Уроки музыки в обычной школе с инклюзивными классами – наиболее массовый вид музыкального воспитания детей. Особенно важным является направленность этих уроков на этапе первоначального обучения, когда закладывается фундамент музыкального развития ребенка, фундамент, который впоследствии может стать основой дальнейшего совершенствования и развития не только музыкальных, но и в целом творческих способностей. Инклюзивный класс – необычный класс. Наряду со здоровыми детьми учатся дети с особенными образовательными потребностями. Хочу заметить, что эти дети как минимум не уступают в умственном развитии, а зачастую и превосходят по своему интеллекту физически здоровых детей. Я считаю, что это гуманно и благородно, чтобы дети учились вместе. Помогая с детства тем, кому нужна помощь, дети будут уметь чувствовать и ценить любовь и поддержку, а это, наверно, самое человечное в человеке. Мы все должны уметь принимать друг друга. Другой вопрос - как сделать, чтобы процесс урока был на пользу всем: и детям с особыми образовательными потребностями, и обычным ребятам. Практика показала, что наиболее гибкой и приемлемой методикой является та, в основе которой лежит хоровое пение. Потому что пение - один из самых доступных видов творчества.
В основу обучения был положен принцип перспективности. Одним из решающих условий для того, чтобы достичь успеха в нашей работе было сознательное овладение детьми с первых же шагов обучения основными певческими навыками (в их комплексе). И в первую очередь мы с детьми должны были научиться правильно дышать. Ведь дыхание - это основа основ в пении, а затем и правильно формировать звуки. Учитывая, что у многих детей серьёзные проблемы с артикуляцией, с неразвитыми лицевыми мышцами, с заиканием, с диагнозом ДЦП, я включаю упражнения – тренинги по различным методикам (опять же в комплексе). Результаты есть. Яркий пример тому -проблема с заиканием. Произнесение фраз нараспев не позволяет «тормозить» на сложных звукосочетаниях. Важен и психологический момент – заикание бывает связано с боязнью аудитории. А чем чаще мы открыто поем,тем увереннее себя чувствуем, и, кстати, избавляемся от стресса. Воздействие музыкой влияет не только на центральную нервную систему, но и на функции других жизненно важных систем.
Поэтому я всегда говорю всем детям, да и взрослым тоже, пойте на здоровье песни, одни, или в хоре. Радуйтесь Жизни! Даже если вы никогда не пели, или у вас нет слуха, и вы не знаете нужного тона и частоту – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ результат всегда будет! В конце концов, улучшится настроение, отступит грусть, снимется напряжение, появится желание жить творчески и радостно. И пусть в этом вам поможет замечательная песня!
'' Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение. Звуки музыки оказывают воздействие на клетки, ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм''.
Рауль Юссон
I.
Голос человека – это уникальное явление. Не существует двух абсолютно одинаковых голосов - несмотря на сходство анатомического строения и механизма образования звука. Природный тембр, который и придаёт голосу индивидуальность, с одной стороны принадлежит только данному человеку, а с другой, в результате наследственности, является связующей нитью между разными поколениями одной семьи.
Вместе с тем, голосовой аппарат – наиболее тонкая и хрупкая система человеческого организма.
Прежде чем приступить к рассмотрению проблемы влияния определенных «оздоровительных технологий» на развитие детского голоса, попробуем проанализировать существующие типы дыхания в певческой практике, для того, чтобы ясно представлять какой из типов дыхания принесет наибольшую пользу при работе с детьми.
Каждому человеку присущ определённый тип дыхания. В зависимости от того, какие из дыхательных мышц задействованы во время вдоха и выдоха, различают четыре типа, хотя полностью изолированного типа дыхания в жизни практически не встречается. В любом из них принимает участие, в большей или меньшей степени, вся система дыхания, но с преобладанием какой-либо одной группы мышц. Так, например, -
1.Ключичное (плечевое) дыхание - осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плеч вверх при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; при этом в основном вентилируются верхушки лёгких и немного средняя часть.
2. В грудном дыхании - участвуют мышцы, расширяющие грудную клетку в средней и верхней её частях.
3. При боковом (рёберном) дыхании - во время вдоха до некоторой степени участвует и диафрагма, в то время как в предыдущих типах она находится почти в состоянии покоя.
4. Диафрагмальное (брюшное) дыхание - совершается главным образом при помощи сокращения (опускания) диафрагмы во время вдоха, отчего стенки живота несколько выпячиваются вперёд. Грудная клетка остаётся практически без изменений; при этом в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного средняя.
Но эти типы дыханий используют в своей деятельности профессиональные певцы и артисты. Не будем забывать, что перед нами дети, и дети не совсем обычные. Поэтому оптимальным типом дыхания, при котором голос ребенка звучит легко и естественно, является смешанное дыхание.
II. Детские легкие малы по своей емкости, и, отсюда, – естественная ограниченность силы звука детского голоса. На начальном этапе обучения я работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное. Но в дальнейшем, к концу второго года обучения мы плавно переходим на освоение более серьёзного типа дыхания диафрагмального. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На первоначальном этапе обучения – используем только мягкую атаку. Она способствует развитию протяжного (кантиленного) пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения я стремлюсь прививать навыки протяжного пения.
Для достижения этой цели применяю русские народные напевы. Общий же репертуар включает песни различные по характеру; колыбельные, маршевые, веселые, шуточные и серьёзные, задумчивые песни о природе, животных, о любимых сказочных персонажах. С первых уроков приучаю детей брать дыхание по руке - дирижерскому жесту.
В упражнениях, развивающих дыхание, я использую комплекс упражнений дыхательной гимнастики Евгения Емельянова. Упражнения, как показала практика, представляют большую ценность. Оказывается, они не только укрепляют здоровье и развивают дыхание, они еще вовлекают в работу большое количество мышц (мелких и крупных), необходимых ребятам для координации движений, для воспитания красоты и пластичности, так нужных в обычных жизненных движениях. С этого момента эти «дыхательно-двигательные» упражнения, как я их назвала стали постоянной составной частью нашего урока. Позже мы стали их несколько видоизменять, исполнять под музыку и таким образом они стали привычными для ребят и выполняются ими с большим удовольствием. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит. Часто при пении у них начинают подниматься плечи. В таких случаях объясняю детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч, и не поднимая высоко голову. Первый год внимательно слежу за посадкой каждое занятие. Нахожусь всегда рядом с детьми, которые нуждаются в моей поддержке.
1. упражнения – «вдох аромата цветка». Прошу детей мысленно представить самый нежный и любимый их цветок, его чудный аромат, или аромат душистых ягод. С каким восторгом, трепетом мы наслаждаемся, представляя его в своих фантазиях! Дети закрывают глаза и интуитивно, приподнимая слегка шею и подбородок, с шумом втягивают воздух. Поправляю, говорю, что вдох должен быть спокойным и бес- шум- ным. Я специально произношу это слово по слогам для того, чтобы акцентировать внимание детей на важнейшем моменте взятии вдоха. Показываю, а затем мы учимся выполнять это упражнение. Оно делается стоя, кто не может – сидя. Выпрямили спину, одну руку поставили на пояс и крепко обхватываем нижние ребра. Ладонь другой руки держим на вытянутом расстоянии прямо перед лицом. И, не поднимая плеч, делаем мягкий, бесшумный вдох через нос, задерживаем его на 2-3 секунды, (наслаждаясь «любимым ароматом») затем плавно, равномерно выдыхаем воздух, направляя его на ладошку. Для чего рекомендую при выдохе держать одну ладонь прямо перед собой? Для того, чтобы ребенок мог контролировать количество выдыхаемого воздуха. При этом отмечаю самый главный момент при вдохе – ПЛЕЧИ НЕ ПОДНИМАЕМ! ВДОХ БЕСШУМНЫЙ! Делаем это упражнение несколько раз.
