СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Организация исследовательской деятельности воспитателя в условиях лагеря»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Организация исследовательской деятельности воспитателя в условиях лагеря»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Организация исследовательской деятельности воспитателя в условиях лагеря»»

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»


Макарова Евгения Владимировна


Выступление на конференции «Организация исследовательской деятельности воспитателя в условиях лагеря»


Исследовательская работа является непременным компонентом практической деятельности студента-практиканта. Это, в свою очередь является базовой основой для самопознания студента, своих возможностей, гибкой перестройки своей работы на основе постоянного самосовершенствования. В умении правильно анализировать собственную деятельность, своевременно анализировать и разрешать возникшие педагогические ситуации, все это является показателем поэтапного становления и формирования профессиональной позиции.

Продуктивный анализ педагогических ситуаций (Приложение 5) предполагает учет оценки эффективности средств, методов, форм организации учащихся. Прогнозирование результатов требует от студента постоянного поиска эффективных путей исследования и, следовательно, овладения им методами:

  • • получения ретроспективной информации (анализ литературы и документальных источников, анкетирование, беседа, опрос);

  • • организации работы в группах (виды педагогических экспериментов);

  • • сбора текущей информации (педагогический анализ, контрольно-педагогическое тестирование и др.).

Одной из задач научно-методического сопровождения смен является диагностика и мониторинг педагогического (вожат- ского) и детского коллективов. Поэтому следует заранее начинать планировать то, как самостоятельно организовать научно- исследовательскую работу.

Самостоятельная научно-исследовательская работа по психолого-педагогическим проблемам включает в себя:

  • • определение целей и задач психолого-педагогического исследования;

  • • определение методов и форм психолого-педагогического исследования;

  • • наблюдение за детьми в различных видах деятельности;

  • • наблюдение за отдельным ребенком;

  • • проведение психолого-педагогического эксперимента (по согласованию с педагогом-психологом);

  • • проведение психолого-педагогической диагностики во временном детском коллективе, обработка и оформление результатов;

  • • составление психолого-педагогической характеристики временного детского коллектива;

  • • составление психолого-педагогической характеристики исследуемого ребенка;

  • • ведение педагогического дневника.

Решить множество проблем сможет, на наш взгляд, педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг — это целостная система непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния воспитательного процесса, его субъектов или отдельных сторон. В основе проведения мониторинга лежат следующие принципы: непрерывность, разносторонность и целостность, адресность, гласность. Мониторинг проводится в несколько этапов:

  • 1. Уточнение критериев оценки.

  • 2. Определение показателей.

  • 3. Подбор методов отслеживания результатов.

  • 4. Интерпретация результатов.

  • 5. Разработка рекомендаций.

Проводя те или иные замеры, необходимо рассматривать воспитательный процесс в динамике, фиксировать тенденции, выявлять противоречия, с тем, чтобы проектировать и планировать дальнейшее развитие как системы в целом, так и каждой личности в отдельности. Весь воспитательный процесс должен быть направлен на раскрытие жизненных сил всех субъектов воспитательного процесса: педагогов и детей.

Мониторинг воспитания в детских оздоровительных лагерях включает в себя следующие этапы:

  • 1. Изучение воспитания путем непосредственного наблюдения за ним.

  • 2. Оценка состояния воспитания.

  • 3. Прогноз развития воспитания.

  • 4. Выработка предложений, мер, по развитию позитивных и предупреждению выявления негативных процессов.

Диагностика помогает представить реальную картину жизни лагеря: условия развития смены, настроение детей, вожатых и педагогов-воспитателей. Это позволяет оперативно корректировать ход смены своевременно реагировать на запросы детей, управлять процессом общения.

Для мониторингового исследования целесообразно разделить лагерную смену на четыре периода: подготовительный, организационный, основной, заключительный.

