СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Результаты реализации педагогического проекта «Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях хореографией посредством танцевальных игр»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Результаты реализации педагогического проекта «Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях хореографией посредством танцевальных игр»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Результаты реализации педагогического проекта «Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях хореографией посредством танцевальных игр»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»


Сорокина Елена Александровна,

педагог дополнительного образования


Выступление на конференции по теме «Результаты реализации педагогического проекта «Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях хореографией посредством танцевальных игр»


Современная государственная политика в сфере образования отводит особую роль развитию дополнительного образования детей, которое «направлено на формирование развития творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании...» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года указывается, что ключевыми характеристиками личности ребенка являются: навыки критического восприятия информации, способность к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в команде, инновационная активность.

В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации говорится о том, какой должна быть современная молодежь, а именно: способная к эффективной самореализации, способная к самостоятельному и эффективному решению возникающих проблем, обладающая созидательной активностью, вовлеченная в общественную жизнь, способная реализовать свой потенциал, уверенная в своих силах, нацеленная на достижения в социально-экономической, общественно- политической, творческой и спортивной сферах.

В Концепции развития дополнительного образования детей определена цель развития дополнительного персонального образования «как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту»

Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности. Приобщение детей к хореографическому искусству, являются мощным фактором развития личности, оно даёт возможность самореализации ребёнка, не подчиняя динамику и уровень его развития какому-либо стандарту, воспринимать как результат сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала. В настоящее время хореографическое воспитание становится всё более актуальным и приобретает системный характер, так как посредством танца можно осуществить как эстетическое, так в равной степени, и физическое воспитание, а также организовать досуг детей, что немаловажно для социальной сферы современного общества. Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, центральными качествами которой являются мудрость, здоровье, благородство.

Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали все-таки предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, сладость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. В эпоху Возрождения поэты и художники Данте, Рафаэль и др. вновь обращаются к идее человека, возвышения его роли в обществе, провозглашения безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению аскетизма и подчинения церкви. В дальнейшем учение о всестороннем и гармоничном развитии личности было развито советскими педагогами (Н.К.Крупской, А.В.Луначарским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским).

Актуальность. Необходимость всестороннего и гармоничного развития личности обосновывается тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности каждого члена общества становится не только благим пожеланием, но и объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой - потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию. Хореография имеет большой потенциал для развития гармонично развитой личности через развитие творческих способностей, обучение и художественное воспитание детей. Средства хореографического искусства формируют не только физические, но и нравственные и творческие качества личности ребенка.

Занятия хореографией раскрепощает творческие силы каждого ребенка, максимально развивая их соответственно возрастной деятельности, что способствует максимальному развитию возможностей учащихся. Подобно тому, как ручьи питают реку, в человеческой психике все частные способности в дальнейшем формируются из единого, общего ручья, именуемого – интеллектуально-творческим потенциалом. Естественно, как и ручей, набирающий силу, в процессе роста и развития ребенок растет, совершенствуются его человеческие способности. Танец тесно связан с вопросами художественного воспитания и всестороннего развития личности. И задача педагога способствовать творческому началу детей, развивать их фантазию, инициативу.

Занятия хореографией способствуют росту и развитию способностей ребенка, т.к. резервы творческого мышления есть в каждом человеке в большей или меньшей степени и развитие их происходит непосредственно на занятиях, ведь важнейшими компонентами их является: интеллект, творческое мышление, воображение, фантазия, наблюдательность, эмоции. Рассматривая вопросы развития творческих способностей необходимо дать определение понятиям творчество и способность.

Существует множество различных определений понятия творчества. В психологической и педагогической литературе понятие " творчество" рассматривается как личностная характеристика человека. Это понятие определяют через свойства личности, относя его в разряд способностей (Выготский С.Л., Леонтьев А.Н. и др.). Проблеме творчества посвящено большое количество работ, в которых изучены суть, структура и процесс формирования творчества с точки зрения педагогики и психологии (Л.С. Выготский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.). Многие авторы (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.Ф. Паламарчук и др.) считают творчество продуктом мыслительной деятельности. Есть общие положения во взглядах исследователей на процесс творчества, который, по их мнению, заключается, в созидании чего-то нового, а также в развитии личности в процессе творческой деятельности.

Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: "Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности". Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и др. Этими вопросами в последнее время занимались В.Н. Дружинин и В.Д. Шадриков.

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить два направления. Первое — психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А. Голубевой, В.М. Русалова). Другое направление — исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности (от деятельностного подхода А.Н. Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Затем в рамках школы С.Л. Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская) сложилась компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зрения, рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность

осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна

способность не является актуальной, реальной способностью, пока не

вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных

операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда

представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

Способности

– индивидуально-психологические особенности,

отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения

деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и

навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым

способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов). Способности

можно определить и как свойства психологических

функциональных систем, реализующих отдельные психические функции,

имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в

успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности.

(В. Д. Шадриков)

Под

способностью

в более специальном смысле слова обычно разумеют

сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека

пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно

полезной деятельности. (С.Л. Рубинштейн)

Исходя из вышеперечисленных признаков, можно дать следующее

определение понятию «способность».

Способности – это индивидуально-психологические особенности

личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной

продуктивной деятельности.

Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило,

применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность

обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может

осуществляться без наличия этой способности.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы».

Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь

задатки, а способности являются результатом развития задатков. Вне

деятельности никакие способности развиваться не могут.

Существует много определений и понятий способностей. Рассмотрим

классификацию способностей, которую я считаю наиболее подробной:

1)

Природные (или естественные) способности

в основе своей

биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками,

формирующиеся на

их базе, при наличии элементарного жизненного опыта

через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2)

Специфические человеческие способности,

имеющие общественно-

историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в

социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные

способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой,

теоретические и практические, учебные и творческие). Один из главных аспектов развития творческих способностей человека –

это

творческое мышление

.

Творческое мышление

представляет ни что иное, как аналитико-

синтетическую деятельность мозга. Мыслительные операции заключаются в

изучении и сравнении различной информации, проведения анализа и синтеза

признаков исследуемого предмета. Мышление, как процесс познавательной

деятельности, является важнейшей функцией мозга человека и эта

способность должна непрерывно развиваться и совершенствоваться в

отличие от условий жизни труда и активного постижения различных наук.

Творческое начало возможно в любом деле, но чтобы продуктивно

творить, недостаточно только одних знаний, надо овладеть

соответствующими способностями. Эрудированные люди, не склонные к

творческой деятельности часто выступают в роли «ходячей энциклопедии», и

только. Рассматривая вопросы развития творческих способностей, необходимо,

прежде всего, уяснить, на чем основывается процесс познавательной

деятельности человека по созданию новых по замыслу материальных и

культурных ценностей. Вот важнейшие компоненты мыслительного

процесса

, обеспечивающие поиск оригинальных по своей новизне решений

теоретических и практических задач. Интеллект

не ниже среднего, связанный со способностью к творчеству. Творческое мышление

- осознанный анализ ситуации, стремление

осмысленно и целенаправленно варьировать теми или иными свойствами

элементов ситуации между тем, что имеется, и что нужно получить.

Продуктивное творчество обеспечивается наличием у человека

способностей, знаний, умений и мотивов к творческой деятельности. Использование эвристических приемов

: временное упрощение ситуации,

анализ общего положения на отдельных примерах, рассмотрение «крайних

случаев», переформулировка требований к разрабатываемому объекту, поиск

решений задачи от конца к началу, блокирование некоторых составляющих

анализируемой системы, использование аналогий и ассоциаций, выявив

некоторое сходство между объектами. Догадка,

озарение, гипотеза возникающие неожиданно в процессе

постановки эксперимента, выводящие исследователя на новое решение. Воображение -

построение образа средств и конечных результатов

проводимых исследований. Воображение отбрасывает второстепенные

подробности, отдельные элементы, пренебрегает некоторыми условностями,

абстрагирует понятия, отрешает исследователя от привычных представлений.

Проблемная ситуация преобразуется в осознаваемую человеком задачу, что

позволяет хотя бы предварительно расчленить известное и неизвестное.

Мысленный образ-это внутренняя имитация, воспроизведение всех свойств

объекта в сознании. В вашем воображении может разрабатываться стратегия,

план, предметы, которые в данный момент физически отсутствуют. Игра

воображения - эффективный способ развить творческую способность и

многогранность мышления. Фантазия (воображение) синтезирует представление, мысли, образы,

созданные воображением в преувеличенном или сверхъестественном виде.

Является важнейшим компонентом творческого мышления. Интуиция

(чутье) - подсознательно возникающее знание, без осознания

путей и условий его получения. Это результат подсознательно протекающего

синтеза накопленных ранее знаний и фактического материала по теме.

Основной чертой интуитивного мышления является стремление охватить всю

проблему сразу. Полезные мысли, идеи, гипотезы складываются в

подсознании, как результат обработки накопленной информации и потом

осознаются. Интуиция включает в себя способность предвидеть. Но может и

подвести, если не учтены законы математической статистики или

неправильно оценены случайности.

Наблюдательность

- умение подмечать существенные, в том числе и

малозаметные особенности предметов и явлений путем концентрации

внимания на исследуемом объекте и его деталях. Эмоциональный настрой

- удивление, вдохновение, неистребимое

желание решить поставленную творческую задачу. Вербальное мышление

- способность пользоваться словами. Математическое мышление

.

Картина аналитической мыслительной деятельности в ходе решения

проблем представляется весьма сложной. Современный человек должен быть

способен охватывать и объединять широкие области знаний, уметь находить

решения, используя имеющиеся аналогии.

Продуктивность творческого мышления определяется следующими

свойствами интеллекта

: 

гибкостью (подвижностью) мыслительных процессов;

умением изменить намеченный путь в решении задачи;

темпом развития мыслительных процессов при обобщении

имеющейся информации;

умением видеть и поставить новый вопрос, а затем решить его

своими силами;

широтой ума;

умением вникать в сущность явлений, предвидеть результаты

исследований;

умением логически мыслить;

умением осуществить критическую оценку мыслительной

деятельности. Специфика развивающего потенциала хореографии в различных видах

танцевального искусства (классический, народный, бальный и историко-

бытовой танец) отражена в творчестве известных деятелей: А.Я. Вагановой,

Н.П. Базарова, Р.В. Захаровой, К. Зацепиной и др. Однако специальных работ,

посвященных комплексному подходу к формированию творческого

мышления средствами хореографии в системе художественно-творческого

развития школьников, ещё не было. Современная жизнь насыщена нестандартными ситуациями. Перед

любым человеком встают проблемы и задачи, которые можно решить

приемами творческого мышления. Находить в своей работе что-то новое,

полезное для общества - это и есть творчество доступное каждому,

подготовленному для этого человека. Новизна опыта заключается в комплексном подходе к организации

учебно-воспитательного процесса по формированию творческих

способностей детей на занятиях хореографией и состоит: 

в апробировании и внедрении новых форм и методов работы с

детьми, направленных на развитие творческого мышления,

воображения и фантазии;

в использование комбинации элементов известных методик и

дополнении их инновационными технологиями с применением

музыкально- ритмических средств обучения в форме сюжетных и

игровых занятий, импровизации; в создании творческой развивающей среды через сотрудничество

педагога, детей и родителей;

в изменение требований к работе преподавателя дополнительного

образования (от умений транслировать и формировать

программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи,

развивать способности к самореализации путем сочетания

творческого и личностно-ориентированного подходов). Цель:

создание условий, способствующих развитию творческих

способностей ребенка на занятиях хореографией, обеспечивающих

всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.

Создание педагогических условий в рамках заявленной темы

предполагает решение определённых задач:

изучить и проанализировать литературу и практический опыт по

данной теме;

скорректировать дополнительные общеобразовательные

общеразвивающие программы «Танцэкопластика» (программа

раннего хореографического развития детей) и «Движение»

(программа хореографического мастерства);

определить и экспериментально проверить педагогические условия

формирования творческих способностей на занятиях хореографией;

апробировать формы и методы, направленные на формирование

творческих способностей детей;

разработать и апробировать диагностические материалы по

выявлению творческих способностей детей;

оценить результативность данного опыта с точки зрения

достижения поставленной цели.

Объектом

моего внимания является учебный процесс, направленный на

развитие способностей ребенка через сферу эмоций, через пластику

движений, постепенном развитии творческих способностей и личности

ребенка на занятиях хореографии.

Реализацию данных задач я начала с переосмысления и корректировки

дополнительных общеобразовательных программ. Сейчас всю

образовательную деятельность я реализовываю по двум программам.

Образовательная программа раннего хореографического развития

«Танцэкопластика» направлена на формирование здоровой и гармонично

развитой личности среди детей дошкольного

возраста средствами

хореографии, путем влияния на эмоциональную сферу ребенка,

координацию, музыкальность и артистичность, развития этических чувств и

нравственности. В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья,

гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка,

формируется его личность, и именно в этом возрасте потребность детей

проявить себя в творчестве огромна.

Цель данной программы – привить интерес дошкольников к

хореографическому искусству и природе, содействуя всестороннему и

гармоничному развитию личности ребенка, раскрывая его творческие

способности, средствами музыки, пластики и движения. Отличительной особенностью моей программы является вмещение

темы природы в пространство пластических средств хореографии путем

интеграции процессов экологического воспитания и хореографического

образования. Использование специфических технологий: пластические и

музыкально–пластические этюды, экологическое прочтение музыки

пластикой тела, массовые, сюжетные и тематические танцы. Новизна и основная идея программы – это развитие эколого-

эстетического и эколого-эмоционального опыта за счет творческой

деятельности ребенка на тему природы, которая базируется на творческом

создании образа природы

,

проигрывании эмоциональных, танцевально–

лексических ощущений ребенка, соответствующих настроениям реального

мира природы. Ребенок может глубоко переживать и умело находить

пластический язык, выражающий материю и дух природы: кружащиеся в

медленном вальсе снежинки будут отличаться от неуклюжих пингвинов;

порхающих бабочек не спутаешь с леденящим горным потоком ни по

визуальному пластическому, ни по эмоциональному выражению.

В дошкольном возрасте ребенок обладает достаточно большим

потенциалом для развития специальных способностей к восприятию танца и

музыки. К сожалению, эти способности с течением времени необратимо

утрачиваются. Поэтому я считаю необходимым, и в школьном возрасте

воспитанников уделять большое внимание развитию творческих

способностей, и это нашло отражение во второй моей образовательной

программе «Движение».

Образовательная программа «Движение» направлена на вооружение

воспитанников знаниями основ хореографического искусства, развитие

артистических, исполнительских способностей детей, высокого

общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня.

Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства

танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.

Актуальность программы определена тем, что она представляет собой

синтез классической, народной и современной хореографии во всем ее

многообразии, а также гимнастики и акробатики, то есть широкий спектр

хореографического образования. Содержание программы разработано в

соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает

возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого

обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные

образовательные области, позволит продолжить формирование творческих

способностей. Цель программы – формирование и развитие индивидуальных

физических возможностей и творческих способностей детей посредством

хореографии, оказание помощи в профессиональной ориентации.

Программа создана на основе программ А.Я.Вагановой «Основы

классического танца», Г.П.Гусева «Методика преподавания народного

танца», Ж.Е.Фирилевой, Е.Р.Сайкиной «СА-ФИ-данс» танцевально-игровая

гимнастика для детей. Программа призвана заинтересовать, привлечь разнообразием видов,

выявить индивидуальную одаренность детей и дать основы спортивного

движения. Опираясь на знание и требования педагогики и психологии,

физиологии и теории физической культуры программа построена по

принципу: от простого к сложному и позволяет познакомить детей с

основами классической, народной и современной хореографии, гимнастики, с

простейшими акробатическими элементами. Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные

особенности обучающихся и предусматривает индивидуальный подход в

хореографическом образовании детей, способствует созданию условий для

художественного образования, развития физических данных, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей, т.е. направлена на

всестороннее и гармоничное развитие личности воспитанника.

На обучение по программе «Движение» принимаются дети, успешно

освоившие программу раннего хореографического развития

«Танцэкопластика». Так же возможен прием детей ранее не занимавшихся

хореографией после проведения отбора, с целью выявления их творческих

способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий,

позволяющих определить музыкально-ритмические и координационные

способности ребёнка, а также его физические и пластические данные. В основе моей педагогической деятельности лежат следующие

принципы

, отражающие творческую направленность:

1.

Принцип

развивающего и воспитывающего обучения.

Выражает

ведущую цель занятия хореографией: всестороннее гармоническое

развитие личности ребёнка, включающее его интеллектуальное,

физическое, нравственное, творческое и эмоциональное развитие.

Весь процесс обучения направлен на развитие и формирование

таких качеств личности, которые в будущем обеспечат ребёнку

социальную адаптацию и помогут успешной самореализации.

2.

Принцип системности преподавания. Систематические занятия

хореографией соразмерно развивают фигуру, вырабатывают

правильную и красивую осанку, придают внешнему облику

человека собранность, элегантность, учат грациозному движению.

Для развития творческих способностей также необходима

системность. Только те дети, которые прошли с самого первого

шага основы хореографического обучения, воспитания, творчества,

развиваются гармонично, становятся людьми, любящими и

понимающими хореографическое искусство. 3.

Принцип

наглядности

. Принцип

наглядности

в хореографии – это в

первую очередь не иллюстративность, а непосредственное

восприятие.

Ребёнку демонстрируется не иллюстрация с

изображением танцующих, а живое движение, которое он тут же

«примеряет» на себя. Наглядным является и наблюдение за

собственным исполнением движения в зеркале. Используя

зрительную память, ребёнок сверяет точность исполняемого

движения, положение ног, рук, головы, корпуса в пространстве,

направление движения, создаваемый движением образ. Используя в

качестве наглядности собственное отражение в зеркале во время

исполнения движения, ребёнок приучается к самоанализу, находя

неточности исполнения без подсказки педагога. Наглядность в

хореографии не застывший иллюстративный материал, а

танцевальное движение, неуловимо изменяющееся при исполнении

его разными людьми.

4.

Принцип

доступности.

Любое движение должно изучаться в

строгом соответствии с возрастными анатомическими и

психологическими особенностями детей. Ребёнок, с его

величайшими способностями к подражанию, может сделать

практически любое движение. Но если его физический аппарат не

подготовлен в силу своих возрастных особенностей, либо

предварительными тренировочными упражнениями, то при

исполнении движения очень высока вероятность получения травмы.

Неравномерное распределение нагрузок может привести к

гипертрофированному развитию одних и атрофии других мышц.

Темы и сюжеты материала, изучаемого на занятиях, как и темы и

сюжеты танцевальных номеров, должны соответствовать возрасту

детей, их интересам.

5.

Принцип

активности.

Ребёнок не может полноценно и всесторонне

познать творчество, не пробуя в нём свои силы, не пытаясь создать

что-то своё. Мало того, творчество привлекательно для ребёнка в

первую очередь именно тем, что можно сочинять, импровизировать,

фантазировать, не боясь совершить ошибку.

6.

Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм

обучения.

Преодолеть трудности обучения при малом количестве

часов, разных природных данных детей и постоянном пополнении

новенькими помогает, возможность использовать индивидуальный

подход к каждому ребёнку при одинаковости задания для всех.

