муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 имени академика В.Ф. Уткина»
муниципального образования – городской округ город Касимов
МБОУ «СШ № 2»
Сообщение
«Воспитательный потенциал современного урока русского языка в начальной школе в рамках ФГОС»
Подготовила:
Демина Е. Н.,
учитель начальных классов
2022-2023 учебный год
Слайд 2.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Слайд 3.
К. Д. Ушинский в статье «О первоначальном преподавании русского языка» писал : «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка».
Русский язык для младших школьников - основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Урок русского языка по ФГОС обладает возможностями через содержание учебного материала, через методы обучения, формы организации познавательной деятельности влиять на формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника.
Современные образовательные технологии предполагают организацию на уроках русского языка активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.
Готовясь к урокам русского языка, я продумываю пути наилучшего раскрытия темы, нахожу формы максимального использования воспитательных возможностей.
Так, одной из важнейших задач уроков русского языка является воспитание любви к родному языку, к природе, к Родине.
Развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение культурного наследия России, любовь к родной природе мне помогают учебные тексты. Отрывки поэтических произведений позволяют насладиться красотой, богатством слов русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими и живущими на Русской земле, в России.
Слайд 4.
Например, упражнение 87. Здесь представлены строки нашего земляка С. Есенина. Работа над этим упражнением дает возможность не только понаблюдать над словом, не только поговорить о литературных приемах написания этих строк, но и вспомнить пройденный материал: указать падеж имен прилагательных, доказать, что записанное предложение сложное.
Слайд 5.
В учебнике достаточное количество заданий, которые воспитывают у учащихся чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной ответственности за свои поступки. Примером этого служат строки стихотворения Леонида Яхнина в упражнении 243. Работая над этим упражнением, определяем главную мысль строк (Будьте добры ко всем, кто слабее), отрабатываем орфограмму «Не с глаголами».
Часто на уроках применяю запись и разбор пословиц, поговорок, фразеологизмов. Особенность современных учеников – дети не понимают глубокого смысла этих выражений, а воспринимают их буквально. Например, пословицу «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» дети объясняют: «Если хочешь поймать рыбу, надо потрудиться». Работа в этом направлении актуальна, так как одно из заданий всероссийских проверочных работ – объясни, в какой ситуации уместно то или иное выражение. Например, в этом году в работах четвероклассников нашей школы были такие выражения: «Тише едешь- дальше будешь», « Правда глаза колет». Дети эти выражения объясняли так: «Выражение Тише едешь – дальше будешь будет уместно в ситуации, когда ученик, выполняя домашнее задание, поспешил, и у него вышло неразборчиво и неаккуратно».
Или
«Выражение Тише едешь – дальше будешь будет уместно в ситуации, когда мальчик быстро решил контрольную работу, но наделал в ней много ошибок».
Или
«Выражение Правда глаза колет будет уместно в ситуации, когда один человек другому говорит правду о нем, а эта правда человеку не нравится».
Слайд 6.
Очень нравится мне использовать на уроках русского языка отрывки, слова, предложения из произведений наших земляков: Н.А. Родина, Л. Костиковой. Тексты не только позволяют формировать и отрабатывать орфографическую зоркость, либо какой-то другой теоретический материал, но и несут большую воспитательную ценность. Так, на одном из уроков выполняли синтаксический разбор предложения из рассказа Н. Родина «Дети войны». После данного вида работы рассказала ученикам, что этот рассказ Николай Александрович посвятил В. И. Вьюновой. Во время войны она была ребёнком, стойко перенёсшим как и многие другие дети все трудности и ужасы этой страшной войны. Но война не сломила ее, наоборот, закалила. Будучи взрослой Вера Ивановна стала учителем. Много лет работала в 7 –ой школе, преподавала русский язык и литературу; учила детей добру, жизни, справедливости.
Для формирования таких учебных качеств как усидчивость, дисциплинированность, умение работать дружно использую групповую работу. Это способствует сплочению коллектива: ребята работают вместе, выслушивают мнение каждого. При этом формируется самооценка и взаимооценка.
Слайд 7.
Вот некоторые примеры заданий в группе:
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова на орфограмму «Парная согласная в корне слова», расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход игры: У каждой группы свой пункт назначения ( огород столовая зоопарк)
Почтальон раздает группе детей (по 3-4 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород
столовая
зоопарк
гря-ки хле-цы кле-ка
доро-ки пиро-ки марты-ка
кали-ка сли-ки реше-ка
морко-ка ло-ка вербдю-
реди-ка доба-ка
или
Слайд 8.
Игра “Кто больше?”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.
Ход игры. Играют 3 команды по 3-4 человека. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача каждой команды: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.
Материал для игры:
1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.
Большими воспитательными возможностями обладают уроки развития речи, на которых мы пишем обучающие сочинения, изложения, сказки, рассказы. Все это способствует развитию прекрасного в душе ребенка.
Сейчас перед вами будут меняться слайды, на которых представлены обложки работ учащихся.
Слайд 9.
Сочинения «Главное слово в моей жизни», «Будьте добрее, люди!».
Слайд 10.
Сказки « Добрые огоньки», «Дружба-главное чудо».
Слайд 11.
Рассказ «Спасение Кузи».
Чтобы не быть голословной, приведу пример сочинения «Будьте добрее, люди!»
( зачитать сочинение)
В завершении хочется сказать, на одном уроке невозможно воспитать честность, милосердие, мужество, волю, вежливость или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.