СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами воспитания и обучения воспитанников детского дома»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами воспитания и обучения воспитанников детского дома»»

Г осударственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Новошахтинский центр помощи детям» 346918 Россия Ростовская область г. Новошахтинск ул. Садовая,23 тел. 2-13-05, 2-13-06,

2-04-41 E-mail: dd1nov@yandex.ru

_______________________________________________________________









«Выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами воспитания и обучения воспитанников детского дома»









Воспитатель: Шмайлова Ю. А.

2024г.

















Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Важной задачей службы психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей в соответствии с их образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями.

Социально-экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества. Это привело к увеличению числа детей, нуждающихся в помощи государства и поступающих в детские дома, школы-интернаты и другие государственные учреждения. Главной задачей сиротских учреждений является подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, т.е. способствовать их социально-трудовой адаптации. Адаптация воспитанников детских домов – серьезная проблема, так как переход от периода детства к периоду взрослости является сложным для любой личности, а тем более ребенка, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в особых условиях, которые не способствуют формированию у ребенка адекватной картины мира.

Научно-практические исследования, проведенные учеными в различных регионах России, и наше исследование свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в ПТУ, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.

Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что проблемы, существующие в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствуют стойкому проявлению у них тревожности и социальной неустойчивости.

Формирование социально-адаптированной личности ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без родительского попечения, через трудовое воспитание я рассматриваю как один из важнейших механизмов жизненного становления, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности жизненных целей, реализующихся одновременно с практическим освоением детьми социального опыта. Я исхожу из положения о том, что усвоение основных навыков самообслуживания и получение какой-либо профессии, которая позволила бы заработать на жизнь, или, напротив, приобретение как можно большего количества знаний для дальнейшего обучения и получения квалифицированной профессии являются необходимыми условиями и средствами социальной адаптации и социальной защищенности воспитанников детских домов. При этом полагаю, что социальная адаптация должна осуществляться целенаправленно в совместной деятельности воспитателей, педагогов и детей. Анализ трудовой деятельности детей детских домов и школ-интернатов показал, что содержание этой деятельности чаще всего определяется специфическими потребностями самих детей, их возможностями, задачами учреждения. Эта деятельность требует специального педагогического руководства.
Педагогическое руководство трудовой деятельности воспитанников детских домов и школ-интернатов заключается в последовательном разрешении противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности, и готовностью личности к их выполнению на более высоком уровне путем педагогически целесообразного воздействия на обстоятельства трудовой деятельности. Задача педагогов заключается в том, чтобы обеспечить развитие трудовой деятельности воспитанников как процесса полномерного разрешения этого противоречия с целью формирования на этой основе качеств, необходимых для социальной адаптации.

Подготовка детей к труду в целом осуществляется всеми структурными подразделениями детского дома: начальной школой, Центром детского творчества и учебно-воспитательными учреждениями, в которые включены воспитанники детского дома. Принципиальные черты такой подготовки: комплексный подход на основе обучения и воспитания, непрерывность и преемственность процесса трудовой подготовки. Человек деятелен, поэтому приложение его духовных и физических сил осуществляется в самых разнообразных формах. Понятие развития личности охватывает всю социальную структуру: духовный мир, интересы, идеалы, ценностные ориентации, потребности, мотивационную сферу. В этом смысле социально-адаптированная личность формируется в прямой зависимости от социальной среды и содержания деятельности.

Выделены следующие условия: осуществление диагностики развития и адаптации воспитанников, предполагающей совместную деятельность воспитателей и других специалистов; содействие предварительной пробе сил воспитанников; создание развивающей среды; организация гендерно-ролевого взаимодействия с воспитанниками. В соответствии с проблемой нашего исследования взаимодействие организационно-педагогической и социально-психологической деятельности обеспечивает формирование социально-трудовой адаптации личности.

На основе разработанной системы медико-психолого-педагогического диагностирования и консультирования детей, воспитателей, педагогов дополнительного образования строилась организационно-педагогическая деятельность по социально-трудовой адаптации воспитанников детского дома, которая требовала от педагогов дифференцированного подхода к воспитанникам. Выбор деятельности, в том числе трудовой, обуславливается возможностями, степенью мотивации, самостоятельности и адаптированности. При этом я исходила из того, что диагностика развития ребенка должна осуществляться в течение всего периода пребывания его в детском доме, а не ограничивалась одноразовыми срезами, пусть даже очень глубокими и детальными. Регулярная диагностика стала основой для разработки рекомендации и выводов по результатам изучения эффективности воспитательной системы.

В детском доме нами была создана стимулирующая и развивающая активная среда для детей всех возрастов (от учеников начального звена до старшеклассника), то есть разные по назначению блоки, зоны для физического воспитания: изостудия, швейный цех и т.д.

Наличие такой среды (наличие условий для различных видов деятельности) дает возможность осуществления предварительной пробы сил воспитанников. Важным условием социальной адаптации ребенка-сироты, воспитывающегося в детском доме, являлась организация гендерно-ролевого взаимодействия. А.С. Макаренко уделял большое внимание вопросу подбора педагогических и других работников учреждения. Девочки должны были видеть образцы женственности, мальчики — образцы мужественности и стремиться подражать этим образцам. Успеху гендерной идентификации способствовали не только образцы поведения представителей своего пола, но и представление о себе как о существе мужского и женского пола в нормах поведения и установках, проявляющихся в социальных ситуациях.

 

Перед каждым новым поколением людей, прежде всего, встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности, которые наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность. Ведь без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве.

За последние годы  в  мире произошли значительные изменения приоритетов  в  образовании: переориентация  на  компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система  общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни  в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение  к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.

Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

 Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Любой учебный проект имеет два аспекта:

для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Начиная работу с воспитанниками, я выделила для себя ряд проблем:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

  • неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

  • невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача воспитателя - научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между воспитанниками, а также между воспитателем и воспитанниками. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.