СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вокально-хоровая работа в общеобразовательной школе (методические рекомендации)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вокально-хоровая работа в общеобразовательной школе (методические рекомендации)»

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации


Синицына Г.А.,

учитель музыки ГБОУ СОШ № 15


Хоровое воспитание должно начинаться с важного организующего момента, а именно — с певческой установки. Правильная певческая установка подготовит детей к серьезной, активной работе. Положение корпуса и головы должно быть прямым, плечи опущены, естественное положение подбородка. При пении сидя ступни ног стоят на полу, руки на коленях. На правильную певческую установку нужно обращать внимание постоянно. Дыханию в пении принадлежит важнейшая роль. Нужно добиваться смешанного дыхания. Искусство пения — это искусство вдоха и выдоха. Спокойный, но вместе с тем достаточно активный вдох, задержка, а затем постепенный выдох. Это поможет созданию высокого качества звука, его “опоре". Красивый, полный звук получается только при правильной координации всех систем, участвующих в голосообразовании в процессе самого пения. Лучшая школа в выработке рефлекторного певческого дыхания — сама музыка, само пение. Следует всегда помнить о том, что в дыхании наряду с произвольными мышцами имеются регулировочные механизмы, действующие рефлекторно и независимо от нашей воли. Прерывистый, вялый звук — показатель плохого дыхания. Важно следить, чтобы ребенок при вдохе не поднимал плечи — это ведет к крикливому, напряженному пению. Приучать детей к тому, что дыхание имеет исключительное значение. Непродуманное, неправильное дыхание может разорвать музыкальную фразу и, наоборот, соединить два различных по содержанию предложения, исказить мысль. Если же фраза, которую надлежит спеть на одном дыхании, достаточно большая, в этом случае нужно научить детей пользоваться правильно цепным дыханием. Показать детям, как нужно в этой же звучности или даже тише вступать снова в нужный тон. Дети должны сами уметь регулировать громкость своего пения, брать дыхание нужно произвольно и незаметно. Дыхание оказывает влияние и на тембр. Ограниченная сила звука детского голоса как бы сама требует мягкой атаки. Именно при ней связки смыкаются неплотно и непосредственно в момент начала звукообразования, что обеспечивает спокойный мягкий звук средней силы. Однако у вялых детей мягкая атака приводит к утечке воздуха при пении и плохому звукообразованию. Поэтому у таких детей следует активизировать процесс голосообразования, используя твердую атаку. Твердая атака обеспечит интенсивную работу, а мгновенность начала звука помогает точности интонирования.

Если у ребенка “зажатость” голоса, он поет напряженным голосом тогда следует применить придыхательную атаку.


Артикуляция, дикция, звукообразование и звуковедение


В воспитании красивого пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. На гласных звуках вырабатываются все вокальные качества голоса и техники. Нужно добиваться постоянного положения гортани при пении различных гласных. Полезно пение песен в нисходящем движении. Воспитывать правильное формирование гласных нужно постепенно. Начинать с гласной “у” (пение совершается на “зевке”), можно использовать гласную “ю” или слог “лё”.

Большое внимание следует уделять дикции. Настойчивая работа над дикцией освободит и разовьет артикуляционный аппарат детей.

Рекомендую пропевать скороговорки на одном звуке в таком порядке:

букву "с" как бы проглатывая, т.е. не выделяя

  1. На семеро саней по семеро в сани уселися сами.

  2. Сел солдат и съел салат. Самым смелым был солдат. Самым спелым быт салат. (I ст, III ст, Уст.)

твердое окончание "са"

  1. В дорогу собираются, а на гору взбираются.

тройное "р"

  1. Револьвер отрегулировали в лаборатории.

  2. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

не выделяя букву "п"

в. Папаша покупал покупки.

  1. От топота копыт пыль по полю летит.

не выделяя букву "ш"

  1. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

не выделяя букву "ж"

  1. Нужен ужин для ежихи, нужен ужин для ежат.


Очень важен ритмический ансамбль. Полезно научить детей отстукивать, отхлопывать, щелкать пальцами ритмические рисунки, которые придумывает сам учитель. В качестве упражнения рекомендую одной группе хора петь свою партию, второй - топать метрические доли, а третьей - отхлопывать ритмический рисунок.

Для достижения единства в ансамбле полезно выполнять такие упражнения:

1. Петь и рисовать рукой в воздухе гласные, двигаясь голосом от точки, данной учителем, за рукой.

  1. Полезно петь выученные произведения без дирижера, т.к. это помогает ритмической и темповой устойчивости.

Также очень важно петь по полутонам вверх и вниз. Петь без музыкального сопровождения. Начинать с простых упражнений, затем переходить на двухголосные. Главное, что необходимо чтобы развить музыкальный слух у детей — не разрешать петь фальшиво.