СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вот моя деревня...

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название деревень несут в себе память поколений. память людей. Большая Мушерань - моя деревня. чисты здесь реки , небеса.

Просмотр содержимого документа
«Вот моя деревня...»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУМУЖЪЯЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»













ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ


« ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ…»

тема











Автор: Ахметов Эльмир 5 класс

Руководитель : Ахметова Алевтина Ивановна

учитель истории и обществознания







Содержание





Введение

1. Место расположение деревни Большая Мушерань

2. История поселения

3. Природное окружение деревни. Растительный и животный мир

5.Современные проблемы деревни

6. Заключение

7. Используемая литература



























Люблю свой край благословенный

луга, полей и леса

Большая Мушерань – моя деревня,

Чисты здесь реки, небеса.

И пусть у нас не все так просто,

Народ работает, живет.

И молодежь у нас смеется,

И наша женщина поет.


Ничто на земле не может быть ближе, роднее, дороже, милее, чем малая Родина. У каждого человека есть своя ро­дина, которую он всегда будет любить и которая ему будет всегда дорога, несмотря на то, что если даже человек вырос и переехал в другой город, другую страну.

Для меня моя малая Родина – это деревня Большая Мушерань. Здесь я родилась и здесь сделала свои первые шаги. Здесь с самого моего рождения окружают меня мои самые близкие и дорогие мне люди. Моя деревня для меня краше всех мест на свете. Здесь для меня все мое, все родное. Нет ничего прекрас­нее этого уголка России. Мне нра­вится валяться на зеленой травке, греясь под сол­нышком на берегу речки. Рядом щебечут птички, кажется, что время останавливается. Жизнь замира­ет, и ты забываешь обо всем на свете. А когда наступают летние вечера вокруг стоит такая тишина, и только слышно как стрекочут кузнечики. Посмот­ришь на небо, и звезды кажутся такими близкими, что если протянуть руки, то можно дотронуться до них. Мама говорит: это из-за того, что река близко.

Так же здорово и великолепно в деревне зимой. Сядешь дома около окна, возле теплой батарей, тепло, а за окном сугробы наме­ло…, даже дверь на улицу открыть сложно. Снег на солнышке переливается, словно гора алмазов. Вый­дешь на улицу - холодно, мороз так и пробирает.

Ах, как я люблю это райское местечко. Как же можно не гордиться мне своей родиной? Она прини­мает меня в свои объятия, всегда ласкова со мной, приветлива. Люди уходят, умирают, а родина всегда остается. Приходят другие, и она становится родной им, жи­вет в каждой капле росы поутру, в тихой иве у реки, в широких, вольных полях.

За рекой через дорогу стоит величавый лес. Особенно лес красив в летнее и осеннее время. Я очень люблю наш лес, в котором так легко дышать, в котором березки для меня мои подружки. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперед. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы не когда не забудем. Мы будем любить и чтить ее до последних дней своей жизни.

Объектом исследования мы выбрали деревню Большая Мушерань. Сразу возникает вопрос, для чего же изучать? Названия деревень несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь является примером для нас. Название деревень - это памятник истории, дающий представление о прошлом, особенностях быта, отражение особенностей местности, где живут люди. Проведя анкетирование жителей (Приложение 1), мы увидели, мало кто знает историю деревни Большая Мушерань А ведь без прошлого нет настоящего и будущего.

Цель: Изучить историю деревни Большая Мушерань.

Задачи:

1. Выяснить образование и происхождение названия нашей деревни.

2. Изучить природные особенности населенного пункта.

3. рассмотреть современную проблему деревни.

4.Воспитание любви к родному краю.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследовательской работы: изучение литературы, беседы и интервью с жителями деревни, работа с архивным фондом библиотеки, изучение материалов школьного музея, анкетирование.

Объектами нашего исследования стала деревня Большая Мушерань.

Предметом исследования являются – образование и происхождение названия деревни., природные особенности населенного пункта.

современная проблема деревни.

Приступая к данной работе, мы выдвинули гипотезу, что названия деревни хранят историю образование и происхождение названия деревни., природные особенности населенного пункта. проблему деревни.

Я хотела показать все аспекты своего края, изученные нами в ходе исследовательской работы.

В данной работе мы собрали и обобщили информацию об истории поселения, о природных особенностях нашего края,

Использовала материалы из школьного архива, из личных архивов местных жителей, из районной газеты «Морко мланде», из книги Ивана Степановича Галкина «Кто и почему так назвал», а также информация из личных бесед со старожилами.






Месторасположение деревни Большая Мушерань.


