Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Ефремова Марина Викторовна,
педагог дополнительного образования
Выступление на конференции «Мотивация юных шахматистов на начальном этапе обучения»
Физическая и умственная активность детей, занимающихся шахматами в группах начальной подготовки, во многом зависит от их потребностей и мотивов. Являясь детерминирующими факторами, активизирующими деятельность спортсменов, потребности и мотивы могут стать для тренера-психолога ключом к управлению эффективной деятельностью при подготовке шахматистов.
Проблема спортивной мотивации относится к разряду недостаточно изученных проблем современной спортивной психологии [1]. Тем не менее, проведенный анализ научной литературы и обобщение практического опыта дают основание полагать, что именно мотивационная среда юных спортсменов влияет на эффективность реализации соревновательной и учебнотренировочной деятельности.
Шахматы представляют собой интеллектуальное соперничество двух человек. Они являются игрой (соревнованием), во время которой постоянно активируется умственная деятельность. Для успешной деятельности в данном виде спорта от спортсмена требуется развития следующих способностей: способности шахматного расчета, специальная шахматная память, дисциплинированность характера и процессов мышления, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания. Тренеру необходимо быть очень изобретательным, чтобы сохранить у воспитанников стойкий интерес к занятиям и побуждать их к постоянному самосовершенствованию и достижению намеченных целей, то есть развить у них определенную функциональную компетенцию.
Современная система подготовки юных шахматистов должна строиться с учетом всех возрастных психических процессов ребенка, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей. Об актуальности данного подхода говорит то, что обучение юных шахматистов, учитывающее индивидуальные особенности развития психики, позволит реализоваться каждому ученику, в максимальной степени раскрыть все внутренние ресурсы, даст возможность для самореализации. Тренеру необходимо побудить спортсмена к полной отдаче сил, а так же сохранить достигнутую высокую активность и интерес к спорту на долгие годы.
Из опыта учебно-тренировочной деятельности по шахматам в группах младших школьников выявлено, что обычно дети не работают в полную силу и экономят часть своей энергии, когда их дополнительные усилия должным образом не оценены и не вознаграждены. Задача тренера – удовлетворить весь спектр потребностей обучающихся в процессе тренировок в обмен на их энергию и отдачу всех своих сил. Развитие потребности (нужды в чем-либо) идет в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить.
Опредмеченная потребность является мотивом деятельности. Перед спортсменами-шахматистами на начальном уровне подготовки определяется главная цель – к третьему году обучения выполнить норму третьего спортивного разряда (или выше). Данная цель демонстрирует осознанный, запланированный результат деятельности, модель будущего продукта деятельности. Помимо указанной цели могут быть и другие: ближайшие, например, успешно выступить на чемпионате города и попасть в первую тройку, промежуточные и перспективные. Цели могут различаться побудительной силой и осознанностью в их достижении. Но любая цель сильнее побуждает к деятельности, если она подкреплена большим числом мотивов.
Например, цель выиграть чемпионат города по шахматам может побуждаться такими мотивами как материальный и социальный интерес (получить приз и одобрения со стороны тренера, родителей и сверстников), стремления поехать на окружной турнир, на котором можно познакомиться с соперниками из других городов, получить колоссальный опыт и др. Каждого спортсмена побуждает к достижению эффективных действий свойственный только ему комплекс мотиваторов. Под мотиватором принято считать такой фактор, удовлетворение которого влияет на эффективность деятельности [3]. Мотивация обычно характеризуется несколькими мотивами. Таким образом, мотивация – это комплексное понятие, включающее в себя: потребности спортсмена, его желания, влечения, стремления, сформулированные спортсменом цели как осознанные желания [2]. Все это реализуется через мотивы – конкретные факторы, побуждающие к конкретным действиям. В механизме мотивационного процесса основными элементами являются: потребность – ориентировочно-поисковая активность – цель – мотив – компетентность / готовность действия – контроль действия – ожидаемый и полученный результат – обратная связь – новый цикл. Компетентность – это готовность индивида последовательно совершать действия, направленные на определенную цель [4].
В качестве рекомендации тренеру-педагогу, желающему воздействовать на уровень мотивационной компетентности воспитанников, можно предложить следующую модель поэтапного мотивирования, предложенную Б.П. Яковлевым [4]:
‒ оценка потребностей, определяющих отношение к планируемым ближайшим целям; ‒ определение мотиваторов, которые влияют на механизм мотивационного процесса, составление индивидуального или группового мотивационного профиля;
‒ определение целей действия;
‒ выявление уровня готовности к напряженной деятельности;
‒ реализация действия (если необходимо – корректировка целей);
‒ воздействие на мотивацию с учетом индивидуально психологических способностей;
‒ оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка с учетом обратной связи ожидаемых и полученных результатов на определенном этапе подготовки
– насколько выполнение действий обеспечило ожидаемый результат;
‒ смена предмета потребности.
Спортсмен или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по удовлетворению предмета потребности.
Данная модель поможет тренеру использовать новые рычаги для запуска пускового механизма мотива. Для эффективной работы тренера с воспитанниками в начальный период подготовки можно использовать следующие способы повышения мотивации: ‒ постановка далеко отставленных целей;
Каких бы успехов не достиг воспитанник, ему необходимо прививать мысль о том, что достигнутый результат далек от его реальных возможностей, что вслед за достигнутой, встает новая, более высокая далеко отставленная цель. Поэтапное достижение этих целей обеспечивает спокойное и уверенное состояние спортсмена, формирует и укрепляет «чемпионский» характер. ‒ формирование и поддержание установки на достижение успеха; Удовлетворенность достигнутым результатам должна сменяться желанием достичь новых вершин, иначе стремление к достижению успеха сменится установкой на избежание неудачи. При этом отношение к спорту как к интересной игре заменяется тягостным чувством тяжкого труда. Рост результатов становится маловероятным. Чтобы не произошло подобного, необходимо поддерживать сформированную ранее установку на достижение успеха.
Можно развивать положительные стороны спортивного честолюбия, например, афишировать успехи ученика, оформляя стенды с фотографиями, вывешивать таблицы соревнований, в которых он хорошо выступил, статьи из газет. Полезно коллекционирование воспитанниками своих медалей, значков, грамот. ‒ оптимальное соотношение поощрений и наказаний; Эффект поощрений и наказаний определяется их справедливостью, силой, своевременностью, формой, индивидуальными особенностями воспитанника и тренера. Очень важно оптимальное соотношение поощрений и наказаний, характеризующееся преобладанием поощрений. ‒ принятие коллективных решений; Участие каждого ученика в обсуждении вопросов предстоящих тренировок, отдыха, культурно-массовых мероприятий, в принятии коллективных решений повышает активность и сознательность спортсменов, углубляет понимание ими проблем спортивной подготовки. ‒ эмоциональность тренировочных занятий;
Монотонные занятия, одинаковые задания притупляют самоконтроль и собранность, а в состоянии психического перенапряжения, свойственного шахматистам, раздражают и даже ведут к отказам от тренировок. Необходимо любыми способами вызвать интерес, улыбку; в критический момент переключить внимание; разнообразить задания ради борьбы с монотонией. Если тренеру скучно на тренировке, то спортсмену тоже будет скучно. Сильным мотивирующим фактором активности, добросовестности, поддержания длительного интереса к занятиям является личность тренера. Важные качества тренера, побуждающие учеников к деятельности, это: оптимизм, его любовь к выбранному виду спорта, фанатичная преданность делу, постоянное стремление к самосовершенствованию.