Возможности цифровых образовательных ресурсов в процессе форм
В программах по обучению математики представлено много интересных материалов по вопросам развития прочных вычислительных навыков, но некоторые вопросы, связанные с познанием и подготовкой арифметических навыков, пока достаточно сложны для младших школьников. По мнению Н. Г. Каменковой: формирование вычислительных навыков и умений является сложным и длительным процессом, эффективность которого зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня подготовки его к вычислительным работам [22].
Использование ЦОР на уроках математики в начальной школе позволяет (И.М. Попова) [36]:
одновременной организации деятельности детей с разными способностями;
активизации познавательной деятельности учащихся;
применению индивидуального подхода к ученикам, применение разноуровневых задач;
повышению эффективности обучения;
улучшению качества усвоения материала;
реализации дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебной готовности;
переход от иллюстративного стиля обучения к деятельностному стилю, в котором дети являются активными участниками учебной деятельности.
Чтобы формировать вычислительные навыки, вы можете воспользоваться следующими цифровыми образовательными ресурсами:
ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы». Авторы: Лаптев В.В., Баранова Е.В., Гогун Е.А., Елизарова И.К., Зинченко Т.В., Ивашова О.А., Кузнецова Е.С. Поставщик ЦОР: ООО «Кирилл и Мефодий» [21].
Данный ресурс может быть использован независимо от программы работы, кроме учебных материалов, на которых работают учителя. Это ресурс удобен для педагогов и учащихся. УМК помогает педагогам подготовить и провести уроки, и можно использовать после уроков для дополнительного занятия, для самостоятельного занятия учащихся, заполнить пробелы в знании, консультировать детей и их родителей, учителей. Этот ИУМК позволяет осуществлять дифференцированный подход к подготовке многошаговых операций, различные независимые реализации в зависимости от времени выполнения. Однако недостаточно одного из этих источников в работе с формирования вычислительных умений.
УМК «Начальная школа. Математика. Измерение. 1-4 класс». Авторы: Булычев С.А., Севрюков С.А., Ловецкий Г.И., Незнанова Н.А., Иванова В.Т., Кулик В.А., Силина Е.Н. Поставщик ЦОР: ООО «ДОС» [44].
В комплекс включены задания, в которых представлены различные ситуации, происходящие с героями (рис.1.2.) того или иного художественного произведения.
Рис.1.2. «Начальная школа. Математика. Измерение. 1-4 класс», 3 класс, «Чудесный лес», задание 4
Задания созданы для индивидуальной работы учащихся, они решают все самые разнообразные задачи. В комплексе имеется модуль «Классный журнал», где можно увидеть результат работы каждого ученика, результаты могут быть диагностированы и сохранены. Этот модуль стимулирует анимационное поощрение учащихся. На ресурсе много задач, но практически все их однообразие и может мешать ученикам.
Компьютерный практикум для начальной школы. Поставщик ЦОР: ЗАО «Просвещение-МЕДИА». [26].
Конструкторы создают компьютерные уроки из практического набора. Упражнения – это игры, созданные для определенных предметов, которые могут продолжаться в заранее определенный, ограниченный период времени. Начиная каждую тренировку, вы должны выбирать между 1-2 игроками для учеников, работающих на компьютере. После окончания упражнения на экране выдается статистика: результат работы выполнен или нет; количество выполненных и не выполненных задач в режиме занятия у одного ученика или количество выполненных задач в режиме занятия у двух учеников; общий результат всех игр: число игр, которые завершены или не завершены проиграны в рабочий режим одного ученика или число игр, которые выиграны в рабочий режим двух учеников.
Результатом работы с конструктором является запись программы компьютерного урока на жёсткий магнитный диск учителя.
Тренажер «Отличник» [43].
В программе могут быть генерированы примеры, уравнения и математические задачи после выполнения задач для получения соответствующих оценок. Полученная котировка сохраняется. Поэтому можно проводить статистику показателей. Добавлять собственные задания можно в редакторе задач. Все ученики могут принять участие в рейтинге, определяющем лучших учеников. В программе представлена игра «Математическая гонки на шарах», в которой можно сыграть в одиночестве или в паре, а также игровая игра «Таблица умножения».