Адаптационный период: первые 3—4 дня смены — время адаптации. Задача педагогов в эти дни — помочь детям раскрыться, показать свои лучшие качества, способствовать первым контактам, продемонстрировать своим поведением отношение к детям, уровень коммуникативной культуры в лагере, некий эталон. Этот период характеризуется неустойчивым общественным мнением, адаптацией детей к специфике временного коллектива, оказанием постоянной помощи и педагогической поддержки ребенку в бытовых и творческих делах.

Мониторинговая диагностика направлена на знакомство с детьми в короткие сроки, на выяснение их ожиданий, представлений о лагере. Очень важно выявить в это время негативные настроения, спрогнозировать конфликтные ситуации. Изучать воспитанников следует по нескольким показателям. Первый — «География участников смены». Выявить откуда приехали дети — из города, села, из областного центра или других регионов России. На основе полученных данных заполнить табл. 8, на которой представлены места жительства участников смены.

Таблица 8

Место жительства участников смены

Ф. И. ребенка

Место жительства




Второй показатель — «Где отдыхали наши дети?» — дает возможность выявить следующие группы детей, которые:

• не имеют опыта пребывания в детском оздоровительном лагере;

  • • побывали в других лагерях (это поможет нам узнать, что там было, каково впечатление о «том» отдыхе, а итоге поможет осуществлять преемственность в работе, обогатить ее);

  • • не в первый раз приезжают в данный лагерь. Из них в организационный период может формироваться «Совет дела».

На основании этих данных необходимо заполнить табл. 9.

Таблица 9

Прежние места отдыха участников смены

Количество детей в отряде

Отдыхали в других лагерях

Отдыхали в этом лагере раньше

Не имеют опыта пребывания в лагере





Третий показатель — «Уровень общения». Измерения следует проводить в начале, в середине и в конце смены. Цель — выявить потенциальных лидеров и аутсайдеров, увидеть динамику развития межличностных отношений в отряде. В организационный период во время игр, сборов, отрядных «огоньков» и т.д. вожатые определяют по 10-бальной шкале уровень сформированное™ навыков общения каждого ребенка. Критерии самые простые — как ребенок входит во временный детский коллектив, активен ли он в общении, инициативен ли и т.д. (см. рис. 1).

В середине смены диагностику следует повторить. На диаграмме вычертить вторую медиану. По «подвижкам» установить адаптированность детей в коллективе.

Рис. 1. Уровень общения участников смены

Следующий показатель — «Рейтинг ожиданий» — помогает выяснить представления детей о лагере. Это ориентирует направление деятельности в том или ином отряде и в лагере в целом с учетом интересов детей. Действия, основанные на ожиданиях детей, предупреждают возникновение негативных эмоциональных реакций, пассивности. Проводить исследование целесообразно по методике «Незаконченного предложения». Детям предлагается продолжить предложение «Лагерь — это...». При выполнении обследования важно позаботиться о том, чтобы каждый ребенок работал самостоятельно, быстро и не задумываясь. Диагностику можно провести на вечернем отрядном «Огоньке» письменно, работы дети сдают вожатому. При обработке данных ответы делим по номинациям: «отдых», «положительные эмоции», «интересная деятельность», «хорошие вожатые», «отдых без родителей», «лечение», «общение», «новые друзья» и т.д.

Следующий показатель «Я в Круге» позволяет увидеть эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания и, в конечном счете, — удовлетворенность лагерной жизнью. Проводить методику исследования необходимо дважды — после организационного периода и в конце смены. При обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность, проводим при этом ассоциативную параллель: окружность — это отряд: поставь точку, или маленький кружок, где находишься ты. Дети не должны совещаться, задания выполняется строго самостоятельно. Для подведения результатов все рисунки собираются и делятся на четыре группы по расположению точки (кружка) (см. рис. 2):

Рис. 2. Методика исследования «Я в Круге»

Как видно из разных вариантов, дети по-разному ощущают себя в лагере (круге), некоторые находятся за его пределами. Для воспитателей и вожатых это тревожный сигнал.

