СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение. Урок развития речи.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Введение. Урок развития речи.»

Технологическая карта урока

Дата: ________________

Предмет: литература

Тема: 6 класс, № 1. Введение. Урок развития речи.

Тип: урок закрепление и коррекция усвоенных знаний, понятий, способов действия.

Цель: организация деятельности обучающихся для повторения изученного в 5 классе; ознакомления со структурой учебника-хрестоматии; показа необходимости читательского труда.

Планируемые результаты:

Предметные: Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному.



Метапредметные: с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления.




Личностные:  готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с русским языком, географией.

Ресурсы урока: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1660131254&tld=ru&lang=ru&name=64780101.pdf&text

Учебно-методический комплекс: учебник «Литература» 6 кл, 1 ч., В. Я Коровина, В. П. Журавлев; наглядный материал, дидактический материал.





Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности


Приветствие.

Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!


Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные  друг другу,  пронесите это настроение через весь урок.

Мы начинаем новый учебный год, он разделяет вашу школьную жизнь пополам. Теперь с каждым днем учиться в школе вам останется все меньше, чем вы уже проучились. А сколько еще надо успеть прочитать, решить, обдумать! Вы взрослеете и все больше умеете делать. Пятиклассники вам уже кажутся маленькими, а ведь еще год назад вы были такими же. Вспомним, что мы читали на уроках литературы, какие книги обсуждали.

Начнем (отмечаем отсутствующих, записываем число в тетрадях)

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание




– Как называется традиционное начало сказки? (Зачин.)

– Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

– Какие сказки мы читали в 5 классе? (Народные сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; литературные сказки В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А. Погорельского, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Х.К. Андерсена.)

– Чем отличаются литературные сказки от народных? (Примерный ответ. У литературных сказок есть автор, у народных сказок автор – народ; литературные сказки не имеют вариантов, в отличие от народных они написаны языком художественной литературы, сюжет их обычно более развернут, картины реальной жизни соседствуют с чудесами и т. д.)

– Героиней какой русской народной сказки является заколдованная красавица? («Царевна-лягушка».)

– В основу какой литературной сказки положена русская народная сказка, записанная А.С. Пушкиным со слов няни Арины Родионовны: «Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. “Ах, – говорят, – тут был кто-то – али мужчина, али женщина: коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра…”»? («Сказка о мертвой царевне…».)

– Определите жанр произведения по следующим признакам: это короткий рассказ, часто стихотворный, обычно о животных, говорящих и действующих по-человечески; в этом рассказе есть мораль – идея рассказа. (Это басня.)

– Назовите самого известного русского баснописца. (Иван

Андреевич Крылов.)


– Какие басни И.А. Крылова вы помните?

(Аукцион басен: кто назовет басню последним, тот и вы-

играл.)


– Произведения каких авторов вы помните с прошлого года?

– Что вы читали летом?

– Какие книги вам запомнились?

– Чем вам понравились прочитанные книги?

– Что бы вы посоветовали прочитать своим друзьям

Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Какова тема?

Поставим перед собой задачи.

Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



  1. Знакомство с учебником.


– Учебник-хрестоматия состоит из двух частей. Кто авторы-составители учебника? (В.П. Полухина, В.Я. Коровина,

В.П. Журавлев, В.И. Коровин.)


– Рассмотрите репродукции картин на обложке и форзацах,

прочитайте стихотворения.


– Загляните в оглавление, определите путь на целый год.


Мы будем идти от фольклора к древнерусской литературе,

от нее – к русской литературе XVIII, ХIХ и ХХ веков, затем познакомимся с некоторыми поэтическими произведениями народов

России и частично – с зарубежной литературой – от древности

до ХХ века.


– Какие авторы, перечисленные в содержании, вам уже знакомы? Какие произведения этих авторов вы помните?


Обратите внимание на краткий словарь литературоведческих

терминов в конце ч. 2 учебника, который поможет самостоятельно разобраться в некоторых сложных вопросах.


Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие» (из размышлений В. Б. Шкловского).

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


— Выберите из статьи образы, с которыми автор сравнивает книгу. Попытайтесь объяснить, почему книга — это жизнь, дорога, часы, машина, мир и др.


Работа в парах.

— Ответы на вопросы 1, 5 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Выполнение заданий 2, 3 из раздела учебника «Проверьте себя».


Обобщение знаний о книге как о художественном произведении:

в 6 классе вы часто на уроках литературы будете слышать такие термины, как содержание и форма художественного произведения.

Прокомментируйте следующее определение: содержание — это то, о чём говорится в произведении, а форма — то, как говорится.

*Распределите следующие аспекты художественного произведения, относящиеся к содержанию и форме, по двум столбикам: идея, конфликт, тема, проблема, жанр, композиция, ритм, стиль, художественная речь.

содержание

форма

идея

жанр

конфликт

композиция

тема

ритм

проблема

стиль


художественная речь



Выполняют задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

V. Итог урока рефлексия





Итог.

Продолжите предложения (устно)

  • Покажите мне красный карандаш, если вы ничего не поняли.

  • Если вы чего-то не поняли или были недостаточно активны, покажите мне желтый карандаш.

  • Если же вы активно работали на уроке и поняли все, о чем мы говорили, покажите зеленый.

Молодцы, хорошо, опустите.


Открываем дневники, записываем домашнее задание: 

— Письменно ответить на вопрос № 4 с. 5.

Античная литература. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» - читать.


Индивидуальные задания (по выбору учащихся):
— Составить памятку «Как нужно относиться к книге» (по статье «В дорогу зовущие»).
— Подготовить устное сообщение «Книги и чтение в моей жизни».


Оценки за урок …


Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений


2