Воспитание юных борцов: формирование личности в условиях спортивной подготовки
Вот уже на протяжении 3 последних лет я работаю тренером-преподавателем в МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ». Свои занятия я строю так, чтобы исключить чистую погоню за результатами, стараюсь кропотливо всё продумать, учитывая индивидуальные физические, психические качества. Планируя занятия, использую дифференцированный подход к учащимся, технологии здоровьесбережения. Я уверен, что педагог должен «не работать с детьми», а проживать с ними занятия, радоваться и печалиться, переживать взлёты и падения, не допуская панибратства и фальши в отношениях. Только тогда воспитанник будет доверять педагогу, видеть в нём помощника и свою опору. Время неумолимо бежит вперёд, но я считаю, что в будущее необходимо взять уже испытанное и проверенное в педагогической работе:
- ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души,
- каждый ребёнок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь,
- преподаватель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и любит свое дело, предан ему бесконечно.
Я всё делаю для того, чтобы каждый мой воспитанник выбрал в жизни своё единственное правильное направление.
Цели и задачи моей педагогической деятельности направлены на всестороннее развитие личности воспитанников, формирование спортивного мастерства, укрепление здоровья и воспитание физических качеств обучающихся. Обучение технике борьбы, развитие специальных психических качеств, а также воспитание морально-волевых качеств и навыков здорового образа жизни.
Изучение индивидуальных особенностей и склонностей каждого ученика, требует постоянного наблюдения за ними, пристального внимания к каждому воспитаннику, выявления и анализа его сильных и слабых сторон.
Учитывая возрастные особенности учащихся, их физическую подготовленность и ставлю конкретные задачи на каждом этапе обучения, что позволяет обеспечить эффективный учебно-тренировочный процесс и достижение высоких спортивных результатов.
В спортивной школе по вольной борьбе с детьми применяются методы, направленные на всестороннее развитие и обучение технике, тактике и психологической подготовке. Основные методы включают в себя:
1. Развитие физических качеств:
Общефизическая подготовка (ОФП) – упражнения на силу, выносливость, скорость, гибкость и координацию, необходимые для успешного освоения приемов борьбы.
Специальная физическая подготовка (СФП) – упражнения, направленные на развитие конкретных двигательных навыков, необходимых для вольной борьбы (например, взрывные движения, работа в партере).
Игровой метод – использование подвижных игр для развития координации, ловкости и общей физической подготовки.
2. Обучение технике:
Показ и объяснение приемов – тренер показывает технику выполнения приема, объясняет его суть и последовательность движений.
Многократное повторение – ученики отрабатывают прием до автоматизма, постепенно увеличивая скорость и амплитуду.
Разбор ошибок – тренер указывает на ошибки и помогает их исправить, используя индивидуальный подход.
Обучение в парах – ученики отрабатывают приемы друг на друге, что позволяет им лучше понять технику и научиться взаимодействовать.
Использование подводящих упражнений – специальные упражнения, которые помогают освоить отдельные элементы приема.
3. Тактическая подготовка: Обучение выбору позиции и дистанции, Обучение защитным и атакующим действиям, Изучение различных комбинаций приемов, Анализ тактики соперника.
4. Психологическая подготовка:
Развитие концентрации внимания и самообладания.
Формирование уверенности в себе и своих силах.
Обучение управлению эмоциями во время схватки.
Развитие волевых качеств (терпение, настойчивость).
5. Методы контроля: Тестирование физической подготовленности, Контрольные схватки, Оценка освоения техники, Анализ соревновательных результатов.
Дополнительные методы:
Занятия на тренажерах, направленные на развитие определенных мышечных групп.
Работа в спортивном зале с использованием манекенов и других вспомогательных средств.
Просмотр видеозаписей соревнований по вольной борьбе.
Проведение тренировочных лагерей и семинаров.
Важно, чтобы тренировочный процесс был разнообразным, интересным и мотивирующим для детей, а также соответствовал их возрасту, уровню подготовки и индивидуальным особенностям.