СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Личностно-ориентированное обучение – пространство персонального жизнетворчества обучающегося в учреждении дополнительного образования»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Личностно-ориентированное обучение – пространство персонального жизнетворчества обучающегося в учреждении дополнительного образования»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Личностно-ориентированное обучение – пространство персонального жизнетворчества обучающегося в учреждении дополнительного образования»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»



Епанешникова Влада Владимировна, методист



Выступление на конференции по теме «Личностно-ориентированное обучение – пространство персонального жизнетворчества обучающегося в учреждении дополнительного образования»

Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования в России на сегодняшний день является личностно –ориентированное образование. Личностно-ориентированное образование -это обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

При реализации личностно-ориентированного подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей обучающихся, а отношения «педагог-обучающийся» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. В центре личностно-ориентированной образовательной системы находится обучающийся, что требует от педагога:

-тщательной проработки технологий педагогического процесса;

-в максимальной мере учет особенностей и возможностей каждого обучающегося;

-создание условий для раскрытия и развития потенциальных возможностей обучающегося.

Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает традиционную модель образования. Перед каждым педагогом стоит задача –организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности и одновременно с усвоением знаний и умений формировал личность в целом. Учитывая эти требования, можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе:

-технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);

-технология сотрудничества;

-технология гуманно-личностного отношения Амонашвили Ш.А.;

-технология полного усвоения знаний;

-игровые технологии;

-технологии развивающего обучения;

-технология проблемного обучения;

-технологии разноуровневого обучения;

-технология исследовательского обучения;

-технология индивидуального обучения;

-технологии модульного обучения.

Технологии личностно-ориентированного обучения в системе дополнительного образования направлены на выявление, развитие и использование

субъективного опыта каждого обучающегося, в результате происходит становлениеличности. Основная задача педагога дополнительного образования – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка, организовать совместную познавательную и творческую деятельность. Например, при подготовке к личностно-ориентированным занятиям я придерживаюсь положения «Не рядом, не над ними, а вместе с детьми». Все занятия построены с опорой на субъективный опыт ребенка, его интересы, предрасположенности, индивидуально-значимые ценности. Подбираю и предлагаю всевозможные творческие задания с учетом выявленных способностей детей, распространяющихся на круг их интересов, в целях мотивации стремления творить. На занятиях использую задания проблемного, исследовательского характера, дифференцированный подход в распределении индивидуальных заданий. Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно осваивать образовательный материал на занятии. Например, на занятиях «Веселая азбука»при изучении буквы «М» даются слоги: «ма», «во», «ка, «мо», «ни», «си», «по»,«ру», «то», «му», «ми», «ва», «ло», «сы»,даны следующие задания по уровням:-1 уровень: прочитай, найди и подчеркни слоги с буквой «М»;-2 уровень: прочитай, найди, подчеркни слоги с буквой «М» и придумай слово с одним из этих слогов;-3 уровень: прочитай, найди, подчеркни слоги с буквой «М», придумай слово с одним из этих слогов и предложение с этим словом. За отведенное на задание время некоторые дети успевают сделать не толькосвой уровень, но и другие уровни, что исключает проблему свободного времени на занятии. Проверяется задание тоже по уровням, причем в обсуждении задания может участвовать любой обучающийся. Все это способствует формированию персонального пространства обучающегося, где он индивидуально развивает речь, изучает образовательный материал, обретает уверенность, отстаивает свою точку зрения. Дети сотрудничают с педагогом- высказывают в диалоге свои мысли, которые помогают обнаружить расхождение между сформировавшимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, обсуждают версии других ребят, делают свой выбор или с помощью педагога. Детям нравятся такие формы работы на занятии, как викторина, аукцион знаний, конкурс, кроссворд, филворд, познавательная игра, наблюдение, мозговой штурм. С большим интересом и желанием ребята выполняют домашнее задание по окружающему миру, когда им предлагается на выбор выполнить на различные темы поделки, рисунки, выучить стихотворения или подготовить рассказ по изученной теме. Каждый обучающийся выполняет то, что у него лучше всего получается, то в чем может себя проявить, что больше всего ему нравится. Ребенок с радостью демонстрирует свое творение на занятии и получает одобрение со стороны детей и педагога -ребенок находится в своем персональном пространстве в ситуации успеха. Безусловно, для положительных результатов работы педагога необходимо доверие и дружеское отношение обучающихся. Чем больше точек соприкосновения с обучающимися, тем успешнее совместная работа. Именно в системе дополнительного образования выстроено персональное пространство ученика посредством личностно-ориентированного обучения, где личность ученика является ведущей. Личностно-ориентированный подход способствует не только развитию индивидуальных познавательных способностей ребенка, но и, несомненно, ориентирует личность на самоопределение и самореализацию. Для педагога педагогические технологии личностно-ориентированного обучения -это один из путей профессионального усовершенствования и самореализации.