СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вторая жизнь песни»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

показать связь композиторской музыки с народной; роль композиторов прошлого и настоящего в популяризации народной музыки и музыки, написанной в отдаленное время

Просмотр содержимого документа
««Вторая жизнь песни»»

Урок музыки в 5 классе № 1 «Вторая жизнь песни»


Цель: показать связь композиторской музыки с народной; роль композиторов прошлого и настоящего в популяризации народной музыки и музыки, написанной в отдаленное время

Музыкальный материал:

«Камаринская» из «Детского альбома» П. Чайковского и «Камаринская» М Глинки

Хор из сцены «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

Финал Симфонии № 4 П. Чайковского.

«Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Ход урока.

  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

         II.    Основная часть.

Дать определения: песня без слов, баркарола,

Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера.  Баркарола - песня на воде.

Вступительная беседа.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную  песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.  

            А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?

           Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?

Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.

2. Формулирование темы урока.

- Сформулируйте   тему сегодняшнего урока.

- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.

 - Сегодня мы поговорим на тему:  «Вторая жизнь песни».

 Работа над новым материалом.

Вот что говорил  о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные  произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

        Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним  отличительные черты песни народной от композиторской.

1. Русская народная песня «Камаринская»

(ответы уч-ся)

Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.

Задание 1, 2.  Послушать произведения П. Чайковского.

2. «Камаринская» П. Чайковский.

3. «Камаринская» Глинка

(ответы уч-ся)

- А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни?

Давайте  послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?

Послушайте произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?

5. «Симфония №4. Финал» П. Чайковский.

6. Народная «Во поле березка стояла»

(ответы уч-ся)

- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?

(ответы уч-ся)

- Какой вывод можно сделать?

- Песням композитор дал вторую жизнь.

М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы,  художники,  только её аранжируем».  

Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков  В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» .

7. «Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане»

8. «Во саду ли в огороде» народная.

Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В своем творчестве он использовал народный фольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы?        

Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

9. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".

10.  Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»

Беседа по характеру.

Какой можно сделать вывод?

Вывод:  Народная песня помогла создать картину народного праздника.

Вокальное пение –работа над песней А Пахмутовой «Просьба»

IV. Подведение итогов.

Д-З Выучить слова песни