МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 72 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Воспитательное мероприятие
7 апреля - День провозглашения Донецкой Народной Республики
Никольская Анна Михайловна,
Воспитатель ГПД
ГБОУ« Школа №72 г. о. Донецк»
Донецк – 2025
Цели:
cистематизировать знание учащихся о понятиях «гимн», «герб», «флаг».
рассказать о современной государственной символике.
воспитание чувства гражданства, патриотизма, развитие речи и памяти учащихся.
Основные понятия: гражданин, герб, гимн, флаг, Конституция ДНР.
ХОД УРОКА
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю, чтобы сегодня у вас до самого вечера было хорошее настроение!
В этом году нашей Республике исполнилось 11 лет. Когда вы появились на свет, вам выдали свидетельства о рождении. Вот так и наша Донецкая Республика при рождении получила документ Декларацию Народная Республика была провозглашена 7 апреля 2014 года в городе Донецке, ставшим ее столицей..
11 мая 2014 г. прошел референдум о самоопределении ДНР ,и большинством голосов поддержано создание Донецкой Народной Республики. Теперь 11 мая мы будем праздновать День Республики. 12 мая 2014 г. на основании декларации о независимости, был провозглашен суверенитет Донецкой Народной Республики.
Это молодое государство, его история пишется каждый день и каждую минуту. Мы с вами – творцы этой истории и должны гордиться тем, что живем в крае уникальных, трудолюбивых и несломленных людей.
Актуализация.
Учитель: Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки. Я хочу начать наше мероприятие с притчи.
Притча о Родине
Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми… Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.
Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
- «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
- «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог. А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его… Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку. И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.
Это был путь на Родину, дорога к себе самому!
Определение темы и цели .
Учитель: Так что же такое Родина? Давайте мы все поделимся своими ассоциациями к слову «Родина» (приём работы ассоциативный куст). Почему она так важна для каждого человека? (ответы детей). Как много у вас ассоциаций с нашей Родиной. И это всего лишь малая часть.
Запомните, чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, яблоневый сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным родником. И на так уж сложно объяснить, почему все это нам дорого, ведь все это - наша Родина!
Теперь и переходим к нашей теме урока.
Вспомните, какие пословицы о Родине вы знаете.
Игра «Пословица» ( сложить на доске)
– Родина-мать, умей за нее…
– Для Родины своей ни сил, ни жизни…
– Родная сторона-мать, чужая –…
– Где мать родила, там и Р…
– Везде хорошо, а дома…
– На чужой сторонушке рад своей…
Учитель: Для нас Родина – Донбасс! Мы гордимся своим краем!
Интерактивная игра «Расшифруй слово Донбасс» (Д – достаток, достоинство. О – опора. Н – надежность. Б – богатство. А – активность. С – сила. С – смелость).
С какими символами у вас ассоциируется слово «Донбасс»? (уголь, степь, терриконы, пальма Мерцалова).
-Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
- Как называется то место, где вы родились и выросли? Что вы о нём можете сказать? Ребята, как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)
Стихотворение «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
- Для гражданина понятие гражданственности тесно связано с понятием любви к Родине, патриотизма, гордости, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину.
- Малая родина у всех вас своя, а вот страна ДНР, где мы живем, у нас общая.
Одни люди равнодушны к бедам других, безразличны к происходящему в стране. Но настоящий гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Это называется «гражданское поведение».
Можно равнодушно смотреть, как гибнет природа от рук человека, а можно сажать деревья, никогда не бросать бумажки на землю, очищать лес и берега рек от мусора. Можно делать добрые дела - помогать старым людям.
- Приведите примеры гражданского поведения. Что можете сделать вы?
- У каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это называется малой Родиной.
-А наш уголок –Донецк. Здесь мы родились и сделали свои первые шаги. С первых дней жизни нас окружают тепло и забота родных людей, согревают лучи жаркого солнца.
-Также здесь живут наши родители, друзья и именно здесь, в нашем любимом селе мы хотим жить счастливой, полноценной жизнью.