2. Пробую усложнить следующий этап: упражнение – «надуваем и сдуваем шарик». Те же требования к моменту вдоха, а момент выдоха прошу контролировать временем. То есть своеобразная игра как в детстве; кто дольше продержится, у кого лучше развиты легкие, кто экономнее будет расходовать в момент выдоха воздух, не подменяя при этом дыхания. Прошу быть всех детей предельно честными, и, если у кого-то закончится дыхание – тихо сесть и не мешать другим. Также объясняю всем, что «давиться» ради того, чтобы быть лучшим в этой игре – упражнении, ни в коем случае нельзя, чтобы мышцы живота и лица не перенапрягались, ведь конечный результат – улучшить самочувствие. Усложняем упражнение еще и тем, что момент выдоха мы осуществляем на звуке. Звук может быть любым, но только гласным, чтобы его удобно было тянуть. То есть, мы включаемся в процесс пения. На определенном звуке, определенной высоты – тянем его, значит поем. Игра- упражнение настолько захватывает детей, что они готовы целый урок соревноваться друг с другом кто лучше, стараясь изо всех сил. Каждый старается показать тренированность своих легких. Во время этих упражнений я подхожу к каждому из класса ребенку и контролирую процесс работы над техникой дыхания. Проверить легко, кто хитрит, а кто старается быть точным при выполнении поставленной задачи. Кладу руку на диафрагмальную мышцу и чувствую напряжение, или наоборот – слабую работу мышц. Хочется в этой связи отметить следующий момент. Не все дети могут выполнять все эти упражнения стоя, в силу своих особенностей (например, с диагнозом ДЦП), некоторые вынуждены включаться в процесс сидя. А это значительно усложняет им и без того непростую задачу. Иногда я, а чаще сами ребята помогают своему товарищу поддержать спину, не давая «завалиться» корпусу, поскольку в этом и заключается основная задача – в спокойном, ровном положении спины и не сдавленных мышцах живота (нижне - реберной и диафрагмальной) брать мягкий вдох. Для таких детей выполнение поставленных задач – сродни подвигу. И вот, что характерно: практически все наши дети с особенностями в развитии, с большим интересом, желанием и удовольствием выполняют все упражнения. Сколько радости на лицах! И желания еще, еще и еще «дышать», а, значит, творческий процесс приносит и удовольствие, и пользу!
3.Следующее упражнение на укрепление диафрагмальной мышцы. Резкие, короткие выдохи в течение 20 секунд.Упражнение «подули на одуванчик». Держа обе руки на поясе и сильно прижимая ладонями нижние ребра – резко и коротко делаем 10-20 выдохов. Особенность данного упражнения заключается в очень быстром и резком движении верхней мышцы живота (диафрагмы). Упражнение требует определенных усилий и навыков. Сначала мы его выполняем на «пред дыхании» с эффектом легкого шума, а затем на чередовании гласных и согласных звуков. Это упражнение мы особенно любим выполнять в игровой, лёжа на ковре. Своеобразная мышечная гимнастика, равносильная «качанию пресса». Опять же, кто может - выполняют лежа, а кому трудно, или нельзя (в силу своих особенностей) - сидя. Практически все дети после выполнения этих дыхательных тренингов становятся румяными, радостными и активными. А это значит, что кровь начинает активнее циркулировать, легкие насыщаются кислородом, работают активно, организм ребенка полон сил и бодрости.
Данный комплекс упражнений направлен на то, чтобы сделать дыхание более глубоким. В основе гимнастики -парадоксальный вдох по методике Александры Николаевны. Грудная клетка сжимается скрещиванием рук, и вдыхаемый воздух проникает глубже, в нижние отделы лёгких. Повышается активность диафрагмы. Упражнения по данной методике активно используем при тренировке фонационного дыхания в процессе постановки речевого голоса.
Существует множество вариантов выполнения этих упражнений. Здесь я хотела бы предложить именно тот комплекс, который Александра Николаевна рекомендовала для певцов.
И.п.: Спина прямая, подбородок слегка опущен, взгляд вперёд. Руки немного согнуты в локтях и подняты – ладони на уровне рта. Рот широко открыт, язык у нижних передних зубов. Вдох производим сначала через рот, затем через нос. Число вдохов должно быть кратным 4. Выдох незаметный, происходит непроизвольно. Думаем только о вдохе. Ритм вдохов равняется ритму сокращения сердечной мышцы.
Упражнение 1.
