СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности методического объединения учителей математики, физики, информатики, в стратегическом планировании развития школы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы стратегического планирования развития школы.

Просмотр содержимого документа
«Возможности методического объединения учителей математики, физики, информатики, в стратегическом планировании развития школы.»














Итоговая работа по программе профессиональной переподготовки

MINI-MBA Professional

Тема:

Миссия и цели школы как основа стратегического планирования.

Анализ на примере МКОУ СОШ №1 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Руководитель:

Виталий Марценовский

« 16 » апреля 2015 г.



Выполнила:

студентка

Ольга Коробейникова

« 16 » апреля 2015г.

Москва 2015 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..……..3

Глава 1. МИССИЯ ШКОЛЫ: МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ? …………..5

1.1 Особенности миссии школ ………………………………………………5

    1. Сходства и различия миссий разных школ ………….……………….....6

1.3 Миссия школы: по отношению к кому? ………………………………..7

1.4 Роль и место миссии в стратегическом управлении школой …………9

Глава 2. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ МИССИИ ………………………………..12

2.1 Указание предназначения школы ………………………………………12

2.2 Качества, способности и компетенции выпускников …………..……..13

2.3 Список убеждений и ценностей, которые разделяют все работники ..14

2.4 Десять шагов создания миссии. ………………………………………...15

Глава 3. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………...19

3.1. Миссия, цели и задачи, основополагающая идея, основные принципы жизнедеятельности МКОУ СОШ №1 г. Россоши ……………….20

3.2. Миссия, цели и задачи, основополагающая идея, основные принципы жизнедеятельности МКОУ Зайцевская сош………………………26

3.3. Модернизация системы ученического самоуправления в соответствии с принятой Миссией школы……………………………………..36

Заключение ………………………………………………………………………42

Приложение………………………………………………………………………45

Список использованной литературы ……………………………………..........53



ВВЕДЕНИЕ

Понятие «миссия организации», производным от которого является понятие «миссия школы», на современном этапе развития общества прочно вошло в современный управленческий лексикон. Это стало возможным благодаря появлению научных представлений об организациях как сложных системах, развитие которых зависит от человеческого фактора, а также правильно выбранной стратегии управления.

Если раньше мы говорили о миссии применительно к конкретным людям, то в наше время стали говорить о миссии организации. Этим признавая её человеческую природу, способность коллективно отвечать за собственные действия и их последствия.

Это объясняет стремление связать миссию организации с её социальной ответственностью, а также рассмотреть организацию как активного и высокоморального «корпоративного гражданина», который думает о благе своих сограждан.

Функции миссии:

- внутренняя функция.

Миссия служит, с одной стороны, для согласования всех частных целей и действий сотрудников организации. С другой стороны, миссия задает определённую общую направленность всей жизнедеятельности организации и поведения её персонала. Если миссия принята и согласована в коллективе, то любые отклонения от неё могут быть незамедлительно и четко зафиксированы. В то же время, имеется возможность эффективного пресечения наметившихся отклонений на том простом основании, что «такие действия противоречат нашей миссии».

- внешняя функция.

Миссия выступает своеобразной информативной декларацией о намерениях организации в своих действиях и перспективах развития. Миссия является своеобразной лаконичной визитной карточкой организации. В ней общему социальному окружению сообщается о том, как организация хочет представить, проявить себя в общественном мнении. Миссия отражает то, в каких областях и сферах организация собирается действовать. Миссия показывает, каких правил игры организация будет придерживаться, за что, и какую ответственность готова на себя взять.

Школа, вне всякого сомнения, является особой неповторимой разновидностью организации. И для ее успешного функционирования в режиме развития миссия школы имеет два взаимосвязанных значения. Во-первых, это предназначение школы, связанное с её местом в отраслевом разделении труда. Выполняемые школой основные виды деятельности.

Во-вторых, это своеобразная декларация, которая детально описывает представления школы о собственном призвании и предназначении.



                                                                                                           

 











Глава 1. МИССИЯ ШКОЛЫ: МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

    1. Особенности миссии школ. 

В ходе анализа деятельность образовательных организаций  можно отметить, что школы всегда отвечали за выполнение непростых и ответственных миссий в области образования новых поколений. Но в советское время, говоря о высокой миссии школы, имели в виду всю систему образования, а вот конкуренция школ не рассматривалась. На современном этапе развития общества, когда ушла в прошлое сверхцентрализация, ситуация в системе образования существенно изменилась. Возникла конкуренция между школами, дифференцировался заказчик на образовательные услуги, увеличился спектр требований.

            Сегодня наличие миссии у школы стало не только модой, но и необходимостью. Любое новое и широко распространяющееся явление не может на первых порах не опираться на такой механизм, как мода, подражание. Но эта «мода» имеет серьёзный социальный потенциал, и становится необходимостью.

  Итак, рассмотрим некоторые особенности миссии школы.

Во-первых, школа является образовательной организацией. Поэтому в этом качестве несвободна в выборе отраслей и направлений своей деятельности. У школы в этом плане меньше возможностей для маневра, чем у бизнес - организаций.

Во-вторых, основная масса современных российских школ сегодня имеют организационную форму учреждения, поэтому обязаны согласовать свою миссию с учредителем.



В-третьих, миссия школ традиционно отличается высочайшим уровнем социальной ответственности.

            Отсюда следует, что с помощью миссии школа формирует у потребителей своих услуг культуру заказа на образование. Школа формирует привычку соразмерять свои запросы по статусам школы и принятой ею на себя миссией.

    1. Сходства и различия миссий разных школ.

 В миссии каждой школы есть то, что присуще любому общеобразовательному учреждению, а так же то,  что присуще каким- то типам, видам и разновидностям школ. Миссия гимназии отличается от миссии обычной школы, а миссия сельской малочисленной и тем более малокомплектной школы отличается от миссии городской многопрофильной школы.

Источниками особенных, уникальных составляющих миссий школы являются не только объективные факторы в частности: особенности местонахождения, контингент учащихся, потенциал коллектива школы, уровень оснащённости, но и и субъективные факторы, а именно: уровень самооценки коллектива, его социальной и профессиональной ответственности, видения приоритетных задач и обязательств.

            Осознание уникальности своей миссии позволяет:

-   всем работникам школы, заказчикам и потребителям образовательных услуг: лучше понять особенности этой школы. Главное - индивидуальность школы необходимо развивать как источник конкурентных преимуществ;





- социальному окружению сопоставить свои ожидания с тем, что предлагает школа. В условиях нормативного финансирования это сильно повышает конкурентные шансы образовательной организации.

    1. Миссия школы: по отношению к кому?

            У любой школы есть определённые обязательства и функции по отношению к различным группам:

- учащимся как главным клиентам и потребителям образовательных услуг школы;

- заказчикам на образование (родители, промышленность и производственные предприятия, общество и т.д);

- учредителям;

- персоналу образовательной организации;

- местному населению и окружающему сообществу.

       Ясно, что здесь названа только незначительная часть возможного списка. А сильный и уверенный в своих силах школьный коллектив может включить в свою миссию, наряду с обязательствами по отношению к выше перечисленным группам, и более глобальные обязательства.