Деревня находится в 8 км на северо-восток от центра дер. Осипсола. В экономических примечаниях Царевококшайского уезда за 1793 год отмечены три деревни сведения д. Большая Машаран в 10 дворов, Малая Мушаран в 21 двор и Мушаран в 20 дворов. Разное написание, по – видимому , зависело от разного произношения названия. Первоначальное звучание топонима отражено в варианте Мушаран. Мушерань – результат русской адаптации , а варианты Мошаран. Машаран, Маршан появились на почве марийского языка.Прозишло постепенное изменение гласных букв( у), (а), (о) Мушаран- Мошаран- Машаран- Маршан

Передававшаяся из поколения в поколение легенда гласит: "Давным-давно жили три брата: Маршан, Чавай, Мурай. Все трое были охотниками, на охоту ходили врозь - в разные стороны. Маршан был старшим из братьев. Однажды Маршан с утра пораньше пошел на охоту. Долго он бродил по лесу. На обратном пути он оказался на лесной поляне, рядом с которой протекала речка. На следующий день он снова возвратился на облюбованное место, где со временем построил жилье. Так появилась деревня, названная в честь Маршана, Кугу Маршан, или Большая Мушерань, около речки Вончо.

Переселенцы занимались земледелием, животноводством, смолокуренным производством, охотой.

В нашей деревне жили и живут марийцы и татары.

В списке селений Царевококшайского уезда деревня Большая Мушерань была основана 1793 году.

  • В 1839 году в деревне насчитывалось 15 дворов, 55 мужчин. Селение построено правильно, постройки очень редкие. При деревне находилось озеро. Рядом протекала река Вончо.

  • В 1902 году в деревне насчитывалось 57 дворов.

  • В 1924 году в деревне проживало 374 человек из них 344 мари, 30- татары.

  • 1932 году 79 хозяйств : 354 человек

  • 1959 году 79 хозяйств 320 человек

  • 2004году 55 хозяйств 186 человек , 23 школьников, 18 дошкольников.

  • 2016 году 31 хозяйство 70 человек, 19 школьников,. дошкольников 4- татар.

  • Средний возраст жителей 50-60 лет. Школьников 11, дошкольников -4

По статистическим данным мы видим уменьшение жителей и дворов в деревне.

  • До создания колхоза зажиточные крестьяне Эпаев Эпатай содержал ветряную и водяную мельницу, обдирку, шерстобойку.

  • Петров Николай- скипидароочистительный завод, пасеку.

  • Тихонова Елена, Григорьев Василий – мелочную лавку.

1930 году в деревне создан колхоз «Тумер»- организатором был С.С.Сидоров. Первыми в колхоз вступили А.Андреева. С.Сергеев, А.Осипов ,И.Борисова , М Николаева, Г.Васильев т.ж.зажиточные крестьяне Эпатаев Эпай ,.Петров Николай . Тихонову Елену и Григорьева Василия раскулачивали.

  • 1952 году переименован колхоз «Красный Октябрь»

  • 1959года в колхоз «Победа»

  • 1992 года колхоз распался

  • 1962 –открыли фельдшерский пункт – первым фельдшером деревни была Л.Г.Гребнева

  • 2015году- фельдшерский пункт закрыли.







  • С 1921 года – в деревне работала Большемушераньская начальная школа 1 ступени в ней трудились 2 учителя. Учились 60 учеников.

С 1977 года начальный класс переводится в Кумужъяльскую среднюю общеобразовательную школу дер.Осипсола.

  • Из деревни на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг ушли 78 жителей. Пропали без вести погибли 27 человек В годы Великой Отечественной войны население села, как и вся страна, работала деревня отправила на фронт почти всех мужчин. Остались одни женщины, старики и дети. Но и оставшиеся с честью выполняли государственные планы по сдаче мяса, хлеба, шерсти, молока и др.

Война окончилась, но домой вернулись немногие. На фронтах навеки остались 27 наших сельчан. Их имена увековечены на памятнике вои­нам, павшим во время Великой Отечественной войны.

Каждый год 9 мая у памятника проходят митинги, посвященные памяти воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Если раньше было ветеранов, то на сегодняшний день наша деревня осталось без ветеранов, без тружеников тыла военных лет. И мне очень больно осознавать то, что многие из моего поколения и из будущих поколении не увидят своими глазами тех, кто подарил нам мир, свободу, тех, кто защищал нас.



  Памятник воинам Великой Отечественной войны был открыт 9 мая 1980года.

Жители деревни гордятся своими земляками. Клим Павлович Березин был селькором газеты "Рвезе коммунист", работал в редакции газеты "Марий коммуна". В годы войны защищал Брестскую крепость, командовал минометным расчетом, батареей. За заслуги перед Отечеством он награжден орденами Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны I, II, III степеней, медалями. К.П. Березин - участник парада Победы на Красной площади. Он автор книги "Тул лонгаште". Улица нашей деревни носит имя Клима Березина.



Природное окружение деревни.

Растительный и животный мир.


Деревня находится правом берегу реки Вончо. Вокруг деревни расположена лес. Рельеф холмистый. Горные породы, встречающиеся на территории нашей деревни: песок, глина. Почвы дерново- подзолистая . Хозяйство их использует для выращивания зерновых и кормовых культур. Только пойма реки Вончо используются для пастбища.

Возле деревни протекает река: Вончо, озеро Белое болото,. подземные воды. Около деревни 4 родник



Родник у озера Белое болото.

Вода в этом роднике очень чистая и обладает прекрасными

вкусовыми свойствами. Ежегодно учащиеся школы очищают родник.

озеро Ош куп


расположено около деревни Большая Мушерань Площадь — около 500м. Наибольшая глубина — 8 м. Озеро Белое округлой формы, берега покрыты сосново-березовым лесом. Большая глубина, светлая вода, песчаное дно, очертания водоема и воронкообразный профиль озерной котловины. В нем хорошо ловятся карасей и многих видов рыб
. В последнее время, с изменением химического состава воды, изменилась и растительность озера, появились водоросли, которые здесь раньше не произрастали, так как для них не было достаточной питательной среды.

Река Вончо


На левой стороне деревни протекает река Вончо

Самая чистая и прозрачная вода в России. Это небольшая, всего 33 километра. Вонча, что в переводе значит «перейти». И не случайно, ведь практически в любом месте эту реку можно перейти вброд. Её глубина редко достигает больше полутора метра, а ширина – около трех.
Вокруг деревни растет лес из берез, ели, сосна, ивы и др. Есть кустарники орешники, малины. Лес богат разнообразными грибами, ягодами.

Весной на лугах распускаются купальницы. Купальницы занесены в Красную книгу.

Щедра и разнообразна зеленая аптека нашего края. Это зверобой, анютины глазки, тысячелистник, багульник болотный, мать-и-мачеха, сабельник болотный. Некоторые из видов занесены в Красную книгу, массовый сбор не ведется.

Лес служит и домом для многих зверей и птиц: кабанов, лис, зайцев, оленей, грачей. Через территорию района пролегают оживленные трассы сезонных миграций водоплавающих птиц: гусей, диких уток, журавлей, лебедей. Стаи лебедей, диких гусей останавливаются здесь после долгого перелета передохнуть.

Многие редкие и исчезающие виды растений и животных России и Республики Марий Эл занесены в Красную книгу.



Современные проблемы нашей деревни.

Основными проблемами нашей деревни на сегодняшний день являются:

1.Снижение численности населения.

2.Безработица..

4.Плохие дороги.

Причинами снижения численности населения , на наш взгляд, являются: отток населения (в основном, молодежи) из деревни, вызванный безработицей, низкой заработной платой, слаборазвитой социальной сферой. Уменьшается доля молодого населения, так как в основном уезжает молодежь из деревни; количество людей в пожилом возрасте увеличивается, происходит «старение» населения, увеличивается смертность, естественный прирост снижается, то есть происходит естественная убыль населения.

Одной из главных причин оттока населения – безработица. За последние годы колхоз обанкротился. За долги распродали весь крупный рогатый скот, оказался не нужным труд многих доярок, скотников. Распродали технику. Теперь не слышен на полях гул тракторов и машин. Да и частные подворья сократились, все меньше желающих держать скот, выращивать картофель. Это, по мнению местных жителей, теперь не выгодно. Сейчас все можно купить в магазине. В деревне остаются в основном не молодые жители. А те кто, по - моложе уезжают в город. Многие жители деревни работают в городе Йошкар -оле. Некоторые ездят в Москву. Ведь людям надо как – то прокормить себя и свою семью.

В современных экономических условиях наши сельчане зарабатывают по-разному: работают по найму, занимаются перевозкой пассажиров, реализацией молочной продукции на рынке. Другими сферами частного предпринимательства. Многие семьи выращивают овощи.

Желает оставлять лучшего состояние наших дорог. Дорога, ведущая деревню очень плохая. Осенью и весной не проехать нашу деревню. К 2013 году в газете «Морко мланде» была написана о строительстве дорог Вонжедур – Большая мушерань1,8 км . Но до сих пор этой дороги нет.

Заключение

Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашей деревни будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много деревень, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах кроме их названия. Мы не хотим, чтобы и с нашей деревней произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашей деревне это будет уже большой вклад в сохранение истории нашей деревни, ведь история жизни людей — это история деревни в целом.   

Таким образом, мы узнали , что деревня Большая Мушерань старинная деревня начало которому еще было положено 1793 году. Много бед и невзгод видел деревня и его люди. Все выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем оно будет жить. Но деревня жива, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного края.      

А историю деревни нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. И буду надеяться на светлое и прогрессивное будущее нашей малой Родины.





























Используемая литература.



  1. Районная газета « Морко мланде» выпуск за 29 мая 2008 г.

  2. Архивные данные музея.

  3. И.С.Галкин «Кто и почему так назвал»



























































Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Кумужъяльская основная общеобразовательная школа»






«Вот моя деревня…»













Выполнила Мясникова Алина ученица 5 класса

Руководитель Ахметова А.И. учитель истории





Осипсола

2016г.