Лекция на тему: «Введение в науку «Педиатрия».
Педиатрия – это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста.
Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid – ребенок и iatria – врачевание.
Педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения.
Целью педиатрии является обеспечение всем детям благоприятных условий для достижения заложенного в них природного потенциала развития, а в случае возникновения заболевания – сохранение и возвращение состояния здоровья.
Основные задачи педиатрии:
антенатальная охрана плода;
динамическое наблюдение за ребёнком;
организация рационального вскармливания;
профилактика и лечения болезней и последующая реабилитация;
организация осмотров детей врачами - специалистами;
организация лабораторно - диагностических исследований, проведение профилактических прививок;
подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения и школу.
Условно педиатрию можно подразделить:
Клиническая педиатрия предполагает диагностику, лечение и этапную реабилитацию больного ребенка.
Социальная педиатрия нацелена на предупреждение патологии роста и развития ребенка.
Экологическая педиатрия – относительно новая развивающаяся наука, изучающая влияние на детский организм антропогенных экологических воздействий.
Профилактическая педиатрия – это система мероприятий для предупреждения заболеваний и инвалидизации.
Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.
Наука педиатрия начала свое развитие с 16 века. Формировалась она долго и претерпела ряд изменений. Она не сразу стала самостоятельной наукой, а находилась во взаимосвязи с другими. Постепенно по мере развития, стала отделяться и обособилась и со временем систематизировалась.
Особенности при работе с детьми.
Применительно к педиатрии - это продуманный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем здорового и больного ребенка.
Только правильный уход, вскармливание, закаливание, воспитание в раннем возрасте обеспечит здоровье индивидууму на всю дальнейшую жизнь.
Организационная структура включает этапы:
I этап. Обследование ребенка
II этап. Диагностирование состояния пациента: определение его потребностей и выявление проблем со здоровьем
III этап. Планирование помощи
IV этап. Выполнение плана вмешательств при оказании помощи
V этап. Оценка эффективности помощи.
I этап. Сестринское обследование пациента.
Цель: получение информации для оценки состояния ребенка.
Для этого необходимо:
а) собрать субъективные данные о состоянии ребенка - данные анамнеза жизни (социального, биологического, генеалогического), жалобы (признаки заболевания), эпидемический анамнез и анамнез заболевания. Особое внимание необходимо обратить на историю возникновения проблемы в здоровье ребенка, социологические данные (взаимоотношения, окружающая среда), сведения о развитии ребенка, психологические особенности (индивидуальные особенности характера, самооценка и способность принимать решения);
б) исследовать объективные данные о состоянии ребенка: результаты его осмотра, пальпации, измерения пульса, частоты дыхания)
Задача врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента, чтобы выявить нарушения функций внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки (аппендикса), необходима срочная операция для его удаления.
Задача ваша – обеспечить ребенку максимальный комфорт, в пределах своей
компетенции постараться облегчить его состояние. Поэтому для вас важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем (инфекция, аллергия и т.д.), сколько внешние проявления заболевания как основная причина дискомфорта. Например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон, беспокойство по поводу заболевания.
У детей важными являются также: страх перед медицинским вмешательством, тоска по родителям, неумение обслужить себя и т. д.
И как итог – гарантия качества оказания помощи и ее безопасности.
Основные принципы взаимоотношения с больным ребенком и его родителями:
Действовать профессионально, в пределах своей компетенции.
Соблюдать доброжелательное отношение с детьми и их близкими.
Уметь выслушать ребенка и его родителей, понять их переживания.
Поддерживать ребенка и его родителей в трудных ситуациях, своевременно снимать психоэмоциональное напряжение.
Одинаково ровно относится ко всем детям.
Сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Для детей дошкольного возраста характерно:
- отсутствие осознания болезни в целом;
- неумение формулировать жалобы;
- сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;
- восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;
- усиление дефектов характера, воспитания в период болезни;
- чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения.