СЛАЙД 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Кочеткова Виктория Антоновна. Я работаю учителем русского языка и литературы в МОУ лицей, с 2014 года являюсь классным руководителем.
СЛАЙД 2. Своё выступление я хотела бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского:
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
СЛАЙД 3. Коллеги. Представим, что душа ребенка – это полная чаша. (Показать чашу)
-Каким вы видите наполнение этой чаши?
-Какими качествами вы бы хотели наделить своих детей? (Педагоги устно называют качества детей, по мере ответов чаша заполняется сердцами)
- Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у наших детей!
-Дети при разговорах всегда наделяют себя положительными качествами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т.п.?
-Чем Вы можете это объяснить?
- Как вы считаете, кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребенка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т.д.?
-Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала еще полнее?
- Благодарю за Ваши высказывания и суждения.
В настоящее время наше общество переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня, заключается в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому тема духовно-нравственного воспитания так актуальна.
СЛАЙД 4.И именно её мы поместим с Вами в центр нашего разговора.
Цели, задачи и основные направления воспитательной работы в классе
СЛАЙД 5.Основная цель моей воспитательной работы заключается в воспитании высоконравственной, образованной, творческой личности, умеющей и желающей проявлять заботу друг о друге, коллективе, с целью улучшения себя, окружающей жизни.
СЛАЙД 6.Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
Продолжить работу по формированию и сплочению классного коллектива, через коллективно-творческие дела;
Прививать чувства доброты, сострадания, милосердия;
Развивать в обучающихся непосредственность, способствовать развитию личности, талантов, индивидуальности;
Формировать чувства взаимопонимания, доброжелательности в коллективе;
Знакомить и прививать навыки здорового образа жизни;
Помочь каждому ученику овладеть основами эффективной социальной адаптации, т.е. гармоничного существования в обществе.
Прививать знания о символах России и воспитывать граждан своего Отечества.
СЛАЙД 7.Изучив ученический коллектив, каждую ученика и родителя в частности, составив социометрический паспорт класс, я сформулировала следующую тему по самообразованию: «Методика работы по воспитанию духовно—нравственных качеств обучающихся в средней школе».
Основные направления воспитательной работы
СЛАЙД 8.Основной принцип воспитательной работы: принцип триединства «Педагог - ребёнок - родители». С учётом пожеланий коллектива класса и родителей был составлен план воспитательной работы в котором в таких модулях, как «Я- Гражданин», «Я -Человек», «Я- Труд», «Я- Здоровье», «Я и Природа», «Я и Культура» запланированы мероприятия духовно – нравственной направленности.
СЛАЙД 9. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Результатом воспитания становится воспитанная личность, формирование которой будет проходить в следующие этапы:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия.
На выходе из средней школы планирую максимально приблизить образ каждого обучающегося к качествам выпускника:
1. умеет учиться, способен организовать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками;
2. владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах;
3. обладает основами коммуникативной культуры;
4. любознателен, интересующийся, активно познающий мир;
5. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
6. любящий свой край и свою Родину;
7. уважающая и принимающая ценности семьи и общества;
8. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
9. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
10. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Воспитательная работа в классе, из опыта работы
СЛАЙД 10. Моя практика показала, что успешное решение воспитательных задач возможно лишь в условиях благоприятного микроклимата в классе. В классе проводится много бесед о том, что «добро порождает добро, а зло – зло и родит», о добром и заботливом отношении друг к другу. Мы не пропускаем ни одной волнующей или конфликтной ситуации, всё разбираем, предлагаем помощь и стремимся разобраться в сложившейся проблеме.
Например, в 7 классе надолго заболел ученик нашего класса - Павлов Саша. Во время классного часа мы с ребятами решили, что будем писать ему письма. Каждый раз есть что-то новое и приятное, что можно сообщить товарищу, чем его порадовать:
«Вчера мы смотрели интересный фильм»;
«Вот что мы рисовали, а этот рисунок самый лучший, его нарисовала Настя, мы тебе его посылаем»;
«Мы готовимся к празднику. Поскорей выздоравливай и приходи в школу»;
Саша «торопился» выздороветь и каждый день говорил маме: «Некогда мне болеть. Сколько дел в школе!», «Я совсем здоровый! Завтра пойду в школу?».