Создание миссии необходимо начать с достаточно широкого списка вопросов, которые ориентируют миссию на полноту и информативность:

- на чей и какой социальный заказ ориентируется образовательная организация?

- как этот заказ будет учтен в образовательной программе и программе развития школы, и что нужно сделать, когда отдельные запросы заказчиков превышают возможности школы?

- какие функции в области образования, развития и воспитания подрастающего поколения школа считает приоритетными (познавательные, воспитания и социализации, психического развития, развития творчества, оздоровления и др., каково сочетание этих функций)?

- какие образовательные маршруты (в частности индивидуальные) предоставляет школа для разных учащихся, насколько эти маршруты соответствуют реальным запросами возможностям школьников и как обеспечивается сопровождение по этим маршрутам?

- в соотношении с государственным образовательным стандартом, в рамках реализации ФГОС, на какой уровень образовательных услуг, а так же на какое качество их предоставления ориентируется школа?

-   чем подтверждается то, что данное образовательное учреждение предоставляет услуги более высокого уровня, чем другие школы? Критерии мониторинга и диагностики.

-  какие гарантии защиты прав учащихся предоставляет данная образовательная организация?

- какие возможности для разностороннего развития учащихся в направлении спорта, досуга, туризма и экскурсий, художественного и иного творчества и самодеятельности, общения готова предоставить школа учащимся помимо основных образовательных услуг?

- какова позиция школы по отношению к внедрению инноваций в образование. Какова готовность к изменениям и развитию своего потенциала (конкретные направления нововведений и экспериментов в школе)?



- какие основные требования школа предъявляет к своему персоналу. Прежде всего учителям и воспитателям по уровню образования, профессиональной подготовки и т.д?

- какие возможности создаёт образовательная организация для участия родителей и общественности и образовании детей, а так же в управлении школой?

-  какие обязательства и какую ответственность школа принимает на себя по отношению к местному сообществу, населению, муниципальной образовательной системе, другим школам и другим образовательным учреждениям, работодателям?

-  на каких принципах школа взаимодействует и сотрудничает со своими социальными партнёрами?

-  какие возможности и гарантии школа предоставляет для дальнейшего профессионального развития и профессиональной защиты своего персонала?

               Подробные ответы на все эти вопросы окажутся развёрнутыми, а значит, чрезвычайными для итоговой формулировки миссии. Значительная часть ответов войдёт в программу развития школы и определит главное и существенное в формулировке миссии школы, направлений дальнейшего развития.

    1. Роль и место миссии в стратегическом управлении школой.

Миссия как главная составляющая набора стратегических оснований школы вместе с общей системой ценностей школы, вместе с её кредо и школьной философией предшествует формулированию конкретных целей. Миссия регулирует

выбор целевого содержания, расстановку целевых приоритетов и стратегию управления. Для определения всего этого важно кроме миссии учитывать:

- систему главных основных ценностей школы;

- видение идеального образа будущей школы;

 -целевые ориентиры, а именно: модели выпускников различных ступеней обучения; ключевые количественные показатели результатов образования (индикаторы качества); место школы в рейтинге школ города, района, области; общественном мнении.

В школах с развитыми демократическими традициями миссия рождается в ходе коллективных обсуждений. Она становится составной частью программы развития, образовательной программы. В этом случае миссия действительно является инструментом регулирования жизнедеятельности всего коллектива, его развития, как любая совместно принятая норма и ценность.

             В тех школах, где действует современное самоуправление, например, в форме Управляющего совета, Совета школы, Попечительского совета, вполне естественно принимать итоговую формулировку миссии именно на заседании совета как главного коллегиального органа управления школой. В этом случае есть гарантия в том, что миссия сможет учесть нужды всех участников образовательного процесса и не станет пустой декларацией.

Миссия школы должна быть обязательно согласована с её учредителями.

Призвание и предназначение серьёзной, уважающей себя организации конечно же не может меняться слишком часто. Но иногда жизнь требует корректировки определенных направлений деятельности, функций, обязательств, целевых ориентиров, включаемых в миссию.

                Это может быть связано с различными факторами:

- качественным или количественным изменением контингента учащихся. (Например: значительное снижение количества учащихся в сельских малочисленных школах и переход начальной школы на обучение в малокомплектных классах);

- существенными изменениями социального заказчика и заказа на образование (Например: изменение профилизации старшей школы);

- повышением обязательств по отношению к школьникам (например, усиление медико-психолого-социальной поддержки, развитие обучения на дому и экстерната, дистанционного обучения);

- переходом школы в инновационный режим и освоением новых подходов к обучению (например: открытие областной экспериментальной площадки на базе образовательного учреждения);

- усилением внимания к развитию и социальной защите персонала.

Таким образом, миссия школы как управленческая инновация — это локальный нормативный документ. В нем определяется цель школы, её предназначение. Куда она стремится и каких результатов собирается достичь. В этом документе описывается предпочтительное будущее, которое определяется с учётом истории школы, ее многолетних традиций, выбранной модели её инновационного развития, тенденций изменений в социуме, ожиданий от школы со стороны родителей, общества, государства.

Миссия даёт импульс и ориентиры продвижения школы от нынешнего состояния к будущему. Миссия выступает визитной карточкой школы. По ней судят: чем данная школа отличается от других подобных образовательных учреждений. Формулирование миссии — важная управленческая задача.



Глава 2. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ МИССИИ.

2.1. Указание предназначения школы

Созданная в школе миссия позволяет:

- управленческому аппарату видеть и согласовывать стратегические приоритеты образовательной организации;

- партнёрам, попечительскому совету, совету школы, управляющему совету понять место, которое стремится занять школа на рынке образовательных услуг;

- работникам школы почувствовать себя командой единомышленников, ощутить свою значимость, получить моральные стимулы своей работы;

- ученикам и их родителям с вниманием и заинтересованностью относиться к школе, которая может удовлетворить их нужды и потребности в образовании;

- обществу в целом понять социально-экономическое предназначение школы.

В первой части миссии указывается предназначение школы. Целесообразно привести яркую, лаконичную, динамичную, удобную для восприятия мысль. Важно, чтобы эта мысль носила достаточно амбициозный характер. Часто она выражается в виде лозунга.

Вот несколько примеров.





- Мы предлагаем лучшие образовательные услуги для всех учащихся. Мы поддерживаем профессиональный рост педагогов и способствуем развитию образовательного сообщества.

- Мы предоставим каждому ребёнку те сферы деятельности, которые необходимы для реализации его интеллектуальных и творческих способностей, для формирования потребности в непрерывном самообразовании, для активной гражданской позиции, для культуры здоровья, для формирования способности к социальной адаптации.

Можно ограничиться подобной лозунговой частью миссии. Но в этом случае она не будет носить инструментальный характер. Миссия не будет служить достаточно сильным средством повышения эффективности деятельности педагогического коллектива. Поэтому в миссию целесообразно включить ещё две части.

2.2. Качества, способности и компетенции выпускников.

Во второй части миссии перечисляются те нравственные и гражданские качества, интеллектуальные способности, ключевые компетенции, которые школа хотела бы видеть в своих выпускниках. Своеобразные модели выпускников.

