Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
по профессии 44.02.01 Дошкольное образование
Надым, 2018
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине являются составной частью рабочей программы Возрастная анатомия, физиология и гигиена, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование»
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составители:
Сайфетдинова Луиза Рамисовна, преподаватель дошкольного образования
РАССМОТРЕН
на заседании УМО преподавателей
гуманитарного цикла
Протокол № 5
от «24» мая 2018 г.
И.о.председателя УМО:
_____________ (Е.Е. Тен)
ОДОБРЕН
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 7
от «30» мая 2018 г.
Председатель МС:
_____________ (Е.В. Головань)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Перечень тем самостоятельной работы 4
Методические рекомендации 6
Перечень учебно-методического и информационного обеспечения 26
Пояснительная записка
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы учащихся по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Главная задача методических указаний помочь самостоятельно освоить некоторые теоретические вопросы и выполнить практические задания. Методические указания облегчают подготовку к выполнению самостоятельных работ, а также обращают внимание учащегося на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умения анализировать, связывать теорию с практикой. Методические указания содержат тематику, формы, требования по формам и методам контроля самостоятельной работы.
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволяют учащимся самостоятельно овладеть знаниями, умениями, опытом творческой и исследовательской деятельности.
В результате изучения учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена обучающийся должен знать/понимать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей и подростков;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.
уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать фактора внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;
- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.
Перечень тем самостоятельной работы по разделам
дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Тема радела | Кол-во часов | Формы и методы контроля самостоятельной работы |
Раздел 1. Основной модуль |
Раздел 1 Тема :Уровни организации организма и его регуляция | 2 ч | Особенности и функции органоидов клетки. Формы выполнения таблица Формы контроля- терминологический диктант |
Раздел 2 Тема : Влияние факторов внешней среды | 5 ч | Влияние экологических факторов на развитие организма Формы выполнения - тезисы доклада Формы контроля - доклад на занятии |
Раздел 3 Тема: Физиология нервной системы и ВНД | 6 ч | Возможности человеческого мозга Формы выполнения- конспектирование Формы контроля- семинарское занятие |
Тема : Влияние процессов физио- созревания и развития ребенка на поведение и работоспособность | 6 ч | Терминологический диктант Формы выполнения - сравнительная таблица Формы контроля - стадии полового развития |
Тема: Возрастные особенности физиологических систем | 2 ч | Сенсорные системы Формы выполнения - систематизация учебного материала: схемы, план ответа Формы контроля- контрольная работа |
Тема: Возрастные особенности физиологических систем | 4 ч | Процесс дыхания Формы выполнения- составление тестов Формы контроля- тестирование |
Раздел4 Тема: Инфекционные заболевания | 7 ч | Распространенные болезни современности Формы выполнения- реферат Формы контроля- проверка реферата |
Раздел5 Тема : Гигиена учебно-восп. процесса | 3 ч | Нормативные документы Формы выполнения- Конспектирование Формы контроля- Проверка конспекта |
Итого: | 35 ч | |
Методические рекомендации
1.Методические рекомендации по составлению кроссворда. Целью данного вида работы является: Расширение кругозора и закрепление знаний студентов. Развитие навыков точного формулирования вопросов и адекватных ответов. Формирования у студентов способности правильного использования понятийного аппарата. Приобретение навыков работы со справочной литературой.
Кроссворд составляется в произвольной форме и должен состоять примерно из 40 терминов. Вопросы формулируются четко и должны исключать двойное толкование. При составлении кроссворда необходимо использовать энциклопедические словари. В конце самостоятельной работы студент должен указать перечень использованной справочной литературы (название, место и год издания). Оформление : титульный лист (оформляется также как для реферата); два листа с ячейками кроссворда (один заполнен ответами); лист с вопросами кроссворда; лист с ответами и список использованной литературы.
2. Методические рекомендации по составлению тестов.
Целью данного вида работы является: Закрепление знаний студентов. Развитие навыков точного формулирования вопросов и адекватных ответов. Формирования у студентов способности правильного использования понятийного аппарата. Приобретение навыков работы с учебной литературой и лекционным материалом.
Существуют разные формы тестовых заданий:
- задания закрытой формы, в которых выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания; -задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа; - задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств; - задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действий или процессов .
Требования, предъявляемые к тестовым заданиям: -каждое задание имеет свой порядковый номер; -задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа ;
- к разработанному заданию прилагается правильный ответ.
Оформление : титульный лист (оформляется также как для реферата); вопросы теста в количестве 15 ; ключ с ответами; список использованной литературы.
3.Методические рекомендации для создания конспекта, плана конспекта.
Целью данного вида работы является: Облегчить запоминание текста; учиться переосмысливать текст; формулировать определения, выделять основные мысли текста. Общие рекомендации по составлению конспекта
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал , разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала(тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы«ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
4. Методические рекомендации к работе по поиску информации в Интернете
Поиск и сбор информации в Интернете нуждаются в планировании. Ошибочная логика построения запроса, неоптимизированная последовательность применения инструментов поиска, попытки ускорить поиск - все это не просто затягивает получение результата, но может поставить под угрозу смысл поисковой работы.