Мы – патриоты своей страны,
Мы защищать ее должны.
Должны любить ее просторы,
Леса, поля, реки и горы.
Мы- патриоты своей страны,
Все законы знать должны.
Должны быть сильными всегда,
Не падать духом никогда.
Мы-патриоты своей страны,
Знать героев своих должны.
Должны равняться на них во всем,
Тогда и враг нам ни по чем.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
И все люди в нашей стране равноправны:
женщины и мужчины, молодёжь и старики,
люди любой национальности и вероисповедания.
-Где записано об этом?
- В Конституции ДНР.
- Да, правильно, об этом записано в Конституции ДНР. Вы должны об этом помнить и уважать законы страны.
Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан ДНР. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
– Каждый взрослый человек в нашей стране для удостоверения своей личности имеет паспорт – паспорт гражданина ДНР.
Ну и, конечно, гражданин Страны должен знать ее государственные символы.
– Какие вы знаете государственные символы нашей Республики! (Герб, флаг, гимн)
– Какой символ Республики поднимают в случае победы наших спортсменов на соревнованиях, во время государственных праздников?
Какая музыка при этом исполняется?
– У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь. Это герб, флаг и гимн. Сегодня мы поговорим об отличительных знаках нашего государства.
– Прочтите слово. (Герб)
– Кто знает значение слова «Герб»
– У всякого города и государства есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем герб. Использование герба не может быть произвольным!
– Где изображается герб? (На денежных знаках, на паспортах, на флагах, на форменной одежде, на государственных документах.)
– Герб есть и у нашей Республики.
Изображение герба.
– Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит)
– Опишите герб: Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоке (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом. Ноги у орла отсутствуют.
– Как называют всадника, изображенного на гербе?
– Что вы о нем знаете? (Святой Архистратиг Михаил)
– На гербе ДНР изображен воин, олицетворяющий добро, а черный змей – символ зла. Всадник поражающий змея – это символ победы добра над злом.
Двуглавый орел
– Расскажите о другой составной части герба – двуглавом орле.
– Чем необычно изображение орла?
– Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток, охраняет свои владения в Европе и Азии.
– Почему крылья орла подняты?
Орел показывает свою силу и мощь.
Изображение флага
– Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
– Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя)
– Слово флаг и знамя означают одно и то же.
– Знамена появились в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военноначальников и отдельных отрядов.
– Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Чёрный, синий, красный)
– Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса.
Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.
Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.
– Есть еще одно название нашего флага, вы его можете услышать по телевизору или прочитать в газете.(Триколор)
– Когда поднимают флаг? Когда играет гимн.
– Где устанавливают флаг?
На зданиях государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц, на зданиях дипломатических представительств за границей, в знак траура, в дни праздников, солдаты принимают присягу, идут в бой, чтобы защитить свою Родину, во время спортивных соревнований за призовое место
Мы должны гордиться нашим флагом.
Лица виновные в осквернении Государственного флага несут ответственность перед законом в соответствии с действующим законодательством ДНР.
19 октября – это День Государственного флага ДНР.
Государственный гимн
– О каком символе Республики мы еще не говорили? (О гимне)
– А вы знаете, что такое гимн?
– Гимн это торжественная песня о красоте и величии Родины.
– В каких случаях исполняется гимн? (Гимн исполняется в особо торжественных случаях на митингах, мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.)
– Зачем это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен.
– Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.
– В каких словах прославляется Республика?
Прослушивание фрагмента гимна.
«Дерево пожеланий»
Предлагаю вам на розочке « триколор» написать свои пожелания молодой Республике .
Песня « Родина»
Итог:
О чем шла речь на занятии? (О государственной символике)
Удалось ли нам ответить на вопрос, который стоял в начале нашего урока: «Что такое Родина. Кто настоящий гражданин»?
Каким должен быть настоящий гражданин?
Можете ли вы себя называть гражданином республики? Что можете сделать вы, чтобы наша республика была лучше?
Назовите государственные символы и их значение.
Кто был активным на уроке? Оцените свою работу.