Вечерние огоньки можно заканчивать коллективным анализом эмоционального состояния коллектива, используя методику цветописи, разработанную А. Н. Лутошкиным. Для этого ребятам необходимо объяснить, что настроение и цвет — явления взаимосвязанные. Поэтому каждая цветная полоса — это условный знак настроения. Например, красный — восторженное; оранжевый — радостное, теплое; желтый — светлое, приятное; зеленый — спокойное, уравновешенное; синии — неудовлетворительное, грустное; фиолетовый — тревожное, напряженное; черный — полный упадок, уныние.

Цветограмма позволит фиксировать психологическую атмосферу дня, она дает определенную общую картину тональности психологического климата коллектива в течение смены. Можно составлять и индивидуальные цветоматрицы или по небольшим группам, которые складываются в процессе расселения ребят по комнатам.

Цветоматрица дает интересную информацию к размышлению о коллективе (см. табл. 10).

Таблица 10

Цветоматрица

Ф. и.

Дни







































В первой половине основного периода (5—11-й дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Ведущий лозунг: «Лагерь — для тебя». Детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д. Во второй половине смены (12—19-й дни) ведущий лозунг меняется, теперь он звучит так: «Ты — для лагеря». Деятельность детей становится практичной, трудовой, созидательной, нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере, доброе дело. В целом же основной период — это время личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.

Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:

  • • степень деятельностной активности детей;

  • • дифференциация деятельностных потребностей;

  • • выявление формальных и неформальных лидеров;

  • • степень сформированности временного детского коллектива,

  • • коммуникативный потенциал отряда;

  • • сформировавшиеся микрогруппы и условия для объединения детей (по интересам, по совместному проживанию, по «примыканию» к сильному лидеру).

Деятельностная активность детей, потребностно-мотиваци- онная сфера личности уточняются в реальных делах, которые предпочли ребята. В организационный период они получили необходимую информацию о предлагаемых кружках, секциях, «нескучайках» (мини-кружках, которыми руководят вожатые). На 11-й день смены следует отметить кружки, секции и другие виды деятельности (спортивная, творческая, трудовая), в которых принимает активное участие каждый ребенок (см. табл. 11).

Таблица 11

Участие детей в кружках, секциях и др. видах деятельности

Список детей отряда

Кружки

«Неску-

чайки»

Деятельность

Потребности

Иванов Петя

+

+

+

Фото,

рисование

В процессе заполнения этой диагностической таблицы становится очевидным, кто из детей активнее, а кто так и не смог найти себе дело. Проблему пассивных детей можно решить с помощью мини-опроса «Какой кружок ты хотел бы посещать?». Результаты его заносим в таблицу. Затем в «нескучайках» и в отрядных делах необходимо организовать интересную ребятам деятельность.




Проективная методика «Я и мой отряд»

Инструкция:

Нарисуй свой отряд, когда каждый чем-нибудь занят. Рисовать можно простым и цветными карандашами. Нельзя использовать ручки, фломастеры.

После того как рисунок будет закончен, обозначь буквой «Я» себя, а если тебя нет, то напиши, где ты находишься.

Для более глубокого знания детей, их качеств можно использовать и такие косвенные способы изучения воспитанников, как игровой тренинг. Он состоит из 3-х игр:

«Кораблекрушение», «Архитектор» и «Печатная машинка». Время Проведения 9-й, 10-й, 11-й дни смены.

  • 1. «Кораблекрушение».

  • 1) Задается ситуация: «Ваш корабль терпит бедствие. Вам удается спастись на небольшом надувном плотике, на который можно взять несколько предметов». Задача:

Проранжируйте предметы по мере надобности, на ваш взгляд (см. табл. 12). Результат запишите в столбик № 1. Выполняется индивидуально.

  • 2) Работа в группах. Объединяем ребят в группы. Их задача — сравнить свои варианты, обсудить, договориться и проранжировать те же предметы, но уже в группе. Результат записывается в столбик № 3.

  • 3) Рефлексия

  • • К чьему мнению в группе вы прислушивались?

  • • Кто в группе, на ваш взгляд, был более убедительным?

  • 4) Оглашение «ответа». Поскольку специалисты просчитали оптимальное поведение человека в подобной ситуации, все представленные предметы можно разделить на:

    • • помогающие вас обнаружить, поддерживающие жизнь;

    • • бесполезные.