В качестве примера могут служить следующие формулировки:

Выпускник должен:

- знать и активно владеть нормами современного этикета,

- использовать в своей деятельности ненасильственные способы решения проблем,

- не нарушать права и свободы других людей,

- адекватно воспринимать критику, используя адекватную самооценку,

- уметь корректировать своё поведение, владеть элементарными навыками поведения в конфликтной ситуации,

- уметь делать обоснованный выбор, принимать решения и нести за них ответственность.

Данные формулировки относится к блоку "Воспитательная работа". Помимо него, в миссии школы должны быть раскрыты и другие блоки: "Обучение и Образование", "Компетенции", "Здоровье".

2.3. Список убеждений и ценностей и приоритетов, которые разделяют все работники школы.

Хорошо прописанная "Модель идеального выпускника" школы останется благим пожеланием, в том случае, если административный аппарат школы и педагоги не будут демонстрировать соответствующие отношения и поведение.

Отсюда следует важность определения самим коллективом образовательного учреждения коренных убеждений и ценностей, которые разделяют, и которым привержены как администрация, учителя, так и иные работники школы.

- о роли школы и школьного образования на современном этапе развития общества в условиях демократизации, внедрения ФГОС;

- о характере, методах и приемах учения самих учащихся;

- о влиянии школы и других институтов на характер учения школьников;

- о роли, правах и обязанностях учащихся, учителей, администрации, обслуживающего персонала, родителей.

Ценностные ориентиры определяют характер взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в школе. Например, одной из наиболее важных ценностей школьного коллектива является уважительное отношение каждого его члена к себе, другим и к окружающей среде. Ценности нормируют поведение, которое все участники учебно-воспитательного процесса (административный аппарат, учителя, воспитатели, ученики и их родители, вспомогательный персонал и т.д) обязуются неукоснительно выполнять. Школа поддерживает и поощряет тех, кто следует принятым ценностям, и применяет санкции против тех, кто их нарушает.

2.4. Десять шагов к созданию миссии.

Есть несколько подходов к созданию миссии:

- Руководитель учреждения поручает разработать документ одному из своих заместителей. Затем содержание документа представляется всему коллективу.

- Документ разрабатывается творческой группой сотрудников.

- В разработке миссии участвуют все группы школьного сообщества. Третий из названных подходов позволяет соблюсти демократические процедуры. Он обеспечивает приверженность данной инновации всех сотрудников школы и других заинтересованных лиц. Представляю есять шагов создания миссии на основе демократического подхода.

Шаг 1. Директор объявляет коллективу о своём решении — создать в школе соответствующий нормативный этот документ. В данном случае решение это мотивируется необходимостью сплотить коллектив вокруг общей согласованной цели.



Шаг 2. Директор проводит инструктивно-методическое совещание На совещание приглашаются руководители методических объединений, представители родительской общественности и учащихся выпускных классов.

Участники совещания знакомятся со структурой документа миссии. На данном этапе возможно изучение примеров формулировок миссий других школ. При этом директор поясняет, что документы, разработанные в других учреждениях, не могут быть целиком приняты. Причиной этому служит то, что в данной школе своя история и свои традиции. Из миссий других школ, возможно, позаимствовать лишь отдельные идеи. Сообщается о том, что миссия школы во многом предопределяется внешними факторами. Целесообразно провести анализ нормативно-правовых документов, которые приняты правительством и региональными органами образования. Познакомиться с миссией регионального управления или отдела образования и др. Такой анализ предопределяет рамки дальнейшей деятельности. Показывает, что можно делать, а что запрещается.

Шаг 3. Группы представителей методических объединений, родительской общественности, учащиеся разрабатывают свои варианты миссии. Для этого можно использовать различные методы: изучение документов и текстов миссий других школ, мозговой штурм, индивидуальное моделирование, дискуссии и др. Необходимо создать широкую базу поддержки инновации. Для этого важно включить в эту деятельность весь управленческий аппарат и всех педагогов школы, а также учащихся и их родителей. Каждая из групп готовит презентацию и публичную защиту своих вариантов миссии.

Шаг 4. На расширенном заседании педагогического совета творческие группы презентуют свои тексты, обосновывая их содержание. На этом этапе может обнаружиться рассогласованность подходов каждой группы к , содержанию миссии. Этот этап важен для критической оценки каждой группой своих текстов через сравнение их с работами коллег.

Шаг 5. Доработка каждой творческой группой своих вариантов миссии. На этом этапе можно проводить работу в различных формах. Одной из таких форм может служить следующий пример: каждое утверждение оценивается по 100-балльной шкале. Результаты оценочной деятельности обобщаются. Отбираются те утверждения, которые имеют наибольший рейтинг. Таким образом, готовятся групповые окончательные проекты создаваемого документа.

Шаг 6. Управляющая команда (административный аппарат школы) обобщает подготовленные в группах тексты в один документ.

Шаг 7. Корректировка обобщённого варианта миссии в творческих группах.

Шаг 8. Обобщение управляющей командой откорректированных вариантов в один общий текст. Это один из важнейших этапов, на котором члены управляющей команды согласовывают текст со всеми группами разработчиков. Организуется изучение и обсуждение материалов всем школьным сообществом. Собираются предложения и уточнения, и при необходимости тексты вновь редактируются. Готовится и тиражируется окончательный текст документа.

Шаг 9. Ратификация миссии на расширенном заседании педагогического совета.





Шаг 10. Окончательное афиширование миссии. Она помещается на сайт школы, вывешивается на видном месте в вестибюле школы, помещается в бюллетени для родителей, в рабочие тетради учителей.

Результатом такой длительной работы являются два важных продукта: текст миссии и сплоченный коллектив, который имеет согласованную цель.

Таким образом, миссия становится важнейшим документом, который является организующим началом в работе школы. Он служит мерилом для оценки и самооценки управленческой и педагогической деятельности. Миссия устанавливает более высокие, чем прежде, стандарты поведения, отношений и деятельности персонала. Миссия является важным фактором, положительно влияющим на корпоративный имидж, а также средством позиционирования школы в образовательном пространстве.









 

·        

         

        







Глава 3. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

За двадцатипятилетний период работы в системе образования мне пришлось поработать администратором как сельской малочисленной, малокомплектной школы, так и городской многопрофильной школы.

В процессе разработки программы развития каждой из школ было необходимо определить основные приоритеты дальнейшего функционирования каждого из образовательных учреждений.

В данном разделе предлагаю практические материалы, связанные с деятельностью по разработке миссии школы.

В раздел поместила непосредственно разработанные и реально функционирующие тексты документов двух школ: городской многопрофильной и сельской малочисленной (малокомплектной) школы.

В ПРИЛОЖЕНИИ разместила тексты приказов по школе, отражающие систему работы по разработке Миссии школы, и в дальнейшем приоритетных направлений развития учебного учреждения. (Приложение).


На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется развитию ученического самоуправления, поэтому считаю целесообразным поместить в данную работу материалы, обоснования необходимости изменения структуры и в целом модели ученического самоуправления в соответствии с изменением миссии школы.

