Урок музыки в 5 классе № 1 «Вторая жизнь песни»
Цель: показать связь композиторской музыки с народной; роль композиторов прошлого и настоящего в популяризации народной музыки и музыки, написанной в отдаленное время
Музыкальный материал:
«Камаринская» из «Детского альбома» П. Чайковского и «Камаринская» М Глинки
Хор из сцены «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
Финал Симфонии № 4 П. Чайковского.
«Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
Дать определения: песня без слов, баркарола,
Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде.
Вступительная беседа.
Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.
А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.
Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?
Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.
2. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.
- Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни».
Работа над новым материалом.
Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.
Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты песни народной от композиторской.
1. Русская народная песня «Камаринская»
(ответы уч-ся)
Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.
Задание 1, 2. Послушать произведения П. Чайковского.
2. «Камаринская» П. Чайковский.
3. «Камаринская» Глинка
(ответы уч-ся)
- А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни?
- Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?
Послушайте произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?
5. «Симфония №4. Финал» П. Чайковский.
6. Народная «Во поле березка стояла»
(ответы уч-ся)
- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?
(ответы уч-ся)
- Какой вывод можно сделать?
- Песням композитор дал вторую жизнь.
М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» .
7. «Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане»
8. «Во саду ли в огороде» народная.
Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В своем творчестве он использовал народный фольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы?
Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
9. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".
10. Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»
Беседа по характеру.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника.
Вокальное пение –работа над песней А Пахмутовой «Просьба»
IV. Подведение итогов.
Д-З Выучить слова песни