Поэтому правильнее всего расположить предметы надо было так:

  • • для обнаружения: зеркальце — 1, баллон с горючей смесью — 2;

  • • для поддержания жизни: 3 — канистра с водой,

  • 4 — армейский сухой паек, 5 — шоколад, 6 — непрозрачный пластик (для сбора воды или защиты от солнца), 7 — рыболовная снасть, 8 — нейлоновый канат, 9 — подушка надувная, 10 — спирт (для обработки ран), 11 — репеллент;

  • • бесполезные: 12 — радиоприемник, 13 — карта Тихого океана, 14 — противомоскитная сетка, 15 — секстант.

Результат записывается в столбик № 5.

1) Обработка результата. Разность каждой строчки 1-го и 5-го столбика записывается во 2-й, разность 3-го и 5-го записывается в 4-й (считают сами дети). Подсчитываем результаты в столбиках. В итоге получается два числа. Находим их разность и сравниваем результаты в группах. У кого из ребят число оказалось наименьшим, тот и является лидером.

Таблица 12

Результаты игры «Кораблекрушение»


1

2

3

4

5

1. Секстант






2. Зеркальце






3. Карта Тихого океана






4. Баллон с горючей смесью






5. 5-литровая канистра с водой






6. Лист непрозрачного пластика






7. Радиоприемник







8. Рыболовная сеть






9. Бутылка медицинского спирта






10. Противомоскитная сетка






11. Надувная подушка






12. Реппелент отпугивающий акул






13. Армейский сухой паек






14. 12 метров нейлонового каната






15. 2 коробки шоколада






2. «Архитектор».

В ходе этой игры перед ребятами ставится задача: расположить в нарисованном здании (три этажа, с подвалом) виды деятельности, предлагаемые в лагере (или кружки, объединения, мероприятия, в зависимости от того, какую информацию мы хотим получить). Принцип распределения:

  • • на 3-м этаже — «буду ходить туда всегда» (+ + +);

  • • на 2-м этаже — «скорее пойду, чем не пойду» (+ +);

  • • на 1-м этаже — «скорее не пойду, чем пойду» (+);

  • • в подвале — «не пойду никогда» (—).

Рис. 3. Здание для игры «Архитектор»

3. «Печатная машинка».

Группа детей «превращается» в печатную машинку. Между ними распределяются буквы, оговариваются действия:

  • • «печатание буквы» — хлопок;

  • • «пробел» — общий хлопок;

• «заглавная буква» — все встают и т.д.

На плакате большими буквами написана строка из какого- либо произведения. Ребятам надо «напечатать» текст на своей печатной машинке.

В 1-й раз вожатый указывает буквы на плакате, во 2-й — указывает на них молча, в 3-й — наблюдает со стороны, пока дети делают все самостоятельно.

Игра продолжается до тех пор, пока весь текст от начала до конца не будет «напечатан» без ошибок. При каждой ошибке возвращаются назад.

Этот тренинг помогает отследить микроклимат в отряде, уровень сформированности отряда, наличие неформальных лидеров, а также характер взаимодействия между ребятами в микрогруппах. Итоги оформляются в виде краткой аналитической справки.

Это игровая методика диагностики, на первый взгляд, проста. Но ее информационная насыщенность очень велика.

Заключительный период смены

Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

  • • выявленностью общих интересов;

  • • необходимостью усилить контроль за безопасностью детей (они уже «обжились» в лагере и чувство опасности притупилось);

  • • повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

Повторяется диагностика «Я в круге». Полученная информация сравнивается с первичной. Фиксируется динамика произошедших перемен. Проводится рейтинг дружинных и отрядных мероприятий. Для этого записываются все дела смены, детям предлагается проранжировать их по степени личностной значимости мероприятия для каждого. Для подведения итогов подсчитывается, сколько первых мест получило каждое мероприятие.

Проводится специальная методика «Незаконченное предложение»:

  • • Хороший детский лагерь — это...