Ниже представлен результат деятельности творческих групп по формированию текста миссии, цели и задачи, основополагающие идеи, основные принципы жизнедеятельности которые нашли свое отражение в Программе развития городской многопрофильной школы.





3.1 Миссия, цели и задачи, основополагающая идея, основные принципы жизнедеятельности МКОУ СОШ №1 г. Россоши

Характеристика школы: городская школа с численностью более 500 человек, с классами-параллелями.

МИССИЯ:    

Формирование и развитие социальной компетентности обучающихся в процессе образования через предпрофильное и профильное обучение, гражданско-патриотическое воспитание и здоровый образ жизни.

ЦЕЛЬ: 

1. Преобразование школы в современное образовательное учреждение с высоким уровнем качества предоставляемых образовательных услуг, с развитой системой дополнительного образования, укомплектованное высококвалифицированными творческими педагогическими кадрами.

2. Создание условий для формирования у школьников ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.

ЗАДАЧИ:

  1. Систематизация работы над созданием условий для обеспечения разработки и освоения инноваций в сфере учебно-воспитательной деятельности.

  2. Реализация образовательной программы школы, программы развития, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС .

  3. Совершенствование материально-технического, мотивационного, нормативного обеспечения процесса функционирования и развития школы.

  4. Совершенствование организационного, кадрового, научно-методического потенциала.

  5. Расширение услуг дополнительного образования для поддержки способностей и индивидуальности детей

  6. Повышение квалификации педагогов по проблемам развития школы и их исследовательской культуры

  7. Совершенствование организационной структуры управляющей системы административного аппарата школы.

  8. Реализация Программы информатизации школы

  9. Создание условий для реализации обновленного содержания образования, нового поколения образовательных стандартов;

  10. Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети» программы развития школы;

  11. Создание школьной системы оценки качества образования с использованием методики квалиметрических измерений..

  12. Становление МКОУ СОШ №1 г. Россоши в качестве базовой для Россошанского района по военно-патриотическому воспитанию, спортивному туризму и формированию здорового образа жизни.

  13. Деятельность школы в рамках региональной экспериментальной площадки по созданию и апробация комплексной воспитательно-развивающей системы школы, включающей в себя: физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья, психическое, социально-



личностное, духовно-нравственное, трудовое воспитание и развитие, подготовку детей к осознанному жизненному и профессиональному самоопределению.

Дальнейшее совершенствование работы школы через гуманизацию воспитательной системы, через обеспечение признание ценностей ребенка как личности, его прав на свободу, социальную защиту, проявление и развитие способностей и индивидуальности.

Моделью выпускника является высокоморальный патриот своего отечества, обладающий ключевыми компетенциями, которые, целесообразно определить  через способность личности решать важные проблемы в конкретных ситуациях, а также определенные личностные качества, которые способствуют эффективному решению соответствующих проблем.

Четыре ключевые компетенции, которыми должен владеть выпускник:

  • познавательно-информационная: способность личности ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности;

  • социально - трудовая: освоение норм, способов и средств социального взаимодействия, свободная ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности;

  • коммуникативная:  готовность и способность понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми;

  • в сфере личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысление своего места в мире, выбор ценностных,

целевых, смысловых установок для своих действий на основе гражданственности и патриотизма.

Принципы деятельности школы:

  • Принцип гуманистического отношения к личности педагога и ребенка.

  • Принцип учета возрастных, психологических, физических особенностей личности, доступности, преемственности, признание права ученика на самоопределение во внеклассных мероприятиях (кружках, клубах по интересам, КТД, соревнованиях, конкурсах).

  • Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей и подростков.

  • Принцип включенности ученика в реальные, социально значимые отношения, самореализация ребенка через творческое самоопределение.

  • Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления истинного сотворчества и сопереживания.

  • Принцип природосообразности. Воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей; восприятие его как части природы, единственного и неповторимого.

  • Принцип культуросообразности. Формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействия с семьей, восприятие культуры народа через историю и культуру семьи.

Создание условий для самосовершенствования педагога. Создание атмосферы психологического комфорта в коллективе. Воспитание нового типа педагога, обладающего рядом личностных и поведенческих характеристик, наиболее актуальными из которых являются:

  • эмпатия - способность понять, проникнуть в чувства другого человека, сопереживать;

  • креативность - способность к творчеству;

  • педагогическая индивидуальность;

  • динамизм личности - способность к изменениям и восприятию нового;

  • толерантность - терпимость к чужому мнению, выдержка самообладание;

  • мобильность, медиа - образованность, конкурентоспособность, коммуникабельность;

  • патриотизм и активная гражданская позиция

Коллектив школы опирается на основные концептуальные идеи:

  • Личностный подход в воспитании. Признание личности развивающегося человека в качестве высшей социальной ценности, учет интеллектуальности и своеобразия каждого ученика.

  • Единство воспитания, обучения и развития - важнейшее условие становления целостной личности.

  • Организация идейно и эмоционально насыщенной жизнедеятельности учащихся - как основа воспитательного процесса. Ученик, находясь в школе, живет не искусственно придуманными мероприятиями, а полноценной, интересной, отвечающей потребностям и возрастным особенностям учащихся реальной жизнью, наполненной разнообразными делами, в том числе социально значимыми.

  • Эстетизация среды. Стремление осуществить все с чувством меры, вкуса, эстетики.

  • Средовой подход в воспитании. Внешкольная среда рассматривается всеми участниками учебно-воспитательного процесса школы как фактор социализации школьника.

  • Гуманизация межличностных отношений. Уважительное отношение к учащимся и друг другу, терпимость к мнению другого, доброта и внимание. Создание атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя значимым, защищенным, уверенным в себе.

Выбор образовательных технологий.

  • личностно-ориентированное обучение;

  • проблемное обучение;

  • использование исследовательские методы в обучении;

  • проектные методы обучения;

  • технология модульного и блочно-модульного обучения;

  • игровые технологии обучения: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр;

  • обучение в сотрудничестве - командная, групповая форма работа ;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технологии здоровьесбережения и валеологии ;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • технология дистанционного обучения и др.

Формирование творческих групп педагогов по проблемам:

- «здоровьесберегающие технологии и физическая культура»;

- информационные технологии в образовании и управлении;

- научно-исследовательские технологии и развитие одаренности детей;

- классный руководитель в личностном росте ребенка и его профориентации;

- подготовка к ЕГЭ.





3.2. Миссия, цели и задачи, основополагающая идея, основные принципы жизнедеятельности МКОУ Зайцевская сош.

Характеристика школы: сельская малочисленная, малокомплектная школа с численностью до 50 человек.

Миссией школы является создание для учащихся школы оптимальных условий по овладению ключевыми компетентностями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в условиях малокомплектной сельской школы.

Ключевым компетенциями считаем те, овладение которыми позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

Структура ключевых компетентностей школы представлены следующими направлениями:

-   компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Она направлена на усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных, на умение учиться на протяжении всей жизни и быстро овладевать новыми знаниями и навыками;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности. Выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя. Толерантность как важное качество личности, живущей в условиях поликультурной среды;

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности. Умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, работа в трудовом коллективе, владение навыками самоорганизации;

- компетентность в бытовой сфере. Включает аспекты собственного здоровья, семейного уклада и семейных и общекультурных национальных традиций;

- компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности. Выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Школа обеспечивает формирование общей культуры личности обучающихся на основе содержания «Программы формирования гражданственности и патриотизма средствами народной культуры и традиций».

