Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, рыбы, облака, звезды, реки, озера, моря… Поэтому очень важно научить детей правильно вести себя в природе. Формирование экологической культуры, фундамент которой составляют знания о природе и практические умения по ее охране, является одной из самых актуальных проблем дошкольного воспитания, так как прививать любовь к природе, воспитывать уважительное, гуманистическое, бережное отношение ко всему живому и окружающей среде надо начинать с этого возраста. Экологическое воспитание является актуальной проблемой современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Экологическое воспитание — это прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом.
Для ознакомления детей с природой и экологического воспитания я решила использовать в своей работе дидактические игры, поскольку, игра наиболее радостный и естественный вид деятельности. Это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности, средство сплочения детского коллектива, способ общения. Дидактические игры оказывают существенное влияние на интеллектуальное развитие – дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, развивая умственные операции. Дидактические игры являются одним из эффективных средств обучения, которые вызывают положительное отношение к выполненной работе, вызывают у детей интерес, желание играть. Это и эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Эти игры позволяют при этом преподносить знания в доступной, увлекательной форме. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их красками, делают их живыми, следовательно, и более интересными для детей. Дидактические игры позволяют развить у детей самые разнообразные положительные качества.
В группе есть игры природоведческого характера, в которых присутствует экологически правильная или развивающая в соответствиями с поставленными задачами игровая деятельность. В своей работе с детьми использовала дидактические игры, которые будут полезны, интересны детям, в которые дети захотят играть и смогут использовать свои знания при общении с объектами природы. Знакомлю детей с временами года посредством рассматривания иллюстраций о временах года, наблюдений за природой на прогулках, чтения художественной литературы (И. Бунин «Листопад» (отрывок), А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…», И. Суриков «Зима», Я. Аким «Первый снег», А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка», С. Есенин «Поёт зима, аукает», Н. Некрасов «Мороз-воевода», Е. Баратынский «Весна, весна», Потешка «Иди ,весна, иди, красна…»). Обращаю внимание детей, что писатели и поэты воспевают красоту природы в разное время года. Также для знакомства детей с временами года использую дидактические игры: «Какое время года», «Назови по порядку», «Когда это бывает», Что лишнее». Дети называют времена года по порядку, узнают о последовательности сезонов, отмечают характерные признаки каждого времени года. В играх «Времена года», «Наряды матушки – земли» дети закрепляют и уточняют знания о каждом времени года, выбирают признаки, соответствующие каждому времени года. Играю с детьми в игру «Какое время года?». Читаю детям стихи и загадываю загадки, а дети, используя имеющиеся знания, определяют времена года.
Стараюсь вызвать у детей интерес к явлениям природы. На прогулках знакомлю детей с деревьями, находим на участке березу, клен, ель, рябину, отмечаем строение: ствол, листья, плоды. Играли в такие игры, как: «Назови дерево», «Найди такой же», «Чей листок?», «Найди пару», «С какой ветки детки?», рассматривали иллюстрации деревьев, рассказывала детям об особенностях каждого дерева. «Чем отличается береза от другого дерева?» (белый ствол, весной у нее бывают сережки, тонкие ветки, растут вниз), клен сильное дерево. Сосна отличается от ели тем, что у сосны длинные колючки, у ели короткие. С цветов липы пчелы собирают нектар. Поэтому липу называют сладким деревом. А дуб – это сильное, могучее дерево. Рассказывала детям, какую пользу приносят деревья, а место, где растут много деревьев называется — лес.) В ходе образовательной деятельности и наблюдений в разные времена года учила замечать изменения, которые происходят в природе. Играла с детьми в игру «Лесной город». Играя в эту игру, дети узнают, что лес – это целый город, состоящий из особых домов: каждое дерево, куст, травинка – это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Дети узнают, что лес это город, где живут самые разные существа, но живут не где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира. В лесу тоже есть «этажи». И подняться на каждый этаж можно на лифте.
Рассказывала детям, что в лесу растут цветы, ягоды, грибы. Играя в игру «По грибы, по ягоды» — закрепляли знания детей о ягодах, грибах, о месте их обитания. Играя в игру «Где что растет» познакомила детей с разнообразием растений: полевые, садовые, луговые, помогала закреплять названия растения, где растет. Также знакомила детей с лекарственными травами. В игре «Приготовь лекарство» — обращала внимание на то, что от природы мы получаем не только красоту, но и пользу. В игре «Собери растение» дети закрепляют знания о мире растения, о частях растения. Рассказывала о лекарственных растениях. Для этого выбрала те, которые помогут избавить от простуды, кашля, отмечали, какие части растения полезны. В игре «Что будет, если…», «Мы – друзья природы» учила детей замечать последствия своих действий по отношению к природе. Например: что будет, «Если сорвать все цветы?», «Уничтожить бабочек», дети научились делать выводы: если что – то исчезнет в природе, то это приведет к катастрофе, что все в природе необходимо, усвоили правила поведения в природе: не ломать кусты и деревья, не оставлять мусор в местах отдыха, заботиться о птицах в холодное время года, не обижать их. Знакомила детей с особенностями внешнего вида животных, поведением взрослых животных и их детенышей. Дети узнавали, как живут звери, чем питаются, как передвигаются, как спасаются от врагов, какую приносят пользу. Использовала игры: «Назови животное», «Назови детенышей», "Мамы и детки", «Чей дом», «Кто это», "Узнай по описанию", "Узнай по силуэту", "Что я за зверь?", "Узнай и назови" и т.д. Читала детям стихи, загадывала загадки. Дети отгадывали, называли животное.
Чтобы обобщить, закрепить знания детей о живых объектах природы, играла с детьми в дидактические игры «Что лишнее?», «Кто лишний». Дети узнают о многообразии обитателей природы, различают их по характерным признакам, классифицируют их в группы. Провожу беседы "Кто где живет?", где объясняю и наглядно демонстрирую жилища лесных обитателей. В игре дети рассматривали карточки и объясняли, «Что лишнее», или «Кто лишний». Например: лишний лист клена, два других хвойные (ель, сосна); на другой карточке лишний заяц, так как медведь и еж спят зимой, а заяц нет. Далее рассматривали карточку с насекомыми «Что лишнее?» (муравей и стрекоза, он ползает, а бабочка летает). Считаю, что такие дидактические игры помогут сформировать у детей доброжелательное, чуткое отношение к окружающему миру.
Иногда дети неосознанно совершают нехорошие поступки и даже не замечают этого. Наносят вред живым организмам, природе, вредят окружающей среде. Чтобы предотвратить такие случаи, существуют экологические сказки, которые я использую в работе с детьми, которые учат ребенка бережному обращению с окружающим миром. Каждая эко-сказка является инструментом сказкотерапии и несет в себе поучительный момент.
Кроме того, в группе проводятся конкурсы на лучшие поделки в разное время года: "Что нам осень подарила?", "Мастерская деда Мороза", "Весенние фантазии".
Чтобы воспитать экологическую культуру у родителей, использую различные консультации и папки-передвижки: "Покормите птиц зимой", "Сезонные наблюдения в природе", "Экологическое воспитание детей в семье".
Нравственные начала воспитываются в ребёнке с раннего возраста всеми окружающими взрослыми. И каковы мы, каковы наши оценки поступков детей – таковы и дети, и их поступки. Мы должны приложить все силы, чтобы дети не выросли черствыми, жестокими, с варварским отношением, а ещё хуже – безразличными к природе. Надо дать возможность детям полюбить природу и проявить к ней интерес, тем самым воспитывая в них экологическую культуру.