СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"»

Тема: «Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Прочесть как следует произведение

лирическое – вовсе не безделица:

для этого нужно долго его изучать.

Нужно разделить искренно с поэтом

высокое ощущение , наполнявшее его

душу; нужно душой и сердцем почувствовать

всякое слово его.

Н.В. Гоголь.

Цели:

обучающие: совершенствование навыков работы над поэтическим текстом: устное словесное рисование, определение художественных тропов, выразительное чтение; работа со словарем.

воспитательные:

развивать творческое воображение учащихся путем привлечения на уроке произведений живописи, поговорить об эстетическом понятии «гармония» как высшей цели творчества.

Методы и приёмы:

1.метод творческого чтения – анализ, выразительное чтение.

2.эвристический – вопрос-ответ.

3.репродуктивно-творческий – слово учителя, использование живописи.

4.исследовательский – ЧЭП (чрезвычайное эстетическое происшествие) – домашнее задание.

Оборудование:

наличие текстов,репродукции картин , словарь С.И. Ожегова, мифологический словарь, цветные карандаши.

Ход урока.

I Cлово учителя

Мы продолжаем изучение творчества А.С. Пушкина. Тема нашего урока: «Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». С этой проблемой мы встречаемся всякий раз, когда изучаем лирическое произведение. И каждый раз решаем её по-новому, потому

что поэтическое творение – это огромный мир эмоциональных переживаний, чувств автора, которые мы пытаемся передать при чтении. Эту мысль подтверждает эпиграф к уроку – высказывание Н.В. Гоголя. (Учитель читает, ребята записывают). В эпиграфе обозначены цели нашего урока – исследования, который предполагает анализ стихотворенияя, наблюдение над поэтическим словом, умение находить соответствующий тон прочтения.

Целесообразное повторение.

Опорой для нашего урока-исследования будут знания , полученные на уроках по изучению лирики. Вспомните, что включает в себя понятие «выразительное чтение».

Ребята предлагают свои ответы.

1. Паузы

2. Повышение, понижение голоса

3. Логическое ударение

4. Темп речи

II Психологическая подготовка уч-ся к восприятию стихотворения.

Беседа с классом.

  1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «зима»?



  1. Вспомните стихотворные строки о зиме





Одинаково ли описание зимы в этих стих-х?






Снег, лыжи, горка, белизна, красота и др.

А. Фет «Печальная береза», А. Майков «Уходи зима седая», С. Есенин «Белая береза» и др. Все эти стихотворения о зиме.

Одно время года может быть совершенно разным, у кого-то она: чародейка, - у кого-то – злодейка.














IV История создания стихотворения «Зимнее утро».

В один из таких зимних чудесных дней более полутора столетия назад А.С. Пушкин написал стих-е «Зимнее утро». Написано оно в селе Павловское Тверской губернии ( ныне Тверская область). Поэт часто приезжал сюда. Дела, интерес к отечественной истории, желание увидеть друзей, родственников приводили в эти места Пушкина. В то зимнее утро Пушкин проснулся против обыкновения поздно. Метель унялась. От скверного настроения не осталось и следа. Взял тетрадь, положил на согнутые колени. Подумал: «Славная нынче будет погода, и все будет хорошо – и сегодня, и завтра». И первая строчка легла на бумагу:

Под голубыми небесами

Писал, не замечая, как порозовели заиндевелые стекла в окне и свет свечи, стоящей у изголовья, побледнел, рассеялся. И только когда солнечные лучи хлынули в комнату, он очнулся. Отбросил тетрадь, вскочил и стал одеваться, приговаривая: «Наколдовал! Наколдовал!»

Распугав возившихся у печи девок, пробежал по комнатам, вышел на крыльцо. Сверкали под солнцем бескрайние снега. Утопая по колено, пошел парком, спустился к реке.

Вернулся в дом разрумянившийся, возбужденный, велел принести завтрак. Завтрак был прерван приходом Павла Ивановича.

- А я было подумал, что ты, батенька, пешком в Петербург отправился – больно резво бежал нынче.

- К черту Петербург! – воскликнул Пушкин – Какая прелесть на дворе! Зима, милый Павел Иванович! Зима! Велите запрягать и айда в Курово. Грешно сидеть взаперти.

- Успеется, Александр Сергеевич. Ты вот лучше скажи, что написал вчера? Свеча больно долго у тебя горела.

- После, право, после! Велите запрягать, а то верхом один уеду.