Одновременно –
1. Скрещиваем руки на уровне груди
2. Активно вдыхаем ртом или носом. Выдох.
Упражнение 2. .
То же положение, что и в упражнении 1, только корпус поворачиваем вправо (к впереди стоящей ноге) на 45 градусов.
Упражнение 3.
То же положение, что и в упражнении 2, только корпус поворачиваем влево на 45 градусов.
Упражнение 4.
То же положение, что и в упражнении 1, только выполняем с лёгким наклоном корпуса вперёд.
Упражнение 5..
То же положение, что и в упражнении 1,только выполняем с лёгким наклоном корпуса назад
Дети с особенностями в развитии упражнения выполняют сидя, при этом я стою с такими детьми рядом и помогаю. Часть задания для таких ребят требует упрощения. С моей помощью, или помощью тьютера помогаем поворачивать корпус не на 45 градусов, а только слегка, при этом обязательно поддерживая плечи и спину. Все остальные упражнения выполняем без изменений.
1. Наклон вперёд (спина прямая), расслабившись, вдох носом, возвращаясь в и.п. – выдох через широко открытый рот. Проделываем 5 раз. Затем – вдох, наклон вперёд – выдох. Возвращаясь в и.п., вдох. Повторяем 5 раз.
2. И.п. - стоя, ноги – на ширине плеч; обхватываем грудь руками – вдох носом (не сгибая спины), развести руки в стороны – выдох, через широко открытый рот. Повторяем 5 раз. Затем разводим руки в стороны – вдох носом, обхватываем грудь руками, - выдох, через широко открытый рот. Повторяем 5 раз.
3. Приседая, руки отводим вперёд или в стороны, спина – прямая - вдох носом. Возвращаясь в и.п., - выдох через широко открытый рот. Повторяем 5 раз. Затем – вдох приседая (спина прямая) – выдох. Возвращаясь в и.п., - вдох. Повторяем 5 раз.
4. И.п. - стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую. Вдох – живот вперёд, выдох – живот подтянули, пауза 1-2 сек. При дыхании в этом положении работают равномерно мышцы живота и груди. Повторяем 5 раз.
5. И.п. - стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую, сделать вдох. Затем легко и свободно положить руки на грудь так, чтобы указательный и средний пальцы касались ключиц, в это время выдыхать. В таком положении оставаться до конца выдоха. Вдох – живот вперёд, выдох – живот подтянуть, пауза 1-2 сек. Повторяем 5 раз.
Упражнения выполняем в игровом зале, или в кабинете релаксации. После применения этого комплекса - обязательным является релаксация: слушаем звуки ручья, водопада, шум леса и прибой океана.
Восстановительная дыхательная гимнастика Е.В. Лавровой:
Эти упражнения построены на использовании принципа массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой дыхательной струёй. Этим приёмом достигается увеличение подвижности голосовых связок, т.к. под действием воздушной струи происходит стимуляция всех мышц гортани, участвующих в фонации.
Упражнение "Губная гармошка"
И.п. - сесть на стул, прислонившись к стенке, корпус выпрямить, ноги согнуть под прямым углом, ступни прижать к полу. В таком положении – вдохнуть через гармошку, при этом выпячивая живот вперёд, затем выдохнуть в гармошку, подтягивая диафрагму и втягивая при этом живот к спине. Дуть необходимо медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух на одной ноте. Начинать надо с 30 секунд, делая перерыв после каждого упражнения 20-30 минут. То есть во второй половине урока, либо в самом его конце мы возвращаемся к данному упражнению опять. И опять не больше 30 секунд. Через 2 недели увеличиваем нагрузку до 1 минуты. Упражнение достаточно сложное , но на мой взгляд самое эффективное с точки зрения оздоровительного процесса. Попробуем проследить этот дыхательный процесс с точки зрения физиологического. И может ли он принести оздоровительный эффект. Тип дыхания, который я предлагаю детям, в вокальной практике называется - смешанно-диафрагмальным. Дыхание с активизацией мышц брюшного пресса. Он состоит из элементов как грудного, так и брюшного типа. Смешанное дыхание характеризуется расширением грудной клетки в продольном, поперечном, и переднезаднем направлениях.