Начинать необходимо со всестороннего лексического анализа искомой информации. Следует использовать любое, достаточно достоверное и подробное описание исследуемого вопроса для получения первичных сведений. Таким источником вполне может стать как узкоспециальный справочник, так и электронная энциклопедия общего профиля. На основе изученного материала необходимо сформировать максимально широкий набор ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики, сленга, слов-клише и устойчивых словесных штампов, при необходимости на нескольких языках. Заранее следует определить и возможные уточнения поискового запроса- редкие слова, синонимы и антонимы. названия и фамилии, тесно связанные с искомым вопросом. Желательно также заранее предусмотреть возможные нерелевантные отклики на запросы, то есть возможные характеристики поискового шума. После накопления этих предварительных данных можно перейти к получению первичной информации из Интернета.
Основная задача этой стадии учесть особенности Интернета, который является не только носителем технологий, но и традиций, и собственной этики. Сетевая лексика, сленг и написание общеупотребительных слов здесь могут отличатся от принятых.
Сведения о наличии в Интернете необходимых данных лучше всего искать в ранее известном каталоге, поддерживающем поиск по ключевым словам. При решении, например, простых задач типа "Получить текст Конституции Республики Беларусь" или "В каких правовых актах употребляется название родного города" известный сайт или каталог может быть более быстрым способом получения информации, чем автоматический индекс, и обеспечит большую достоверность.
После лексического анализа информации наступает технологический этап. Выбор информационного поля Интернета и поисковых инструментов производится на основе вышеизложенных подходов.
Используются тестовые запросы из одного-двух ключевых слов или фразы, затем анализируется количественный отклик. Содержательный анализ данных позволяет корректировать запросы, но релевантности отклика. В результате тестирования выясняются наиболее представительные источники информации, после чего следует уточнить последовательность применения поисковых инструментов. На этом этап планирования завершается.
Методические рекомендации по выполнению рефератов.
Целью данного вида работы является:
Раскрытие исследовательского потенциала студента, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей.
Общие рекомендации.
1. Отобрать по теме необходимый материал.
2. Использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
3. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.
4. После цитаты необходимо делать ссылку на автора, например [№произведения по списку, стр.].
5. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.
6. В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий не старше 5 лет.
7. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным.
8. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, использованных страниц.
Этапы работы над рефератом 1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10). 3.Составление библиографии. 4.Обработка и систематизация информации. 5.Разработка плана реферата. 6.Написание реферата. 7.Публичное выступление на занятии.
Введение имеет цель ознакомить с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Здесь должна быть четко сформулирована цель и задачи работы.Объем введения – не более 1 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.
Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать плану реферата (простому или развернутому) и указанным в плане страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата – не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2»
Заключение. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.
Список литературы. Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации, например: [1, с.18]. В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.
Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.)
Оформление реферата
- Изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.
- Реферат должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.).
- Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.
- Выравнивание текста по ширине.
- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.
- Перенос слов недопустим!
- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
- Подчеркивать заголовки не допускается.
- Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).
- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.
- В тексте реферат рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
- Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.
- Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами.
-Нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3».
-Номер страницы на титульном листе не проставляется!
-Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки. Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.
-Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Оформление литературы:
Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- фамилия и инициалы автора;
- наименование;
- издательство;
- место издания;
- год издания.
Все источники, включенные в библиографию, должны быть последовательно пронумерованы и расположены в следующем порядке:
- законодательные акты;
- постановления Правительства;
- нормативные документы;
- статистические материалы;
- научные и литературные источники – в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора.
В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
6.Методические указания для студентов при подготовке к семинарским занятиям Семинар – форма систематических учебно-теоретических занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана. При подготовке к семинарским занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке. На семинарских занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике семинарских занятий.
Общие рекомендации. Проработать конспект лекций; Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу; Ответить на вопросы плана семинарского занятия; Выполнить домашнее задание; При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
7. Методические рекомендации к созданию презентаций.
Не перегружать слайд информацией. Рекомендуется писать на одном слайде не более тридцати слов.
Шире использовать графическую информацию - там, где можно заменить текст рисунком, это следует делать.
Не нужно перегружать аудиторию слишком частой сменой слайдов. На 20 минут выступления должно приходиться не более 7 слайдов.
На одном слайде нельзя использовать более 3 шрифтов. При этом курсив и жирный являются в этом случае отдельными шрифтами. То же касается цвета - недопустимо использовать более 3 цветов. Синий и голубой при этом считаются разными цветами. Дело не только во вкусе или эстетике. Речь идет о восприятии информации.
Использовать шрифт без засечек. Шрифт без засечек воспринимается легче. Засечки - это элементы украшения, поперечные черточки вверху и внизу букв. Чтобы было яснее, шрифт Times New Roman - с засечками, а Arial - без.
Не дублировать информацию. Слайды не должны содержать тот текст, который проговаривается устно.
Учебно – методическое и информационное обеспечение
Основная
1. Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология: Учеб.пособие для вузов / Науч.ред.Г.А.Кураев. - Ростов н/Д : ООО "ЦВВР", 2013. - 201с.
2. Антонова, О. А. Возрастная анатомия и физиология: пособие для сдачи экзамена / О. А. Антонова. - М. : Высш. образование, 2016. - 189 c.
Дополнительная
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология.- М.: изд. АСАДЕМА, 2010.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высшая школа, 2014. - С. 246-260.
Любимова З.В. Возрастная физиология: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 2 / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 306 с.
Матюшонок М.Т., Турик Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск: Высшая школа, 2015. - С. 218-219
Ноздрачев А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем. - М.: Высшая школа, 2013. - Т. I. - С. 72-102.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2014.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека : С возраст.особенностями дет. организма: Учеб.пособие для сред. пед.учеб.заведений рек.МО РФ. - 3-е изд.,стер. - М.: Академия, 2012. - 438с.
10. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: изд. Просвещение, 2012
16