Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
«Всемирный
день дикой природы»
(экологическое занятие для обучающихся дошкольного возраста)
Подготовила и провела:
Заведующая структурным подразделением,
педагог дополнительного образования –
И.Э. Приказчикова
г. Рузаевка, 2024 год
Цель: формировать у дошкольников основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания обучающихся о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить дошкольников с правилами поведения в природе.
Развивающие: развивать у дошкольников желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Необходимый материал и оборудование: компьютер, экран, музыкальное сопровождение, карточки с тематическими картинками, тематические презентация и мультфильфильм.
Ход занятия.
В классе звучат звуки природы: птиц, животных,
шелест листвы, шум моря, воды и т.д.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга…
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем вам скажем «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Добрый день у всех начнется!
Основная часть.
Просмотр презентации «Дикая природа России»
Педагог: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что стучится к нам в окно?
В классе висит зеленый воздушный шарик, на нем прикреплен конверт с письмом.
- Интересно, от кого это письмо?!
Давайте прочитаем, что же нам пишут:
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Матушка-Природа.
У нас на планете может случиться большая беда!
Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!
И тогда на нашей планете будет скучно и грустно.
Помогите! Помогите! Я вас жду!»
Педагог: Какая беда может случиться в природе? Ответы
Ребята, а чем мы с вами можем помочь нашей природе? Что мы можем сделать?
Давайте отправимся в к ней…
А чтобы не скучать по дороге, давайте вспомним правила поведения в лесу и на природе. На мои вопросы отвечайте «да» или «нет». Знаки вам помогут.
Педагог показывает знаки «Правила поведения на природе и в лесу»
Игра «Если я приду в лесок»
Педагог:
Если я приду в лесок И сорву ромашку? Нет | Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? Да | Если разведу костер, А тушить не буду? Нет |
Если съем конфетку И выброшу бумажку? Нет | Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? Да | Если сильно насорю И убрать забуду. Нет |
Если мусор уберу, Банку закапаю? Да | Я люблю свою природу, Я ей помогаю! Да | |
Педагог: А вот и наша прекрасная природа. Она такая родная и такая напонятная… Но, почему так грустно, так скучно и темно. Солнышко грустное, не светит. Не слышно пение птиц. Не слышно шелеста травы, не слышно стрекотания и жужжания насекомых. Сколько здесь мусора. Нужно обязательно помочь природе. Давайте поможем природе. С каждым выполненным заданием здесь станет светлее.
Мы же сможем помочь лесу, даже если еще маленькие?
Вы, ребята, уже почти большие и умные. И хорошо справитесь с любым заданием.
И вот первое задание для вас.
Какое сейчас время года? Ответы
Игра «Времена года».
Педагог: Ребята весну называют утром года, как вы думаете почему?! Ответы
А вы хотите, чтобы в лесу вся природа проснулась?
Каждый весенний день просто переполнен чудесными событиями.
Давайте соберём весенние чудеса в волшебную корзинку: я положу в корзинку подснежник, а теперь вы ребята – сосульку, проталинку, ручеёк, солнышко и т.д.
Обучающиеся выбирают картинки с приметами весны, называют и кладут в корзинку
Педагог: Вот и природе началась весна и погода становится светлее. И у нас всё получается.
- Молодцы, ребята!
Педагог: Какая странная полянка? Здесь тоже нужна ваша помощь, ребята! В лесу без солнышка так темно, что видны только тени от деревьев.
Ребята, а какие деревья растут в лесу? Ответы
Как вы думаете, зачем нужны деревья? Ответы
- Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.
Давайте посмотрим на экран и найдем цветные изображения деревьев и преобразим наш лес и природу.
Игра «Назови дерево по силуэту».
Педагог: Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше. Какой знак нужно поставить здесья, чтобы этого не случалось? Ответ
Ребята, появились деревья, и повеяло свежим воздухом. Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? Ответы
Почему? Ответы
Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин. Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика.