- Нет, брат, прежде чем прочтешь, не уедешь, - упорствовал хозяин – Ну не томи же…

Пушкин взял тетрадь и сказал:

- Вот вам маленькая пиеса, в коей описано настроение вашего беспокойного постояльца. Извольте слушать.

V Учитель читает стих-е «Зимнее утро».

Вам понравилось стихотворение?

Посмотрите, какой рисунок появился в тетради у Пушкина, когда он писал это стих-е. (Учитель показывает иллюстрацию).

Пушкин часто сопровождал свои произведения рисунками. Графика его необыкновенна. Перед нами стремительно набросанный рисунок.

Какие образы стих-я запечатлел автор в своем рисунке?

Зимнее солнце, нетерпеливый конь.



Обратимся к иллюстрациям художников, которые посвятили картины зиме.

Зима в красках…

Е. Бродская «Русская зима», Шишкин «Иней», И. Грабарь «Русский пейзаж».

Созвучны ли по настроению эти картины стих-ю «Зимнее утро»?

Подберите к каждой из них строки из стих-я.

Да, картины, как стих-е, светлые, жизнерадостные.

«Мороз и солнце; день чудесный…»

«Под голубыми небесами, великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит.»



Как вы думаете, почему возможно сравнение произведений поэзии и живописи?




VI Анализ текста.

Работа в группах

№1

1.К кому обращается Пушкин в I строфе?

2.Обратите внимание, как говорит об этом автор: «Открой сомкнуты негой взоры…». С помощью словаря И.С. Ожегова определите, к какому стилю принадлежат слова. Что придают тексту?

3.В I строфе есть имя собственное. С помощью мифологического словаря определите, что оно означает, почему Пушкин обращается к нему?

№2

1.Соответствует ли название стих-я картине, нарисованной во II строфе. Почему?

2.С помощью каких художественных приёмов автор изображает картину вчерашней непогоды?

3.Что значит «вьюга злилась»?

4.Как Пушкин показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой?

№3

1.Определите составляющие (опорные слова) образа зимнего утра в III строфе.

2.С чем сравнивается снег? Почему автор дает такое сравнение?

3.На каком художественном приёме построил поэт II и III строфы? Что это даёт?

№4

1.Какие краски при описании зимнего утра использует Пушкин в III строфе?

2.Можно ли было увидеть эту пейзажную зарисовку непогожим вечером?

3.Какие слова придают описанию особую праздничность?

№5

1.Куда возвращает нас автор в IV строфе?

2.Вслушайтесь в первые строки строфы. Вы слышите потрескивание сухих, схваченных пламенем поленьев? Какие звуки помогают передать это?

№6

1.Проанализируйте интонационные особенности стих-я:

а) значение пауз;

б) интонационный рисунок предложений по цели высказывания;

в) по эмоциональной окраске.

От группы отвечают 1-2 человека. Уч-ся 6 исследовательской группы дают свой комментарий после каждой строфы.

1.В I строфе А.С. Пушкин обращается к подруге с тем, чтобы она поскорее открыла глаза и увидела красоту зимнего утра.

Слова «сомкнуты», «нега», «взор» имеют в словаре С.И. Ожегова помету «устаревшее». Такие слова используют в поэтических текстах для создания праздничности, торжественности. Автор упоминает имя Авроры. В греческой мифологии это богиня утренней зари. Словосочетание «звездою севера» здесь использовано потому, что на ранней заре, когда других звезд уже не видно, одна северная звезда всё ещё горит и как бы встречает зарю (Аврору). Когда будете читать, выделите голосом это словосочетание.

В I строфе есть тире – самый действенный знак в предложении. В данном случае служит для того, чтобы усилить противопоставления мотивов сна и пробуждения. Здесь нужно сделать длительную паузу.

В I строфе – 2 восклицательных предложения, которые нужно читать с особой эмоциональной окраской.

2.Картина, нарисованная во II строфе, не соответствует названию. Пушкин рисует вчерашний вечер: мрачно, пасмурно, создаётся невесёлое настроение. Для этого автор использует эпитеты: мутное небо, тучи мрачные, ты печальная. Метафора «вьюга злилась» - сильный ветер, снег в лицо бьёт, ветер воет.

Во II строфе Пушкин показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. В предпоследней строке есть тире, знак, служащий для того, чтобы усилить впечатление от сегодняшнего прекрасного утра. Многоточие в последней строке как бы готовит нас к следующей мысли. На месте многоточия нужно сделать длительную паузу.

