котором очень большая солёность – до 260 промилей. Здесь могут жить только лишь некоторые бактерии, поэтому оно называется Мёртвым морем.
(Слайд № 9)
9
Вода размывает и растворяет мягкие горные породы. Изо дня в день идёт разрушительная работа воды. Проходят сотни, тысячи лет, и в таких породах образуются многокилометровые пещеры. Вода образует в пещерах различные натёки, свисающие со сводов в виде сосулек (сталактиты) или растущие из пола в виде столбов (сталагмиты). Сталактиты и сталагмиты бывают самой причудливой формы, в виде стройных колонн, храмов, скульптуры зверей, застывших каменных цветов.
(Слайд № 10)
10
Вода может быть другом и врагом для человека. Людям нужно очень много воды. Она нужна не только для питья. Без воды не умоешься, не постираешь. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Но великим бедствием для человека всегда были катастрофические наводнения.
Они оборачивались многочисленными жертвами, разрушенными жилищами, погубленными посевами. Опасными могут быть и осадки. Если дождь льёт без остановки – это наводнение. Немалую опасность представляют ледники. Грозное природное явление – снежная лавина. Но станет вода злом для человека или нет, зависит от него самого. Если человек умеет правильно пользоваться водой, то катастрофы можно предсказать, а значит, принять меры, чтобы уменьшить вред от них, предотвратить стихийные бедствия.(слайд №11)
11
Литература
1.В.Широкова «Вода», изд. «Слово» М. 2001 год.
2.Р. Фюрон «Проблема воды на земном шаре», Л. 1986год.
3. М.Львович «»Вода и жизнь», М. 1986 год
12