Общение со сверстниками — необходимое условие развития личности: ребенок приобретает способы социального поведения. В данном примере мы с ребятами действовали как бы в двух направлениях: с одной стороны, я, как классный руководитель старалась сблизить детей на основе чувства доброжелательности и сопереживания к товарищу, с другой — вместе с ребятами мы пытались сделать так, чтобы Саша не ощущал оторванности от общества сверстников. И нам это удалось!
СЛАЙД 11. Для того чтобы вначале управлять процессом формирования детского коллектива, а в дальнейшем исполнять роль «Помощника» детей», совместно с социально-психологической службой лицея провожу психолого - педагогическую диагностику. Она позволяет узнать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого использую психолого-педагогические методы, такие как беседа, наблюдение, анкета, графические и рисуночные тесты. Результаты диагностики позволяют:
аргументировано информировать о состоянии проблемы своих коллег, родителей, вести профилактическую работу с ребёнком;
корректировать эффективность процесса совместного поиска причин возникновения проблемы;
сдерживать отрицательную динамику развития ситуации;
локализовать причину проблемы;
СЛАЙД 12. В своей работе использую следующие воспитательные методы:
метод убеждения;
метод проектов;
метод бесед, встреч и собраний;
Перечисленные методы позволяют сформировать следующие компетенции у моих учеников:
общекультурная - освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития.
социальная – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
коммуникативная – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятой;
личностная – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;
нравственная – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Среди ключевых компетенций особое внимание уделяю общекультурной компетенции, потому, что считаю, что сегодняшний ученик должен обладать определёнными познаниями и опытом.
СЛАЙД 13. В целях реализации данной компетенции мною использованы формы воспитательной работы:
Словесно-логические формы;
Образно-художественные формы;
Трудовые формы;
Игровые (досуговые формы);
Психологические формы;
К ним можно отнести:
классные часы-практикумы («Можно и не ссориться»);
нравственные классные часы («Что значит быть культурным человеком»);
диспуты («Что такое хорошо и что такое плохо?»);
классные собрания («Распределение поручений в классе»),
классные часы-конференции («Правила поведения в школе»);
экскурсии по достопримечательностям Подмосковья;
СЛАЙД 14. Стало традицией участие коллектива в общешкольных и городских мероприятиях потому, что КТД и праздники так же способствуют формированию общекультурной компетенции. Обучающиеся принимают активное участие во всех школьных и городских конкурсах и мероприятиях: заняли первое место в конкурсе «Смотр строя и военной песни» среди шестых классов, приняли участие в городском конкурсе фотографий «Трудовые будни города», в городском конкурсе рисунков, приуроченном к Дню Труда, в городском конкурсе сочинений «Великая Отечественная война в жизни моей семьи», в городском конкурсе поделок, сделанных своими руками, в школьной благотворительной ярмарке, приуроченной ко Дню Труда, в городском конкурсе «Подари птице дом!», заняли первое место в рамках школьной недели профилактики, в общегородской акции «Посади свое дерево» и др.
СЛАЙД 15. Традиционными в плане воспитательной работы, начиная с пятого класса, являются общешкольные и городские акции: «Новый год для каждого», «От семьи к семье», «Забытая игра», «Коробка храбрости», «Подари птице дома» в результате проведения которых у обучающихся формируются такие качества личности, как милосердие, сострадание.
При планировании своей работы уделяю внимание гражданско – патриотическому воспитанию, что предполагает проведение различных бесед, экскурсий, изучение символики России и нашего города, изучение традиций и обычаев людей, проживающих в нашем городе.
СЛАЙД 16. Более стабильному формированию гражданской и патриотической позиции моих учащихся способствуют встречи с ветеранами и интересными людьми города; (Встреча с Синюшкиной Идой Викторовной, ветераном блокады Ленинграда)
СЛАЙД 17. Как сказал Артур Шопенгауэр «Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья». Следуя из этого моя цель - развитие обучающихся при сохранении их здоровья.