Вдох состоит из трёх элементов:
1. Сначала диафрагма сокращается, выпрямляется, идёт вниз и давит на органы брюшной полости, отчего верхние стенки живота выпячиваются
2. Затем происходит лёгкое расширение грудной клетки в нижней и средней её частях, именно расширение, а не поднятие.
3. В завершении вдоха происходит лёгкое подтягивание нижних стенок живота, для того чтобы при помощи брюшных мышц удержать диафрагму в сокращённом состоянии и регулировать, таким образом, выдох.
Выдох происходит ровной длительной струёй, без толчков, с одинаковой лёгкостью в различных положениях тела, что обеспечивает ровное и свободное звучания голоса. Расширение нижней и средней части грудной клетки и лёгкое выпячивание живота сохраняется почти до конца выдоха. Дыхание ровной струёй выходит через отверстие в губах. Живот и грудная клетка опадают очень медленно. Регулятором служат нижне -брюшные мышцы.
Только такое дыхание обеспечивает чрезвычайно важный для голоса механизм - опору звучания. «Опора (appogio) – это специальный термин, определяющий сознательное замедление фазы выдоха, благодаря контролированию напряжения мышц -«выдыхателей».
А именно этой цели подчинены данные дыхательные упражнения. Упражнения, с помощью которых мы достигаем звучания голоса на ОПОРЕ, применяя данный тренинг. Таким образом, весь комплекс дыхательной гимнастики напрямую связан с процессом «оздоровления»!
III.
Следующий этап урока это работа над дикцией и вокальной орфоэпией - формированием округлых гласных в умеренных по темпу песнях.
Дети с серьёзными нарушениями речи и дикции особенно нуждаются в усиленных упражнениях. Работу над дикцией мы выстраиваем в форме игры, в которую с большим удовольствием включаются все. В практике на уроке применяются самые эффективные и понятные детям упражнения, которые условно называются «Гримасы», «Пожуем», «Крокодильчик зевает», «Мычание» (с постукиванием носа, лба, груди), «Колесо» - вращение кончика языка по вертикали и горизонтали. В упражнениях на развитие дикции ученики приобретают двигательные артикуляционные навыки, совершенствуется выразительная речь, овладеваем литературным произношением. После того, как разогрет речевой аппарат, мы произносим скороговорки с действенной задачей (например, поругать приятеля за то, что испачкал дневник, обидел девочку и.т.д.). Но выполнять эти задачи необходимо словами скороговорки, а не своими. Мы практикуем произнесение скороговорок в разных темпах, что развивает дикцию, способность контролировать и управлять темпом речи, а также образное мышление. Соединение дикционных упражнений с пластикой рук, координирует речь. Особенно эффективен метод, который мы используем, решая проблему с заиканием. Постоянное произнесение фраз нараспев в сочетании с пластическим дирижированием (помогаем плавным движением руки тянуть все звуки). Ребенок с проблемой заикания на протяжении урока пользуется только певческой речью, что позволяет не «тормозить» на сложных звукосочетаниях. Отмечены результаты у учащейся 3 «Б» (ныне 4 «Б») и ученика 4 «А» классов. Работа с такими детьми ведется под наблюдением школьного логопеда.
Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.
IV.
Дикция в пении напрямую связана с вокальной орфоэпией. Певческая орфоэпия отличается от речевой. В вокальной дикции мы все слова выстраиваем и ритмически, и организованно по своей звуковой высоте. Что это значит? Для того чтобы их пропевать - необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. И здесь огромную роль мы отводим работе языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу. А в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое. Поэтому я использую ряд упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата. Объясняю детям: звук не может появиться сам по себе. Помимо дыхания очень важными органами речи являются также губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева. А дальше мы отрабатываем упражнение «зевка», «Скрипит дверь» и т.п. Когда у детей разрабатывается голос, то появляется тембральная яркость голоса. Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого использую небольшие упражнения – распевания на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном формировании уделяем гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные «о», «ё» способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «и», «а», «е». Звук «и» приближен к звуку «ы», «а» - к«о», «е»- к «е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Я всегда говорю детям: «Если гласная имеет полётность, то согласная “полетит” вслед за ней». Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные мы произносим утрированно, в первую очередь- согласную «р». Обращаю внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующем слогу или слову, например: «зво -нко», а не «звон- ко». Здесь часто сталкиваюсь с трудностью: дети начинают слишком чётко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется навык «тянуть» звук. Поэтому обязательным на уроке является разбор всего разучиваемого текста, где и отрабатываем правила вокальной орфоэпии. Приведу ряд примеров, наиболее часто встречающихся:
1) Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.