Базовый уровень знаний достигается путем обеспечения преемственности и непрерывности в содержании и организации учебного процесса, освоения учебных программ, овладением практическими навыками.

Основополагающая идея организации жизнедеятельности школы.

Учащиеся в школе должны не только учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью. Учащиеся должны иметь возможность удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности. Учащиеся должны иметь возможность подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.

Исходя из этого, школа ставит перед собой следующие цели:

- использование модели адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;

- обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;

- создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

- повышение роли воспитания в образовании  личности;

- обеспечение социальной защищённости участников образовательного процесса.

Задачи:

- использование новых форм наполнения содержания учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- широкое применение организационных форм включения, учащихся в учебное научное исследование;

- развитие детского самоуправления с использованием игровых форм работы по модели «Школьная Демократическая Республика»

- совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик - родитель-учитель»;

- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

- преемственности в обучении при которой изучаемые понятия получат в дальнейшем своё развитие и обогащение.

Перечисленные принципы ориентированы:

- на личность ребёнка и создание условий для развития его способностей;

- на свободное сотрудничество педагогов друг с другом, педагогов и учащихся, сотрудничество педагогов и родителей;

- на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным дисциплинам, обеспечивающее гармонизацию в развитии интеллектуальной личности каждого учащегося.



Модели выпускников

Исходя из миссии школы и задач образовательного процесса, школой сформированы модели выпускников двух ступеней.

Модель выпускника первой ступени.

Ученик должен иметь опыт успешной учебной деятельности.

Ученик должен обладать необходимыми коммуникативными качествами в соответствии с его возрастной психологией,

Ученик должен обладать такими личностными качествами как:

- ответственность;

- познавательный интерес;

- простейшими навыками самообразования.

Модель выпускника второй ступени.

Выпускник должен владеть навыками конструктивной созидательной деятельности.

Выпускник должен уметь определять цели собственной деятельности, выбирать методы и средства реализации целей.

Выпускник должен уметь:

- ставить и решать нравственные, эстетические, коммуникативные проблемы;

- заниматься самообразованием;

- отстаивать свои интересы, права и свободы.

Основой организации образовательного и инновационного процессов в школе является системно – деятельный подход, который:

- способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала

- способствует развитию потребностей и способностей ребенка в преобразовании окружающей действительности и себя самого;

- пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все формы работы ходе учебно-воспитательного процесса, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и атмосфере сотворчества между учителем и учеником.

Образовательный процесс должен обеспечить:

а) способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами и видами деятельности.

Построения личностно – ориентированной модели школы:

Создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлечённую работу.

Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно – ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путём организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке.


ВЫВОД: В соответствии с разработанной моделью миссии школы городская многопрофильная школа в планировании дальнейшего развития основной упор сделала на профилизацию старшей ступени обучения, предпрофильную подготовку учащихся основной школы. В связи с этим была разработана программа предпрофильной подготовки и профильного обучения. В этой программе основным направлением стало развитие сотрудничества с высшими учебными заведениями через организацию дистанционного обучения, организацию курсовой подготовки учащихся, сотрудничество в кадровом вопросе. С целью совершенствования работы над повышением качества образования в школе разработана система квалиметрических измерений, которая легла в основу региональной экспериментальной площадки.

Сельская малочисленная (малокомплектная) школа в соответствии с формулированной миссией в своем развитии сделала упор на культурологическую составляющую. В школе была разработана «Программа формирования духовности и патриотизма средствами народных традиций и культуры». Программой предусмотрена реализация социального проекта, направленного на сохранение народных традиций через изучение традиций прикладного творчества в семье в рамках проекта «История семьи в истории родного края». Реализация проекта «В память о прошлом – с верой в будущее…» - изучение истории братского захоронения времен гражданской войны на территории сельского кладбища, установление памятника. Реализация проекта «Красота спасет мир – сделаем село красивым» - по благоустройству села, в частности автобусной остановки в центре села в микрорайоне школы. Проект «С теплом и добром в каждый дом» - распространение лекарственных комнатных растений среди односельчан преклонного возраста. И иные проекты социально-культурного направления. Так как особенностью школы является ее малочисленность, то все проекты реализованы разновозрастной группой учащихся.

На примере этих двух школ в соответствии с различиями миссий можно проследить кардинальные различия в направлениях развития каждого из образовательных учреждений.

В то же время, в деятельности школ много общего, так как основная задача общая – образование, воспитание и развитие подрастающего поколения.

В обеих школах разработаны программы работы с одаренными детьми. Но если в многопрофильной школе дети имеют возможность развивать свои


способности в организованных при школе научных обществах, то дети сельской школы посещают такие общества при базовой школе. Учащиеся обеих школ принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности. Но дети городской школы имеют возможность представить свои работы сверстникам своего образовательного учреждения, малочисленные школы объединяются и в рамках сетевого сотрудничества проводят такие - же научно-практические конференции, только на базе различных учебных учреждений. В этом мы видим различие в формах проведения мероприятий, направленных на достижение единых целей.

Программы трудового воспитания и формирования здорового образа жизни так же разработаны обеими школами. Но социальное расположение школ естественным образом влияет на выбор форм, методов работы по данным направлениям. В городской школе профориентация ведется через экскурсии на предприятия. В сельской школе учащиеся получают практические навыки и в частности по профессиям сельско-хозяйственной направленности. В частности в МКОУ Зайцевская сош на старшей ступени обучения в рамках изучения предмета учебного плана «технология» по агро - технологическому профилю обучения старшеклассников учащиеся получали профессию тракториста-машиниста. Школа имеет участок земли, на котором силами учащихся в рамках уроков технологии выращивались овощи для удешевления питания в школьной столовой. Для реализации идей трудового образования и воспитания в школе были разработаны авторские программы по технологии, адаптированные к условиям сельской малочисленной школы.

Наиболее общими для обеих школ являются подходы к развитию кадрового потенциала. Учителя обеих школ имеют равные возможности повышения своей квалификации через систему дистанционного обучения. Имеют равные возможности распространения своего передового опыта через педагогические интернет сообщества, получать необходимую информацию.


Так в МКОУ СОШ 31 г. Россоши 98% учителей имеют свои персональные сайты. 68% этих сайтов сертифицированы. Учителя приветствуют такую форму повышения своего профессионального образовательного уровня как вебинары, дистанционное повышение квалификации, дистанционная переподготовка.

С целью расширения возможностей общественного управления школой в обеих школах созданы соответствующие органы. Но каждая школа выбрала свою форму наиболее приемлемую для каждой из школ. В городской многопрофильной школе - это Совет школы, в сельской малочисленной школе – Управляющий совет.

Обе школы видят необходимость развития ученического самоуправления. Но каждая из школ выбирает свои методы, подходы работы в этом направлении.