  • • Когда я вижу вожатого, идущего навстречу, то...

  • • Самое главное в жизни нашего отряда...

  • • В лагере я в себе открыл (узнал новое о себе)...

  • • Я научился здесь...

  • • Больше всего меня радует...

  • • Больше всего я разочаровался в...

Помимо этого, проводится анкетирование для детей. Ниже приводится содержание такой анкеты:

«Дорогой друг!

Скоро нам предстоит расставание. Мы хотим узнать, как тебе жилось в нашем лагере, с каким настроением ты уезжаешь, что хочешь пожелать на прощание.

Выбери наиболее подходящие ответы и подчеркни: Фамилия, имя.

Название отряда.

  • 1. Нравится ли тебе в лагере?

  • 1) да;

  • 2) нет;

  • 3) трудно сказать.

  • 2. Оцени отношения между ребятами в твоем отряде:

  • 1) наш отряд очень дружный и сплоченный;

  • 2) в нашем отряде нет ссор, но каждый сам по себе;

  • 3) наш отряд не дружный.

  • 3. Лагерь помог мне обрести новых друзей:

  • 1) да;

  • 2) нет;

  • 3) да, но не очень много.

  • 4. Вожатые моего отряда:

  • 1) очень мне понравились;

  • 2) не произвели на меня сильного впечатления;

  • 3) не уделяют мне никакого внимания.

  • 5. В лагере мне не бывает скучно:

  • 1) да, здесь всегда интересно;

  • 2) очень редко, но бывает;

  • 3) нет, я здесь скучаю.

  • 6. Я активно участвую во всех мероприятиях и праздниках:

  • 1) да;

  • 2) участвую, но не во всех;

  • 3) вообще не принимаю участия.

  • 7. Оцени свое участие в этих делах:

  • 1) организатор;

  • 2) помощник;

  • 3) участник;

  • 4) зритель.

  • 8. Какое дело за смену тебе запомнилось больше всего?

  • 9. Я посещаю кружки и секции (хотя бы один из них):

  • 1) да (какой?)

  • 2) нет.

  • 10. На следующий год я хотел бы приехать в этот же лагерь:

  • 1) да;

  • 2) нет;

  • 3) затрудняюсь ответить.

Спасибо, что искренне ответил на все вопросы анкеты! Мы надеемся встретиться с тобой вновь».

В лагере нередки ситуации, когда некоторые дети уезжают до окончания смены. Динамика отъезжающих помогает отследить, сколько (в процентном отношении) детей осталось и сколько и по каким причинам уехали. Результат этой диагностики — один из сущностных критериев эффективности работы вожатых.

Эмоциональный настрой детей на последействие

Каждый ребенок индивидуально на отдельном листе продолжает фразу: «Когда я приеду домой, я обязательно расскажу самым близким мне людям, что лагерь — это...».

Затем все без исключения записи детей наклеиваются на большой лист ватмана. Полученный «сборник» — хороший повод для разговора на последнем «огоньке».

Самостоятельная работа студента

Задание 1. Дайте определение понятиям «диагностика», «мониторинг».

Задание 2. На примере любой диагностической методики покажите сложность и неоднозначность определения качества воспитанности школьников.

Задание 3. Сформулируйте требования к психологопедагогической диагностике при определении воспитанности детей в детском лагере.

Задание 4. Разработайте анкету для выявления познавательных интересов детей.

Задание 5. Дополните список литературы по главе, учитывая источники, которыми вы пользовались при подготовке к занятиям.

Критерии оценки знаний и умений студента по итогам данной главы

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • • способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;

  • • умение работать с детьми в зависимости от стадии развития временного детского коллектива;

  • • готовность реализовать профессиональные задачи оздоровительных программ;

  • • способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-досуговой деятельности.

Литература
  • 1. Дереча И. И., ЛинникН. Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. В сборнике XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей. Отв. ред. Л. В. Ведерникова. Ишим, 2013. С. 189—191.

  • 2. Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса: учебно-методическое пособие / И. И. Дереча. — Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова, 2012. 196с.