Просмотр содержимого документа
«Возрастная психология: молодость, зрелость, старость»
Тема 5.12. Молодость, зрелость и пожилой возраст
Содержание учебного материала:
Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и новообразования
1
Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте. Кризис среднего возраста.
Завершение трудовой деятельности.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Зрелость и пожилой возраст: подготовить сообщение по теме «Отцы и дети – проблемы – пути решения»; «День Рождения – грустный праздник – трудности и радости пенсионного возраста».
4
15 признаков зрелой личности по А. Маслоу:
- Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.
- Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
- Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.
- Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.
- Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.
6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
9. Чувство общности с человечеством в целом.
10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.
11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.
13. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.
14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.
15. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.
Главные проблемы старости – это бедность одиночество.
Как можно помочь?
- Сбор денежных средств для закупки еды, медикаментов, средств гигиены и необходимых вещей, а также обращение к социальным организациям за содействием в этой помощи .
Волонтеры могут посодействовать (уборка, ремонты, писать письма, звонить, играть в настольные игры, гулять со стариками, сопровождать на массовые мероприятия)
- Организация помощи психотерапевта, так как у стариков могут быть и чаще всего бывают страхи: страх смерти, страх потери близкого (например больного супруга), страх ненужности,..
- Вовлечение в социальную активность (клуб по интересам, привлечение стариков к волонтерству)