Так среди ЦОР выделяются цифровые образовательные платформы, например, интерактивные образовательные онлайн-платформы Учи.ру и Яндекс.Учебник.
Учи.ру — образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и учителей [45].
«Учи.ру» — это интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по предметам школьной программы. Сайт содержит много интерактивных задач, которые школьники могут выполнить в удобное время. Задания предназначены для того, чтобы закрепить полученные на уроках навыки. Это позволяет овладеть учебным материалом в интерактивном, живом и увлекательном виде рисунка (рис. 1.3.). По мере начала выполнения заданий с первой карточки, учащиеся постепенно получают доступ к следующим заданиям. Карточки нельзя перепрыгивать или пропускать.
Вы можете управлять ходом действий в общих оценках ваших классов. Здесь вы можете посмотреть, какие студенты выполнили задания в последний раз на портале, а какие уже освоены предметы. Результаты каждого ученика можно смотреть, кликнув на его имя по списку. Система показывает, когда ученик выполнил задание последний раз, сколько процентов от общего числа пройденных курсов, общего числа часов, количества выполненных занятий весь курс, количество правильного ответа.
Рис.1.3. Примеры заданий на интерактивной образовательной платформе «Учи.ру»
Платформа предлагает и учебно-познавательные онлайн-игры, творческие и практические задания, что служит хорошей мотивацией к познанию нового.
Яндекс.Учебник — это библиотека, которая содержит более 35 000 интерактивных карточек с заданиями по русскому языку и математике. (рис.1.4.)
Рис.1.4. Яндекс.Учебник: карточки по математике
На данной платформе педагоги могут выбрать из этой библиотеки карточки с заданиями, необходимые для работы на определенном предмете и создать из нее коллекцию «уроков».
Дети заходят на сайт «Яндекс. Учебника», выполняют эти задания. Система обеспечивает мгновенное обратное сообщение с детьми и показывает учителям свои результаты решения. Журнал показывает результативности учащихся, средней результативности и количеству попыток.
Карточки Яндекс. Учебники могут быть использованы для занятий или домашнего задания. Возможность просмотра статистики каждого ребенка, а также назначения заданий для отдельных учащихся и всего класса помогает педагогам реализовать индивидуальный путь обучения каждому ребёнку.
Кроме образовательных ресурсов можно воспользоваться мультимедийными пособиями, созданными педагогами.
В настоящее время в Интернете представлено множество мультимедийных презентаций, сделанных учителями начальных классов. Например, ресурсы, предназначенные для формирования вычислительных умений для второго класса, соответствующие условиям, когда использование ЦОРов способствует повышению эффективности процесса обучения. Например:
Для отработки умений табличного умножения и деления на 2 и 3 во 2 классе можно использовать следующие презентации-тренажёры: «Таблица умножения», «Вальс цветов», «Играем в снежки со Снеговиком», «Дартс», «Юные водители», «Хоккей», «С Барби за покупками», «Изучение таблицы умножения», «Юные водители» (рис. 1.5).
Рис.1.5.Примеры презентаций - тренажеров
Для отработки умений сложения и вычитания двузначных чисел можно использовать презентации-тренажёры: «На лесной полянке», «Коллекция игр для устного счёта», «Сложение и вычитание в пределах 100 вида 84 + 8 и 92 - 7», «Генератор примеров», «Найди ошибки», «Тачки», «Маша» (рис. 1.6).
Рис.1.6. Примеры презентаций - тренажеров
Кроме этого, существуют сервисы, с помощью которых учитель может самостоятельно создавать учебные ресурсы для организации процесса формирования вычислительных умений (https://learningapps.org, ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы», «Отличник», рис.1.7.). В данных сервисах содержатся различные шаблоны, с помощью которых учитель может создавать собственные интерактивные задания.
Рис.1.7. Задания с ресурса LearningApps.org
Итак, сочетание использованных ресурсов в качестве способа наглядности содержания деятельности вычислительной техники, индивидуализации, дифференциации учебного процесса в процессе развития вычислительной способности, повышению познавательной самостоятельности в процессе прикрепления вычисленных приемов к традиции, обеспечению учащихся с вычислительным навыком для решения задач, формирующих сильные, осознанные вычислительные умения.