I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные друг другу, пронесите это настроение через весь урок. Мы начинаем новый учебный год, он разделяет вашу школьную жизнь пополам. Теперь с каждым днем учиться в школе вам останется все меньше, чем вы уже проучились. А сколько еще надо успеть прочитать, решить, обдумать! Вы взрослеете и все больше умеете делать. Пятиклассники вам уже кажутся маленькими, а ведь еще год назад вы были такими же. Вспомним, что мы читали на уроках литературы, какие книги обсуждали. Начнем (отмечаем отсутствующих, записываем число в тетрадях) | Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку. | М. Самоопределение, смыслообразование Целеполагание Планирование учебного сотрудничества |
II. Актуализация знаний. Целеполагание | – Как называется традиционное начало сказки? (Зачин.) – Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.) – Какие сказки мы читали в 5 классе? (Народные сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; литературные сказки В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А. Погорельского, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Х.К. Андерсена.) – Чем отличаются литературные сказки от народных? (Примерный ответ. У литературных сказок есть автор, у народных сказок автор – народ; литературные сказки не имеют вариантов, в отличие от народных они написаны языком художественной литературы, сюжет их обычно более развернут, картины реальной жизни соседствуют с чудесами и т. д.) – Героиней какой русской народной сказки является заколдованная красавица? («Царевна-лягушка».) – В основу какой литературной сказки положена русская народная сказка, записанная А.С. Пушкиным со слов няни Арины Родионовны: «Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. “Ах, – говорят, – тут был кто-то – али мужчина, али женщина: коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра…”»? («Сказка о мертвой царевне…».) – Определите жанр произведения по следующим признакам: это короткий рассказ, часто стихотворный, обычно о животных, говорящих и действующих по-человечески; в этом рассказе есть мораль – идея рассказа. (Это басня.) – Назовите самого известного русского баснописца. (Иван Андреевич Крылов.) – Какие басни И.А. Крылова вы помните? (Аукцион басен: кто назовет басню последним, тот и вы- играл.) – Произведения каких авторов вы помните с прошлого года? – Что вы читали летом? – Какие книги вам запомнились? – Чем вам понравились прочитанные книги? – Что бы вы посоветовали прочитать своим друзьям Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Какова тема? Поставим перед собой задачи. | Определяют тему урока. Составляют плана на урок. | К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. |
III. Основная часть | Знакомство с учебником. – Учебник-хрестоматия состоит из двух частей. Кто авторы-составители учебника? (В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.) – Рассмотрите репродукции картин на обложке и форзацах, прочитайте стихотворения. – Загляните в оглавление, определите путь на целый год. Мы будем идти от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, ХIХ и ХХ веков, затем познакомимся с некоторыми поэтическими произведениями народов России и частично – с зарубежной литературой – от древности до ХХ века. – Какие авторы, перечисленные в содержании, вам уже знакомы? Какие произведения этих авторов вы помните? Обратите внимание на краткий словарь литературоведческих терминов в конце ч. 2 учебника, который поможет самостоятельно разобраться в некоторых сложных вопросах. Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие» (из размышлений В. Б. Шкловского). | Отвечают на поставленные вопросы учителя. | М. Умение строить логическое рассуждение. |
IV. Первичное закрепление | — Выберите из статьи образы, с которыми автор сравнивает книгу. Попытайтесь объяснить, почему книга — это жизнь, дорога, часы, машина, мир и др. Работа в парах. — Ответы на вопросы 1, 5 из раздела учебника «Проверьте себя». — Выполнение заданий 2, 3 из раздела учебника «Проверьте себя». Обобщение знаний о книге как о художественном произведении: в 6 классе вы часто на уроках литературы будете слышать такие термины, как содержание и форма художественного произведения. Прокомментируйте следующее определение: содержание — это то, о чём говорится в произведении, а форма — то, как говорится. — *Распределите следующие аспекты художественного произведения, относящиеся к содержанию и форме, по двум столбикам: идея, конфликт, тема, проблема, жанр, композиция, ритм, стиль, художественная речь. содержание | форма | идея | жанр | конфликт | композиция | тема | ритм | проблема | стиль | | художественная речь | | Выполняют задания. Делают выводы. | К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Оценивание усваиваемого содержания. |
V. Итог урока рефлексия | Итог. Продолжите предложения (устно) Покажите мне красный карандаш, если вы ничего не поняли. Если вы чего-то не поняли или были недостаточно активны, покажите мне желтый карандаш. Если же вы активно работали на уроке и поняли все, о чем мы говорили, покажите зеленый. Молодцы, хорошо, опустите. Открываем дневники, записываем домашнее задание: — Письменно ответить на вопрос № 4 с. 5. Античная литература. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» - читать. Индивидуальные задания (по выбору учащихся): — Составить памятку «Как нужно относиться к книге» (по статье «В дорогу зовущие»). — Подготовить устное сообщение «Книги и чтение в моей жизни». Оценки за урок … Спасибо за работу, урок окончен. | Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание. | К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самооценка; Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |