СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстание декабристов. "Один день на Сенатской площади - и шаг в бессмертие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Восстание декабристов. "Один день на Сенатской площади - и шаг в бессмертие"»

Тема урока: «Один день на Сенатской площади –и шаг в бессмертие.

Цели урока:

  1. Другие цели урока. Знать, уметь и применять

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тексты с выдержками из исторических источников, листы рефлексии, листы с альтернативными заданиями.

Тип урока: инегрированный урок с целью углубления знаний.

Ход урока:

Воодушевляющее начало урока:

Слово учителя: здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Михайловна. Я очень рада видеть вас. Мне приятно приветствовать от нас с вами и взрослых, присутствующих на сегодняшнем уроке. Потому что история – это наука, которая прежде всего связывает века и события, года и города, разные поколения. И все мы – дети и взрослые – часть истории. История жизни каждого из нас – это короткая строчка в истории страны. Место, где мы живем, учимся, работаем, влюбляемся – кусочек мира.

А если человек живет не только для себя, но и для страны, то его судьба прописывается яркой строкой в истории народа. Годы, когда живут такие люди – исторические вехи, города и улицы, по которым они ходят – экскурсионные маршруты.

И мы сегодня поговорим о тех, чьими именами названы улицы нашей Северной Венеции, Северной Пальмиры, Второй столицы и – кстати – ровесника нашего города …. Пройдемся по улицам Санкт- Петербурга…. Ребята, а в нашем городе есть улицы, посвященные декабристам.

Рылеева, Пестеля, Муравьева, Одоевского, Каховского.

Кто они? И кому (какому периоду в истории) посвящена мелодия, которая звучала на фоне моих слов.

Дети: декабристы.

Учитель: сколько продолжалось восстание декабристов и где оно состоялось?

Дети: один день.

На доске появляется надпись

ОДИН ДЕНЬ на СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ

Учитель: ребята, в году 365 дней, в истории 4 эпохи, множество веков – почему же мы говорим и вспоминаем один день 14 декабря?

Дети: потому что это был день, когда проходило восстание декабристов, которые во многом изменили ход истории, этот день вошел в историю

Учитель: События 14 декабря смогло состояться без них?

Дети: нет, они выступили организаторами и вдохновителями событий 1825 года, они были выдающимися людьми, личностями, они вошли в историю. Что значит «вошли в историю» ?

На доске появляется надпись Шаг в бессмертие.

Декабристы

14 декабря 1825 г

Сенатская площадь

Дети: дают отрицательный ответ.

Учитель:т.е. существует взаимосвязь между действующими лицами и событиями в истории. Определите, кем являются декабристы с позиции обществознания.

Дети: говорят личность и что это такое.

Учитель:проблема:т.о., мы должны оценить декабристов с разных сторон и показать их возможность влиять на ход исторического события, а также попробовать разобраться, какие ЛИЧНЫЕ качества определили значимое положение декабристов в истории.Кстати, вспомним основные характеристики периода – начала XIX века, «породившие» движение декабристов.

Актуализация знаний: текст с ошибками

К началу 19 века Россия была самой большой страной в мире. Население страны (а это 40 млн. человек) делилось на сословия: привилегированные и непривилегированные. К привилегированным относилось дворянство – 25 % и духовенство 30 %, к непривилегированные крестьяне – 50 %. Помимо крестьян к непривилегированным сословиям относились мещане, казаки, купцы 3-й гильдии. Крестьяне свободно могли перейти из одного сословия в другое. В их собственности находились значительные земельные наделы. Основной формой экономики было промышленное производство. Поэтому Россия была ведущей индустриальной державой. Политический строй страны – конституционная монархия. У всех сословий населения страны были неограниченные права и свободы.

Учитель: какой можно сделать вывод о положении страны в нач. 19 века.

Дети: существовал комплекс противоречий, требующих разрешения.

Учитель: конечно, многие видели необходимость преобразований, но на Сенатскую площадь выходят не все, а ограниченный круг дворян. Ребят, посмотрите на доску: решите задачку: население страны составляло 40 млн. человек из них дворянство 1%. Сколько человек составляло дворянство?

Дети: 400 тысяч.