Основные направления:
профилактика и коррекция нарушений здоровья;
организация режима учебно-воспитательного процесса;
комплекс общеоздоровительных мероприятий;
пропаганда здорового образа жизни.
Использование методики «Чёрное и белое», классных часов и КТД «Прочь, похитители здоровья», соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья», «Взятие снежного городка» и др. способствуют формированию здорового образа жизни.
Обучающиеся растут, возникнет необходимость говорить на темы гигиены. На практические занятия приглашаются специалисты из числа родителей, что, несомненно, повышает как интерес к данной тематике, так и авторитет родителей.
СЛАЙД 18. Формированию базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения; поиску нравственных образов духовной культуры способствуют организация творческих мастерских, подготовка праздников, утренников: «День матери», «День пожилого человека», «Святое рождество», «Праздник окончания учебного года».
СЛАЙД 19. Невозможно организовать воспитательную работу без учёта социокультурных центров нашего и близлежащих городов. Мы являемся частыми гостями МУК "Дом Культуры", посещаем спектакли Московского Областного Театра Драмы и Комедии, путешествуем по городам Подмосковья (Переславль-Залесский, Владимир, Суздаль, Александров и др.), посещая музеи, выставки и т.д.
СЛАЙД 20. Кроме школьной библиотеки, мы поддерживаем тесную связь с городской библиотекой. Посещая её, обучающиеся не только познают, что такое книга и почему её надо беречь, но и слушают познавательные лекции Кирилловой Маргариты Александровны, приуроченные к важным датам в истории нашего города и страны.
СЛАЙД 21. Наравне с общешкольными, сформировались и имеют своё развитие классные традиции: «Праздник окончания четверти», «День именинника», Акция «Неделя хороших оценок», Дни совместного отдыха с родителями, организация КТД и праздников. Уже четвертый год ведётся фотоальбом класса, портфолио каждого ученика.
Взаимодействие с родителями
СЛАЙД 22. Активное участие в воспитательной работе принимает родительская общественность.
«Воспитываем вместе» - девиз работы с семьей. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.
Мной используются такие формы взаимодействия семьи и школы:
родительские собрания; (круглые столы, практикумы, творческие встречи)
индивидуальные консультации;
информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений, памятки) и информация на сайте школы;
Посещаемость родительских собраний составляет от 80 до 90%. Все родительские собрания носят тематический, обучающий характер.
Выбран родительский комитет, который работает по направлениям, принимает активное участие в составлении плана воспитательной работы, в классных и общешкольных мероприятиях. Проводятся конкурсы на лучший портфель, тетрадь, дневник. Например, в начале этого учебного года был проведен конкурс, совмещенный с классным часом «Дневниковые истории», где родители показали обучающимся свои школьные дневники, рассказали о прилежании и порядке в школьным принадлежностях. Ученики вместе с родителями активно участвуют в школьных и городских конкурсах, например: конкурс фотографий «Трудовые будни города».
Такие традиционные праздники, как «День матери», «Святое Рождество», Дни совместного отдыха с родителями, экскурсионные поездки позволяют сформировать у обучающихся модель правильного общения и поведения в семье, потребность в заботе и добром отношении к своим близким.
СЛАЙД 23. Считаю эффективным применение в работе с семьёй такого инновационного метода воспитательной работы, как метод проектов. Проектная деятельность направлена на взаимодействие педагога, учащегося и родителей, на развитие личности обучающихся, её творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного воспитания. Проектная деятельность учеников реализуется в творческих мастерских. Это изготовление подарков для родных и одноклассников своими руками, и выпуск праздничных газет, и творческие отчёты «История и традиции моей семьи» с привлечением родителей, бабушек и дедушек.
Результативность работы
СЛАЙД 24. Регулярно в целях повышения результативности работы провожу диагностику эффективности воспитательной системы (диагностика деятельности классного руководителя, методики, онлайн-анкеты и .т.д.).