Пример: пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я
поем: Ты ря-би-ну- шка ра-ску-дря-ва-я.
2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример: пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.
3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.
Пример: Солнце - сонце, поздний - позний.
4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.
5) Сочетание букв тс, произносится как ц
Пример: советский-совецкий.
6) Сочетание букв ться, произносится как цця.
Пример: раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца.
7) Окончания его и ого произносятся как ево и ово.
Пример: твоего-твоево, любимого-любимова.
8) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.
Пример: пишется: Как красив этот сад;
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.
Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения. Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.
Необходимо выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой фразы.
Гениальный режиссер К.С.Станиславский, работая в оперном театре, говорил: “Пойте мысль!” Подчеркивая тем самым необходимость “протянуть” мысль от начала фразы к ее логической вершине.
V. Релаксация.
Музыкальная релаксация нужна нам как воздух. Мы проводим её в игровом кабинете. Что входит в наше понимание музыкальной релаксации? Это передышка, отдых. Но отдых не просто «полежали» и «заснули». Отдыхая физически, мы концентрируем внимание на звуках, сопровождающих расслабление. А звуки могут быть самыми разнообразными. То есть характер звучащей мелодии не обязательно должен «убаюкивать». Например, я заметила, что стимулирующее воздействие на организм ребенка оказывает маршевая музыка. Активизируется мышечная работоспособность и это можно заметить невооруженным глазом. Ребенок отдыхает после занятий дыхательной гимнастики, после пения, после двигательной гимнастики, а настроение звучащей мелодии веселое, бодрое, фанфарное. И что мы замечаем: мелодии, доставляющие детям радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений – это мы проверяли в процессе эксперимента. Благотворное влияние оказывают и некоторые симфонические произведения. Сейчас проблема влияния музыки на организм достигает своего апогея. Последние исследования специалистов в этой области выявили
Работа на уроках музыки по развитию всех перечисленных выше навыков, достаточно трудоемкая и кропотливая, и требует терпения и определенной выносливости, а наша задача эмоционально раскрепостить ребенка, дать ему творческую свободу. И конечно, нельзя забывать, что перед нами дети, и дети особенные. В классе много различных музыкальных инструментов «детского шумового оркестра». Ребята очень любят игру в этом оркестре. И на каждом нашем празднике обязательно звучит какая-нибудь пьеса или песня в сопровождении такого оркестра. Игра на бубне, маракасе, трещётках, «африканском тропическом ливне», гуслях, флейте ит.д. служит укреплению чувства ансамбля. Дети умеют правильно вступать и заканчивать свою игру, чувствовать изменение в темпе, динамике, исполнять свою ритмическую фигуру и вливаться в общее звучание.
Заключение:
Хотелось – бы несколько отклониться от сугубо методического и педагогического направления и сказать несколько слов из области «лирики». Работа с детьми для педагога, по-настоящему любящего всех детей – огромное счастье. Я очень люблю своих маленьких учеников, этих веселых, а порой серьёзных и грустных «человечков» Люблю их распахнутые в мир, восторженные глаза, когда они слушают музыку. Люблю их великолепные физиономии, буквально «тающие» от похвалы за самое лучшее выполненное упражнение. А как я люблю за их нетерпеливое желание играть на инструменте в шумовом оркестре, умоляющие взгляды и нежелание с этим инструментом расставаться. Все это творчество и нет лучшей доли для учителя, чем участвовать в зарождении и пробуждении этого творчества, которое я ,надеюсь, перерастет далее в более глубокое и содержательное чувство к музыке и вообще к искусству и ко всему прекрасному.