3.В III строфе Пушкин показывает составляющие образа зимнего утра: небеса, лес, ель, речка. Снег сравнивается с ковром. За ночь выпало много снега, и никто ещё не ходил по нему. Белоснежный, ровный, блестящий снег напоминает нам ковёр.

II и III строфы построены на приёме противопоставления- антитезе. Пушкин делает это, чтобы оттенить прелесть и красоту зимнего утра, показать, как влияет состояние природы на человека.

III строфа представляет собой сложносочинённое предложение, части которого равнозначны и равноправны по отношению друг к другу. Поэтому читать их нужно с одинаково приподнятым настроением.

4.Образ зимнего утра складывается не только из картин, но и красок: голубые небеса, прозрачный лес, чернеет, ель зеленеет.

Отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Слова, обозначающие сверкание, «блеск», «блестя на солнце», «речка блестит» придают описанию праздничность, торжественность.

5.В IV строфе автор возвращает нас в комнату. Одним предложением создаёт мягкий, тёплый колорит комнаты. Услышать потрескивание сухих, охваченных пламенем, поленьев помогает повторение звуков «т», «р», «ч». Звукопись – это тоже часть создания поэтического образа.

Как тепло, уютно в доме, но за окном такая красота, что трудно усидеть.

В последнем предложении автор обращается к подруге, это предложение побудительное. Повышением голоса, быстротой темпа нужно показать это.

Последний эпитет стих-я

«И берег, милый для меня.»

Помогает нам вообразить картину возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений. Автор ничего не говорит о них, но весь тон стих-я, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омрачённом счастье.

Сейчас мы попытались вместе с автором увидеть красоту зимнего утра, почувствовать душой и сердцем слово Пушкина, разделить с ним те ощущения, которые испытывал поэт.

И теперь перед нами стоит следующая задача: как прочитать стих-е.

VII Осмысление понятия «тон».

В начале урока мы определили составляющие понятие «выразительное чтение». Интонация прочтения – основа выразительного чтения. Что такое тон? (на доске)

Тон – характер (окраска) звучания; выражаемое голосом то или иное чувство.

Понятие «тон» универсально, оно используется и в поэзии, и в живописи.

Расчертите лист на квадратики, соответствующие строфам. Раскрасьте каждый квадратик тем цветом, который соответствует вашим ощущениям при чтении, ведь тон – это и есть «краски» нашего голоса.(уч-ся выполняют)

Какая строфа отличается по цвету? Почему?

II строфа

Потому что картина, нарисованная в этой строфе,мрачная, печальная.



При чтении стих-я это нужно показать соответствующим тоном.

VIII Выразительное чтение стих-я.

2-3 уч-ся предлагают своё прочтение, обсуждаем, делаем выводы.



IX Разговор о гармонии (подготовка к домашнему заданию).

Дома вы будете учить стих-е. Попытайтесь, чтобы тон, тембр вашего голоса, темп чтения создавали гармонию. Радостный, весёлый, оживлённый тон требует, чтобы и тембр голоса был звонкий, светлый. Всё это вместе и будет создавать приподнятое воодушевлённое настроение.

Словарная работа.

Как вы понимаете слово «гармония»? Подберите к нему синонимы.

Связь, стройность, соразмерность, согласие, согласованность, слаженность.



Верно, это слово пришло к нам из греческого языка. Вы правильно подобрали к нему синонимы, но, пожалуй, точнее всего глубинный смысл этого слова выражает старинное русское слово «лад». Где лад, там и гармония.

Понятие «гармония» и «творчество» неразделимы, потому что целью любого творчества является достижение гармонии. Её нельзя понять разумом, её можно ощутить, «почувствовать сердцем и душой»(эпиграф).

X Осмысление понятия «гармония».

Вы сами не раз пытались что-то создать своими руками. И если у вас получалось задуманное, где все взаимосвязано, разумно прилажено, ваше создание вызывало чувство радости, удовольствия.

Что вы говорите при этом?

Как красиво, как хорошо!



Значит, гармония – это красота!

XI Домашнее задание.

Но если какая-то часть целого нарушает эту соразмерность, происходит разлад. Такое однажды случилось с стих-ем «Зимнее утро».

Произошло ЧЭП(чрезвычайное эстетическое происшествие). Когда стих-е готовилось к печати, невнимательный наборщик перепутал строфы II и III.

Задание:

Какие изменения повлекла за собой ошибка наборщика?

XII Оценки за урок.

5