Например, сельской малочисленной школой в качестве эксперимента была выбрана модель «Школьная Демократическая Республика». Эта игровая технология позволила в игровой форме включить учащихся в процесс развития, преобразования своей школы. В школе была создана своеобразная республика со своим президентом, Правительством, политическими партиями, выборной системой, органами законодательной и исполнительной власти.

Результативностью внедрения данной модели можно считать успешную реализацию проектов ученического самоуправления, признанную на различных уровнях. В частности проект «Живи и здравствуй, луч добра» - проект по вовлечению общественности в деятельность по восстановлению каменного Успенского храма с. Зайцевка. Проект стал победителем регионального этапа конкурса «Гражданин России». Представлял



Воронежскую область на федеральном уровне на Всероссийском этапе в Орленке. Природоохранный проект «Живи, родник, живи!» по улучшению экологической обстановки села. Проект отмечен Дипломом 1 степени по итогам областной природоохранной акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» отмечен дипломом 2 степени Всероссийской акции, проводимой Федеральным детским эколого-биологическим центром г. Москва.

Главной целью внедрения модели «Школьная Демократическая Республика» стало воспитание лидеров. В результате работы в этом направлении Президент Школьной Демократической Республики стал победителем в номинации «Лидеры молодежных общественных объединений от 14 до 18 лет» регионального этапа Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер ХХ1».

Из вышеперечисленного можно сделать вывод: грамотный подход к выбору миссии школы, а в дальнейшем целенаправленное решение поставленных задач, определенных миссией, дал возможность маленькой сельской школе заявить о себе не только на уровне своего микрорайона, но и на муниципальном, региональном и федеральном уровне.

В сельской местности нет конкурентной борьбы между образовательными учреждениями, так как на селе школа одна.

В городе в свете перехода на подушевое финансирование обострилась борьба за каждого ученика. Это определяет усиление работы школы в направлении саморекламы, что не свойственно сельской школе.

В многопрофильной городской школе в системе развития предусмотрена масса мероприятий, направленных на само презентацию. В частности: проведение школьных конференций, Публичных отчетов, общешкольных родительских собраний, поддержание и развитие функционирования многотиражной школьной газеты, публикации в СМИ, разработка школьного сайта и т.д.

Чтобы выдержать в конкурентной борьбе, нужно видеть свои приоритеты через четкую формулировку миссии. МКОУ СОШ №1 г. Россоши это удается. На протяжении трёх последних лет численность учащихся в школе стабильно возрастает на общем фоне снижения численности детей школьного возраста в городе в связи с общей сложной демографической ситуацией.

Открытие областной экспериментальной площадки по вопросам здоровьесбережения, развития физкультуры и массового спорта стало одним из приоритетов школы среди других учебных учреждений. Систематический выпуск школьной многотиражной газеты, отражающей жизнь, успехи учащихся в школе, распространение ее не только в микрорайоне школы, но и в целом по городу, еще один фактор поддержания конкурентоспособности школы. Развитие внеклассной спортивно-оздоровительной работы школы через сотрудничество с Ледовой ареной, городским бассейном, городским спорткомплексом – все это преимущества школы перед другими образовательными организациями.

















3.3. Обоснование необходимости модернизации системы ученического самоуправления в соответствии с принятой Миссией школы.

В процессе анализа деятельности органов ученического самоуправления школы, можно прийти к выводу, что реальное школьное самоуправление, зачастую возлагается на педагогический коллектив и актив родителей. Дети же, при тех отношениях, которые складываются сейчас между системой образования и родителями, теряют свою индивидуальность в качестве полноправной социальной группы. А, собственно, именно дети в большей степени заинтересованы в активном участии в процессах развития, своего образовательного учреждения. В связи с этим, возникает необходимость создания такой модели ученического самоуправления, которая бы смогла выявить личности с активной жизненной позицией, обладающих задатками лидерства. Смогла бы определить целесообразные сферы деятельности самоуправления; а также формы его применения.



Внедрение новой системы самоуправления в школе.







Определение стиля и форм, в которых самоуправление максимально эффективно в условиях школы.



Выявление социальных групп, отдельных личностей, которые станут основными и активными участниками самоуправления.



Установление основных сфер деятельности самоуправления, в которых оно возможно и целесообразно.













В процессе взаимоотношений складывающихся в школе, участвуют три больших группы:

- занимающиеся в школе дети, подростки и молодые люди,;

- учителя (педагогический коллектив) школы;

- родительская общественность .

Каждой группе присущи свои интересы и устремления.

Обучающиеся

Интересы и устремления

- стать высоко - образованным человеком;

- получить необходимые профессиональные знания для карьерного роста;

- возможности самореализации;

- стать социально значимой личностью











Интерес к настоящему и будущему молодого поколения







Педагоги

Интересы и устремления

-обеспечение комфортных условий труда

- обеспечение условий эффективного обучения

- создание такого общественного органа, который бы реально влиял на педагогический процесс





Родители

Интересы и устремления

- дать детям необходимое качественное образование;

- постигать педагогику воспитания;

- влиять на учебно- воспитательный процесс;

- оградить от негативного воздействия

























Все многообразие интересов объединяет то, что все группы проявляют интерес к молодым людям, их настоящему и будущему.

Принципиальное отличие современного общества заключается в высокой степени мобильности и изменяемости потоков информации.

Молодежь способна оперативно реагировать на изменения, происходящие в многогранной и многообразной информационной среде, в силу своей активной адаптации к постоянно изменяющемуся миру. Но молодые люди, не обладают достаточным жизненным опытом, которым владеет старшее поколение, и который приобретается приходит в течение человеческой жизни.

Старшее же поколение, которое имеет опыт деятельности в разных жизненных и профессиональных ситуациях, способно систематизировать происходящие в жизни процессы, что не способна сделать то, что может молодежь.

Из всего вышеизложенного, определяя цель новой модели самоуправления, можно увидеть необходимость в объединении в единый процесс обозначенных тенденций. Необходимо создать такую модель ученического самоуправления, которая бы была приближена к реальным процессам современной жизни. Модель, где бы молодые люди имели возможность в игровой форме реализовать себя. С другой стороны, эти процессы проводятся под попечительством со стороны старших групп. Все группы, участвуют в процессах на равных условиях.











Актуальность и целесообразность внедрения в систему самоуправления модели

«Школьная Демократическая Республика» в соответствии с Миссией школы

Дать возможность выбора содержания деятельности в своем объединении, где ребенок развивает способность к самостоятельному принятию решения, постоянному развитию

Создание модели общественных отношений, в которой на практике, в реальной деятельности ученик приобретает гражданский опыт: опыт общественной жизни





Воспитательная ценность модели детского самоуправления «Школьная Демократическая Республика»





Дает возможность избирать и быть избранным.

Способствует развитию высокой социальной активности, целеустремленности

Приобщение к историческому и

культурному наследию своей Родины, формирование национального самосознание гражданина













Возможность «примерить» различные социальные роли (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель). Позволяет развить способности, находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях.

Добровольность членства в организации развивает в ребенке чувство внутренней свободы и собственного достоинства. Развитие способности к объективной самооценке, к рациональному мышлению, к осознанию своих интересов и потребностей .
