Воздух свежий мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем.
Выдохнули, опустили.
И ещё раз повторили.
Педагог: Ребята в природе было так темно, что все звери перепутали свои домики.… Пожалуйста, помогите им!
Проводиться игра «Найди, кто, где живет?»
Педагог: А можно брать какое-то животное из леса домой? Ответы
Давайте найдем и поставим знак «Животных из леса брать нельзя!»
Педагог: Ребята, в природе кроме растений есть еще и животные, их называют дикими…
Каких диких животных вы знаете? Ответы
Давайте проведем сейчас физминутку о животных…
Физминутка «Звериная зарядка».
Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну, и, хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
Педагог: Ребята на одной из полянок нашей планеты росли когда-то красивые цветы. Кто-то собрал все цветы?! Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой? Ответы
Правильно. Давайте посадим на ней цветы.
Игра «Собери цветок».
Участники собирают картинки первоцветов из разрезных картинок
Педагог: Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесах, на полянках нашей планеты? Ответы
Давайте найдем и поставим знак «Рвать цветы запрещено».
- Как красиво стало на нашей планете!
А каких насекомых вы знаете? Ответы
А вы знаете, что влесах есть муравейники и часто мальчишки разоряют их палками.
Давайте найдем и поставим запрещающий знак у муравейника.
Просмотр мультфильма «В мире дикой природы»
Педагог: Как вы думаете, ребята, мы помогли природе нашей планеты? Ответы
Послушайте интересные факты о животных…
Интересные факты.
Самая быстрая птица в мире – страус. Он развивает скорость до 70 км/ч.
В мире около 70 тысяч видов пауков и 6 тысяч видов рептилий, при этом ежегодно открываются новые виды.
Тигры имеют полоски не только на шерсти, но и на коже, а их когти достигают длины до 10 см.
У жирафа самое большое сердце среди животных, живущих на суше. А его язык достигает 45 см в длину.
У дельфинов есть имена, которые им даются при рождении. Это было доказано учеными, когда они записали свист дельфина, на который откликался всегда один и тоже дельфинёнок.
Акулы боятся дельфинов. Они своими носами на большой скорости атакуют хищника до его полнейшего уничтожения. Поэтому акулы, завидев этих млекопитающих, спасаются бегством.
Дикие животные, которые дольше всех могут не пить – это крысы.
В теле гусеницы больше мышц, чем у человека.
Крокодилы проглатывают камни, чтобы глубже погрузиться в воду.
У акул иммунитет к раку.
У белок в гнезде всегда есть два выхода. Второй нужен на случай эвакуации.
Не зря существует поговорка – «не буди спящего медведя». Ведь пробуждение в период спячки делает его особо опасным, поскольку он нападает на все, что попадается на пути.
Почти всю свою жизнь ленивцы проводят на деревьях, спускаясь не чаще раза в неделю.
Медведь любит лакомиться муравьями. Он засовывает язык в муравейник, ждет, пока муравьи облепят его и втягивает язык, проглатывая их.
Волки развивают скорость до 60 км/ч, но долго держать такой темп не могут.
Завершающая часть.
- Ребята вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, как светло, красиво на нашей планете. Поют птицы, летают бабочки, ползают насекомые, свети солнышко, наступила весна!
Ребята! Вы настоящие защитники природы! Надеюсь, вы и все люди будут бережно относиться к природе. А на память я дарю вам раскраски с животными, насекомыми и цветами.
Подведение итога занятия.
Сегодня наше занятие, ребята, мы посвятили всемирному празднику, который называется День дикой природы. Этот праздник стали отмечать во всем мире для того, чтобы люди всей нашей огромной планеты встали на защиту природы, а значит, на защиту всех животных и растений.
И если каждый человек будет помнить о бережном отношении ко всему живому на планете Земля, значит, наша планета будет богата самыми редкими растениями и животными долго.
Список литературы:
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).