«Введение Государственных образовательных стандартов основного общего образования как фактор объективной оценки
уровня образования выпускников».
Фадеева А.С. учитель истории
МОУ «Школа№132
имени Н.В.Поповой г.Донецка»
Главный смысл разработки образовательных стандартов - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкуретноспособность современной школы, ее готовность к решению новых социальных задач: консолидации общества, формированию идентичности, выравнивания социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями.
Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность выпускников школы нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Эффективная система оценки образовательных достижений обучающихсяотвечает следующим критериям:
•ориентирована на учёт разнообразныхобразовательных результатов.
•строится на сочетании разнообразных методов оценки;
•предоставляет своевременную и полную информацию надлежащего качества, которая может использоваться различными группами заинтересованных субъектов для принятия решений, направленных на улучшение образовательного процесса;
•служит реальной основой для построения системы отчётности в образовании.
Современные системы оценки образовательных достижений обучающихся, принятые в большинстве ведущих стран мира, строятся на основе сочетания трех главных видов оценочных процедур (программ оценивания):
Современные системы оценки образовательных достижений обучающихся, принятые в большинстве ведущих стран мира, строятся на основе сочетания трех главных видов оценочных процедур (программ оценивания):
1)внутриклассная оценка – служит для получения информации в реальном времени с целью оказания поддержки преподаванию и обучению в конкретном классе;
2)национальные (государственные) экзамены – дают информацию для принятия решений относительно индивидуального прогресса учащегося в рамках системы образования с целью сертификации достигнутых результатов или отбора для получения последующего образования, включая предоставление доступа к редким образовательным возможностям (обучение в престижном вузе); 3) крупномасштабное оценивание в рамках различных мониторинговых исследований – необходимо для предоставления политикам и практикам образования релевантной информации о деятельности системы на всех уровнях, об изменениях на этих уровнях и о факторах, которые с ними связаны или которые способствовали этим изменения.
Введение Государственных образовательных стандартов направлено на достижение результатов:
- личностных, которые проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.
- предметных, которые представляют собой систему культурных предметных способов и средств действий в определенной предметной области и могут быть получены как в учебной деятельности обучающихся, так и в других видах: проектной, исследовательской, творческой и т.п. В каждом учебном предмете выделяются несколько содержательных линий, внутри которых определяются ведущие умения, которые и подвергаются оцениванию.
- метапредметных, освоенных на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способах деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях («УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ»)
Во ГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Если обратиться к структуре (основной образовательной программы) ООП, то видим, что в соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. На этапе основного общего образования система оценивания приобретает новый виток качества. На этом этапе любая отметочная система оценивания (пятибалльная, многобалльная и др.) не имеет принципиального значения, как это было в начальной школе. Акцент делается на формирующем оценивание и экспертной качественной оценки со стороны взрослого, в том числе и педагога.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:
внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами);
внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой –обучающимися, педагогами, администрацией).
Внутренняя оценка планируемых результатов проводится силами образовательного учреждения.
Субъектами внутренней оценки могут выступать:
- учителя, школьный психолог, классный руководитель; обучающиеся, родители.
Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов образовательного учреждения включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание. Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно прошедшего учебного года. Предметом текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Предметом промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного года является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей.
Общая система внутреннего оценивания носит уровневый характер и состоит из следующих элементов:
1) оценка предметных и метапредметных результатов по итогам учебного года: количественная характеристика таких результатов определяется по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.
2) Прогресс в учебе относительно индивидуальных целей образования оценивается как в ходе учебного года, так и по его окончанию
3) Самостоятельность в изучении предмета оценивается как в ходе учебного года, так и по его окончанию.
4) Прилежание в учебе оценивается по итогам обучения.
5) Поведение оценивается по итогам обучения.
Контрольно-оценочная деятельность учащихся связана с определением учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Основными формами и средствами контрольно-оценочных действий учащихся в рамках образовательного процесса подростковой школы являются:
1) Оценочные листы и задания для самоконтроля
2)Творческие задания по теме
3) Проверочные работы
ГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир –портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример, выпускник начальной школы – владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы –умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, в среднем звене – быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например, осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.
Общий итог работы учащихся и его общая оценка за учебный год складывается:
1) из выполненных всех тематических и итоговых работ, количество которых определяется количеством учебных тем.
2) из результата выполнения итоговой работы (проекта), которая должна показать возможность учащихся выходить за пределы одного предмета, умение интегрировать полученные знания, действовать в нестандартных ситуациях.
3) из представленного «портфеля» ученика, в котором собраны все виды и формы систематической самостоятельной его работы по предмету (предметам), их презентация и публичная защита, а также все учебные достижения, выходящие за рамки школы (олимпиады, конкурсы, курсы и т.п.). К работе с портфелем достижений привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.
Таким образом, обучающимся по итогам года должны как минимум быть освоены все предметы на базовом уровне, максимум – на продвинутом уровне и отдельные предметы учащимися могут быть освоены по выбору на рефлексивно-творческом уровне.
Внешняя оценка образовательных результатов может проводиться:
1. На старте (в начале 5-го класса) в рамках мониторинга качества образования силами региональных структур оценки качества образования.
Основная цель диагностики – определить готовность пятиклассников обучаться на следующей ступени школьного образования.
Готовность обучения в основной школе может определяться двумя параметрами:
сформированностью у обучающихся желания и основ умения учиться;
уровнем освоения основных культурных предметных средств/способов действия необходимых для продолжения обучения в основной школе.
2. В рамках
государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена
государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в новой независимой форме (ГИА 9);
мониторинговых исследований уровней различных исследовательских проектов, проводимых отдельными научными коллективами и организациями страны.
Предметом государственной итоговой аттестации освоения обучающимися основной образовательной программы являются достижения предметных и метапредметных результатов в рамках учебных дисциплин, необходимых для продолжения образования.
Итоговая аттестация включает три составляющие:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся за последние три года (7 - 9 классы);
- итоги внеучебных (школьных и внешкольных) достижений обучающихся за 7-9-й классы, которые оформляются в специальное индивидуальное портфолио учащихся;
- результаты экзаменационных испытаний (экзамены) выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов
Оценка внеучебных достижений выпускников основной школы
Необходимо подчеркнуть, что внеучебные достижения школьников связаны не только с освоением предметных областей учебного плана школы, но и с участием детей в разнообразных видах образовательной деятельности. Как правило, разные виды внеучебной деятельности связаны с приобретением школьником реального социального опыта. Именно благодаря этим видам деятельности и формируется здесь и сейчас социальный опыт подростка. Во внеучебной деятельности дети также имеют свои образовательные результаты, в которых можно выделить три уровня:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей)
Итоговыми результатами внеучебных достижений за период основной школы могут быть, например:
участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня;
победа в конкурсах, выставках, соревнованиях;
участие в научно-практических конференциях, форумах;
авторские публикации в изданиях выше школьного уровня;
авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение;
успешное прохождение социальной и профессиональной практики;
плодотворное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления;
получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград;
лидирование в общепризнанных рейтингах.
Таким образом, итоговые результаты обучения в основной школе складываются из школьных экзаменов и внеучебных достижений выпускника, которые наравне с учебными отражаются в итоговом документе, такой документ должен учитываться при поступлении учащихся в профильную старшую школу, профессиональные колледжи.
Основные-результаты среднего (полного) образования
• овладение основами наук и универсальными способами действий, обеспечивающими возможность успешного участия в общественной жизни в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности;
• опыт проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности
• индивидуальный прогресс