Модель «Школьная Демократическая Республика» организации детского самоуправления создает реальные условия для практического включения и адаптации молодого поколения в постоянно изменяющейся социально-политической среде.
Отказываясь от формализма и заорганизованности прошлого, эта модель дает возможность сохранить все лучшие традиции, и в то же время ищет новые формы воспитательной деятельности подрастающего поколения. Закончив полный курс обучения, учащиеся, очень часто, плохо представляют себе хотя бы в общих чертах содержание и специфику деятельности Правительства государства, чем занимаются министерства, для чего нужна Государственная налоговая инспекция? Зачем создаются различные политические партии и общественные объединения, в чем преимущества жизни в демократическом государстве?

Модель Школьной Демократической Республики отвечает на эти и многие другие вопросы. Она знакомит участников с содержанием экономических и политических отношений на государственном уровне. В то же время, формирует культуру деловых отношений, навыки ведения деловой документации. Данная модель демонстрирует основные демократические процедуры современного гражданского общества.

Участвуя в предлагаемых «взрослых» процедурах, дети получают первичный опыт государственной деятельности. Гражданам Школьной Демократической республики приходится делать свой первичный политический выбор между кандидатами на выборах, выступающими с различными предвыборными программами. Такой вид деятельности помогает осознать необходимость активной жизненной позиции, понять в условиях игры, что качество жизни в государстве зависит от каждого отдельного гражданина.

Предлагаемая модель ученического самоуправления предназначена для активизации политико-правовой подготовки школьников в новых социально-экономических и политических условиях. Позволяет решать серьезные педагогические задачи. В частности:

- повысить правовую грамотность,

- формирование и навыков реальной политической деятельности,

- развитие эмоционально-волевой сферы личности. Что немаловажно, таких качеств как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, активность, ответственность;

- воспитание уважения к мнению партнера,

- воспитание терпимости к инакомыслию, потребности во взаимопонимании.



Итак, на примере двух образовательных учреждений, можно проследить значение грамотно сформулированной миссии школы. Пример маленькой сельской школы показал, что при умелой целевой ориентации, которая определенна коллегиально сформулированной миссией, школа с численностью учащихся менее 50 человек может достигнуть потрясающих успехов в образовании и воспитании подрастающего поколения. Нужно только найти свой, отличный от других, путь развития.

Городская общеобразовательная школа успешно выдерживает конкуренцию с именитыми лицеями, не только сохраняя контингент учащихся, но и приумножая его.

И конечно же все эти успехи были бы не возможны без грамотной кадровой политики школьной администрации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная школа — это технически оснащенные классы, просторные, светлые, украшенные цветами коридоры, спортивный комплекс, тренажерный зал, бассейн, мастерские и лаборатории, комнаты отдыха для учителей и учеников, медиатеки и фильмотеки. Здесь проходят современные уроки с использованием новых педагогических технологий и новых ТСО. В школе работает мультимедиа центр, где информацию ученик получает как в электронном, так и в бумажном виде. Здесь кипит жизнь на уроках и во внеурочное время.

Конечно же, современная школа — это не только красивое здание и учебные предметы.  Это в первую очередь лица, характеры, личности учеников, поэтому, в центре всегда будет ребенок — наш ученик.

Ученик является основной ценностью всей жизни школы. Ученик - источник вдохновения учителя, педагога, директора.

А миссия школы по своей сути является управленческой инновацией.


Миссия — это локальный нормативный документ, в котором определяется цель школы, её предназначение. Миссия отражает то, куда школа стремится и каких результатов собирается достичь. В этом документе описывается предпочтительное будущее. Будущее, которое определяется с учётом истории школы, выбранной модели её инновационного развития, тенденций изменений в социуме, а также ожиданий от школы со стороны родителей, общества, государства. Миссия даёт импульс и ориентиры продвижения школы от нынешнего состояния к будущему. Миссия выступает визитной карточкой школы, по ней судят о том, чем данная школа отличается от других подобных учреждений. Формулирование миссии — важная управленческая задача, которая предполагает ответ на вопрос: "Какую пользу школа несёт потребителям образовательных услуг".





Миссия школы также и в том, чтобы показать, как можно формировать социально успешную личность (как среди учащихся, так и среди педагогов), на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных особенностей развития, и  не следовать готовым «престижным» социальным сценариям.

Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления. Определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача, и любую деятельность подчинить ее решению. Выработанные на основе миссии цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений в системе деятельности по развитию образовательной организации.

Миссия детализирует статус школы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегических задач на различных организационных уровнях.

В современных сложных социально-экономических условиях, условиях жесткой конкуренции только те школы имеют шансы на всестороннее развитие, которые правильно сформулируют свою миссию, а в дальнейшем на основе миссии определят основные задачи своего роста.

Особое значение сейчас это имеет для сельских малочисленных школ в условиях оптимизации финансирования.

Нестандартность мышления в подходах к реализации поставленных задач, выбор новых образовательных технологий, гибкость системы самообразования и самосовершенствования педагогического коллектива,





творчество – все это является составляющими успеха реализации миссии современной школы.

На современном этапе развития школьного образования администрация школы должна стать своеобразным координатором усилий и действий всех групп участников образовательного процесса в достижении главной задачи – реализации идей, заключенных в МИССИИ ШКОЛЫ.



























ПРИЛОЖЕНИЕ

Приказы по школе, отражающие деятельность по формированию миссии.

ПРИКАЗ

О сроках разработки текста документа №____ от 28.08.2013 «Миссия и основные стратегические направления развития школы на период 2014 – 2018гг»

В соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативно-правовыми документами к процессу обновления и развития образовательных организаций, с целью определения основных стратегических направлений развития школы на период до 2018 года

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Разработать текст документа «Миссия и основные стратегические направления развития школы на период 2014 – 2018гг» в срок до 10 июня 2014 года.

  2. Заместителю директора по УВР Коробейниковой О.А. составить план мероприятий по разработке текста миссии школы в срок до 3.09.2013

  3. Сформировать три творческие группы по разработке текста документа. Приложение 1.

  4. Творческим группам представить на рассмотрение собственные варианты текстов документа на расширенное заседание педагогического совета до 25 декабря 2015 г.

  5. Рассмотреть окончательный проект документа на расширенном заседании педагогического совета 20.05.2014г.

  6. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора по УВР Коробейникову О.А.

Директор школы _____________________

Приложение 1 к приказу №____ от 28.08.2013

Состав творческих групп по разработке текста документа «Миссия и основные стратегические направления развития школы на период 2014 – 2018гг»

  1. Группа

  1. Дмитриева О.П. – руководитель методического совета школы

  2. Шевцова Р.С.- руководитель методического объединения учителей математики, учитель высшей КК

  3. Чубова О.П. – руководитель методического объединения учителей русского языка, учитель высшей КК

  4. Лаптиева Е.В. – руководитель методического объединения классных руководителей, учитель первой КК

  5. Медведко Л.П. –руководитель методического объединения учителей начальных классов, учитель высшей КК

  1. группа

  1. Иванов П.П. – председатель Совета школы

  2. Васильева И.Н.- член родительского комитета, представитель группы начальных классов

  3. Кочетов П.В. – член родительского комитета, представитель среднего звена обучения (5-9 классы)

  4. Летвинов П.Д – член родительского комитета, представитель старшего звена обучения (10-11 классы)

  5. Ивахненко Л.Ю. – член родительского комитета, представитель системы дошкольного образования.