Результаты диагностики показывают эффективность методов и приёмов воспитательной системы в целом. Сравнительный анализ карты «Развития нравственных качеств учеников» показал повышение уровня воспитанности обучающихся. В урочное и внеурочное время проявляют выше среднего общественную активность, участвуют в школьных в городских и общешкольных конкурсах и мероприятиях, охотно и добросовестно выполняют общественные поручения.
Повысился уровень осознанности поведения обучающихся. Неоднократно, при посещении театров, музеев и других общественных заведений, посторонними людьми отмечалась культура их поведения, внешний вид. Между педагогами и обучающимися наладились доверительные отношения и взаимопонимание. В межличностном общении ученики учатся проявлять такие качества, как терпимость, отзывчивость и доброту.
Анализ воспитательных мероприятий по модулям воспитательной работы показал, что ученики испытывают уважение к родителям, учатся проявлять заботу о старших и младших.
Во внеурочное время они находят самовыражение в творчестве и искусстве: обучающиеся 8 «В» класса занимаются обучением игре на скрипке, гитаре, посещают занятия художественного кружка, спортивные секции. Тем самым они постигают чувство «прекрасного».
Таким образом, делаю вывод о том, что за прошедший период времени обучения в школе у обучающихся через процесс взаимодействия с педагогами и родителями сложилось представление об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения.
Как классный руководитель, ставлю перед собой задачу по дальнейшему формированию и сплочению классного коллектива, через усиление влияния актива класса, формирование классного самоуправления, при котором активисты правильно понимают потребности коллектива и становятся надёжными моими помощниками.
В воспитании духовно – нравственных качеств учеников ставлю акцент на формирование позитивного отношения обучающихся к таким базовым ценностям общества как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд и культура.
СЛАЙД 25.
«Формирование человека проходит множество ступеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путём самостоятельной мысли и живого чувства, в этом верный залог достижения цели». К.Д. Ушинский.
Эти слова стали руководством к действию в организации воспитательной работы по формированию духовно – нравственных качеств моих учеников.
Опыт работы в роли «классной мамы» у меня не так велик, всего лишь четвертый год. Заботясь о духовности и нравственности своих учеников, я способствую тому, чтобы они выросли честными, добрыми, заботливыми, трудолюбивыми людьми и смогли найти своё уникальное место в жизни.
Со своими коллегами я хотела бы поделиться заповедями, которые я повторяю каждый день, переступая порог школы:
Ты очень близкий человек для своего воспитанника. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань его другом и наставником.
Неси детям добрую энергию и всегда помни, что «ребёнок – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который нужно зажечь!»
Постарайся вселить в воспитанника веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
Не воспитывай слишком самонадеянных – их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнутся, слишком добрых – их растопчут.
Приходи к детям с улыбкой. При встрече загляни в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
В общении с родителями помни, что их дети – самое дорогое в жизни. Будь умён и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
СЛАЙД 26. Опыт моей работы обобщён и представлен:
в 2016/2017 учебном году 7 «В» класс был награждён дипломом за активное участие в жизни школы.
Трансляция опыта воспитательной работы на заседаниях методического объединения, школьных семинарах и педагогических советах, посвящённых вопросу организации воспитательной работы в классе;
СЛАЙД 27. Мы с вами, взрослые, должны быть хорошим примером для наших детей, оказывать каждому ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви, никогда не унижать достоинство ребенка, не высмеивать его неудачи, не критиковать. Во всех проблемах уметь находить справедливое решение. Всегда эмоционально откликаться на проблемы ребенка, какими бы мизерными они не казались. Искренне радоваться успехам и достижениям малыша. Уметь видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.
Часто, но обосновано, хвалить ребенка, действовать исключительно в интересах ребенка, уметь смотреть на происходящее глазами ребенка, с его детской индивидуальной позиции. Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а так же добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание теплого микроклимата в семье, в группе – все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных положительных качеств ребенка. (Показать чашу).
СЛАЙД 28. Спасибо за внимание!