Учитель: а сколько дворян – офицеров вышли на Сенатскую площадь?

Дети: 30 человек дворян, которые привели с собой 3000 солдат.(если не скажут можно: вас сейчас 30 человек их было на 12 человек больше, а привели они с собой в 100 раз больше).

Учитель: Что же их привело на Сенатскую площадь?

Дети: какие - то черты характера, желание что-то изменить, стремление сделать свою страну лучше.

Учитель: более детально проанализировать эти черты можно через призму обществознания. Какие сферы жизни общества вы знаете.

Дети: экономическую, политическую, социальную и духовную. У вас на столах лежат бейджики, возьмите их и объединитесь, пожалуйста, в группы по сферам общества. Ребят у вас на столах лежат папки в этих папках рабочий материал. Ваша задача: прочитать, проанализировать и ответить на вопросы + попытайтесь определить какие черты характера проявляются у декабристов. Тезисно обозначьте на листах ватмана.

Работа с документом, обсуждение работы групп около доски.

1. Декабристы и политическая сфера (политика Александра 1 была консервативной после Отечественной войны 1812 г, влияние на формирование взглядов декабристов опыта зарубежных стран)

2. Декабристы и экономическая сфера: (самодержавие и крепостничество являлось тормозом для развития страны) способность анализировать, мыслить, ответственность.

3. Декабристы и социальная сфера: нетипичность поведения декабристов для их соц. статуса. Решительность, целеустремленность, индивидуальность

4. Декабристы и духовная сфера: декабристы имели особые черты характера патриотизм, жертвенность, духовность. Нравственные качества.

Учитель: ребята, перед вами характеристики личности, взятые из специальной книги – соотнесите их с образом декабристов. Ученики отмечают, что они совпадают.

Ученики дают положительный ответ. Т. Е. в декабристах все сошлось. Действительно, ЛИЧНОСТЬ - это тот, чей жизненный опыт и высокая духовность не позволяют оставаться равнодушным к происходящему в жизни, в судьбе народа. Личность – это тот, кто способен сделать решительный шаг… который на века сделает имя девизом порядочности и чести.

Учитель: согласны ли вы с мнением Н. Бердяева: «Один человек может лучше выразить волю и дух народа, как органического целого, чем все человеческое количество. На этом основано значение великих людей в исторической жизни народа»

Личность:

• Целеустремленность

• Ум

• Талант

• Решительность

• Способность анализировать, мыслить

• Нравственные качества

• Ответственность

• Способность преодоления трудностей

• Образованность

Учитель: Ребята, а теперь давайте перенесемся на 189 лет назад. Как вы думаете, смогли бы то, что сделали декабристы, осуществить представители других слоев? Почему?

Схема: Декабристы

14 декабря 1825 г

Сенатская площадь

Перечеркиваются декабристы

М. Пришвин: «Общество держится типами, а движется характерами».

Действительно, масштаб личности декабристов делает их уникальным явлением в мировой истории. Какие вы знаете литературные произведения, посвященные декабристам.

Послушаем, как о декабристах сказала Марина Цветаева – об их силе духа и идеализме мировоззрения.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ



Учитель: Если успеем: ребята, я хочу вас попросить написать синквейн о роли личности в истории, о личности декабристов.Давайте сделаем это коллективно – один синквейн от каждой группы.



Заключение: мы изучаем историю не для того, чтобы ее изучить, а как сказал Плутарх: глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю. Вот и мы, глядя в историю, учимся понимать, анализировать, что происходит вокруг нас. Чему вас научили события 1825 и как их можно соотнести с современностью? Готов ли кто-нибудь из вас отказаться от всех благ ради идеи, ради страны?



Заключение: ребята, моя дочка, когда ходит по снегу, всегда радуется и кричит: «Мама, посмотри, какой след я оставила». И я задумалась, ведь все, что мы делаем в нашей жизни, тоже оставляет след. Сегодняшний урок оставил след у меня, на долгие годы, вы замечательно работали, были очень отзывчивы. А у вас урок оставил какой-нибудь след? Какой ? О чем вы задумались?Чему вас научили события 1825 и как их можно соотнести с современностью? Готов ли кто-нибудь из вас отказаться от всех благ ради идеи, ради страны?