  1. группа

  1. Демченко М.С. – старшая вожатая

  2. Сергиенко Марина, ученица 11а класса, председатель Совета старшеклассников.

  3. Петренко Владимир, ученик 10б класса, председатель комитета по связям с общественностью Совета старшеклассников

  4. Климова Анастасия, ученица 10а класса, член совета старшеклассников

  5. Удовиченко Максим, ученик 11б класса, член совета старшеклассников



ПРИКАЗ

Об утверждении планов работы по №____ от 2.09.2013 формированию текста миссии школы и основных направлений развития на период до 2018 г.

С целью систематизации деятельности коллектива школы в вопросе создания текста документа «Миссия и основные стратегические направления развития школы на период 2014 – 2018гг»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить «План работы МКОУ СОШ №1 г. Россоши по разработке текста миссии школы» Приложение 1.

  2. Утвердить «План работы творческих групп по разработке текста документа «Миссия и основные стратегические направлений развития школы на период 2014 – 2018гг» Приложение 2.

  3. Назначить ответственным за соблюдение сроков выполнения намеченных мероприятий заместителя директора по УВР Коробейникову О.А.

  4. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.



Директор школы ______________________

Приложение №1 к приказу №____ от 2.09.2013 План работы МКОУ СОШ №1 г. Россоши по разработке текста миссии школы

№ п/п

Направления деятельности

Форма проведения

Сроки реализации

Ответственные

Результат «продукт» деятельности

1.

Осознание необходимости совершенствования деятельности школы в режиме развития

Анализ работы школы за период 2009-2013гг

Август 2013г

Директор школы

Приказ по школе о сроках разработки миссии и основных стратегических направлений развития школы

2

Создание творческих групп

Инструктивно-методическое совещание

Сентябрь 2013 г.

Директор школы

Приказ о создании творческих групп по разработке текста миссии школы и определению стратегических направлений развития

3

Заседания творческих групп:

Методического совета,

Совета школы,

Ученического самоуправления

Дискуссии, мозговой штурм, изучение документации, круглые столы

Октябрь 2013

Ноябрь 2013

Пред-ль метод. Совета,

Пред-ль Совета школы

Лидер уч. самоуправл

План работы творческих групп.

Подготовка презентаций своих вариантов миссии

4

Презентация и публичная защита вариантов миссии каждой группы

Расширенное заседание педагогического совета

Декабрь 2013

Пред-ль метод. Совета,

Пред-ль Совета школы

Лидер уч. самоуправл

Критическая оценка текстов посредством сравнения их с работами коллег.

5

Доработка текстов

Оценка каждого утверждения по 100-бал. шкале

Январь – февраль 2014г

Пред-ль метод. Совета,

Пред-ль Совета школы

Лидер уч. самоуправл

Рейтинг основных положений вариантов текстов каждой группы. Окончательные тексты документов

6

Обобщение подготовленных в группах текстов в один документ.

Административное совещание

Март 2014

Директор школы, зам. дир по УВР, зам. дир по ВР

Единый текст документа.

7

Корректировка обобщённого варианта миссии в группах. Обобщение управляющей командой исправленных вариантов в один текст

Заседание творческих групп.

Административное совещание

Апрель 2014

Руководители творческих групп

Административный аппарат школы

Окончательный текст документа

8

Ратификация миссии

Расширенное заседание педагогического совета.

Май 2014г

Директор школы

Приказ директора об утверждении текста документа

9

Афиширование миссии

Родительские собрания, классные собрания, общешкольная конференция

Май-июнь 2014 г.

Классные руководители. Заместители директора по УВР и ВР

Помещение текста документа на сайте школы





















Приложение 2 к приказу №____ от 2.09.2013

План работы творческой группы по созданию текста документа «Миссия и основные стратегические направления развития школы на период 2014 – 2018гг»

№ п/п

Направления деятельности

Форма проведения

Срок исполнения

1

Организационное заседание группы

Дискуссия

1-2 неделя октября 2013г

2

Изучение нормативно-правовой базы

Индивидуальное изучение

3-4 неделя октября 2013г.

3

Постановка актуальных вопросов

Мозговой штурм

1-2 неделя ноября 2013

4

Формулировка основных положений

Индивидуальная работа

3-4 неделя ноября 2013г

5

Формирование первичного текста документа

Круглый стол

1-2 неделя декабря 2013

6

Подготовка презентации документа

Творческая лаборатория

2-3 неделя декабря 2013

7

Презентация документа на расширенном заседании педагогического совета

Выступление на педагогическом совете

4 неделя декабря 2013

8

Доработка текста документа группы

Круглый стол

Март 2014г

9

Обсуждение текста общего документа

Дискуссия

Апрель 2014г.

10

Участие в работе расширенного педагогического совета по рассмотрению окончательного варианта документа

Выступление на педагогическом совете

Май 2014


ПРИКАЗ

Об утверждении текста документа №____ от 5.06.2014г

«Миссия и основные стратегические направления развития школы на период 2014 – 2018гг»



На основании решения расширенного заседания педагогического совета №___ от 31 мая 2014 года, рассмотревшего и одобрившего окончательный вариант текстового документа «Миссия и основные стратегические направления развития школы на период 2014 – 2018гг»

ПРИКАЗЫВАЮ

  1. Утвердить текст документа «Миссия и основные стратегические направления развития школы на период 2014 – 2018гг». Приложение 1.

  2. Заместителю директора по УВР Коробейниковой О.А., руководителю Методического Совета школы Дмитриевой О.П. внести изменения в Программу развития МКОУ СОШ №1 г. Россоши в соответствии с направлениями, отраженными в тексте документа «Миссия и основные стратегические направления развития школы на период 2014 – 2018гг». До 31.08.2014.

  3. Руководителям ШМО, лидерам ученического самоуправления планировать и проводить работу в соответствии с положениями Миссии школы. Постоянно.

  4. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.



Директор школы ______________________







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Запрудский, Н. И. Эффективная школа / H. И. Запрудский //— 2006. — № 7.

  2. Айдинян Р., Шипунова Т. Проблемы определения целей и миссии организации. Журнал "Персонал-Микс" - 2008 - №1 – 150 с.

  3. Деревлева М. Миссия организации. Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations" - 2006 - № 11-12 . - с. 186

  4. Мотышина М.С. Исследование систем управления. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 226 с.

  5. Томпсон-мл. А., Стрикленд III Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2008. – 929 с.

  6. Интернет ресурс www.wbd.ru.

  7. Виханский О. С. Стратегическое управление. Учебник. – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Гардарики, 2007. – 296 с.

  8. Даунинг, Грэм. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Грэм Даунинг; пер. с англ. — М: Консалтинговая группа "ИМИДИС-контакт", 2004. – 368с.







28