Индивидуальный подход позволяет учитывать тип личности,

уровень подготовки ребёнка, особенности его физического

развития. Так, например, дети с высоким уровнем психических

реакций стараются как можно быстрее выполнить движение,

забывая о музыкальности и манере исполнения. Также частенько

забывает о музыке медлительный ребёнок, стараясь как можно

тщательнее проделать движение, часто не доводя его до конца, так

как пока делал начало – забыл конец. И в первом, и во втором

случаях ребёнку необходимо напомнить о неразделимости танца и

музыки, несколько увеличив темп для первого и замедлив для

второго, либо разбив движение на составные части. Вместе с тем,

хореография – искусство коллективное, требующая, наравне с

индивидуальными, коллективные формы работы. К исполнению

любого движения предъявляются требования в зависимости от того,

как оно исполняется: ансамблем или сольно. При исполнении

движения в ансамбле отрабатывается синхронность исполнения, у

детей воспитывается «чувство локтя», постоянное ощущение

партнёра. В сольном танце необходимо помочь ребёнку показать то,

что наиболее выгодно отличает его от товарищей, помочь раскрыть

собственную индивидуальность средствами выразительности

собственного тела и мимики.

7.

Принцип от простого к сложному

. Этот принцип заключается в

постепенном развитии творческих способностей. Начиная от

отдельных движений – штрихов, дети переходят к составлению

своих комбинаций, а в дальнейшем целых творческих этюдов. Я

ставлю перед ребенком новые усложненные задания, постепенно

увеличивая объем и интенсивность нагрузок.

Для активизации творчества ребенка использую следующие методы

работы:

1.

Метод танцевального показа

- это такой способ обучения, при

котором я демонстрирую танцевальную композицию, отдельные фигуры и

элементы, и соответственно анализирую их. Наглядно-образные

представления, получаемые обучающимися, являются основой для

последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений. Ребенку

нужно изначально преподать азы хореографии, основы классического танца. Так же и при выполнении творческих заданий, если ребенок

затрудняется импровизировать, я предлагаю ему свой вариант, и прошу

развить его так, как ему хочется. Например, при выполнении танцевальных

этюдов с детьми дошкольного возраста, вначале изучаем готовые этюды-

инсценировки, такие как «Тучка», «Бабушка», «Ладошки» и т.д. в которых я

предлагаю свой вариант инсценировки песенки, но впоследствии дети могут

предложить свою трактовку хореографической миниатюры.

2.

Метод диалогичного изложения учебного материала.

При подготовке

танцевальных композиций стараюсь не только сама разъяснять

композиционный замысел, но в первую очередь побуждаю к погружению

детей в атмосферу будущего танца через чтение книг, просмотр фильмов,

концертов с последующим обсуждением. В этом случае каждый ребенок

высказывает свое мнение, творческое представление образа, становиться

творческим соавтором нового танца. Например, при подготовке хореографического номера «Яблоко раздора»

девочки старшей группы очень увлеченно изучали мифы Древней Греции, и с

удовольствием участвовали в выстраивании драматургии номера, делились

своими знаниями и давали советы в построении номера. И при выходе на

сцену с легкостью и пониманием передавали образы богинь Афины,

Афродиты и Геры.

3.

Метод танцевально-практических действий

. Рассмотренные методы

и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически

сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже

отмечалось, занятие хореографией чаще всего преимущественно строится как

практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко

остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях.

Тренировочные упражнения

– это планомерное повторение выполнения

танцевальных движений, которые обучающиеся под моим руководством

осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания

– это задания, с

помощью которых обучающиеся воспроизводят танцевальную лексику с

целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в

которых вырабатывают танцевальные умения и навыки. Каждое занятие дети выполняют: поклон, линейную разминку, круговую

разминку, отработку элементов в диагонали, классический экзерсис,

партерную гимнастику. И это достаточно трудоемкая работа, так как занятия

по времени идут в дошкольном возрасте от одного часа до двух, а в школьном

возрасте три часа. При этом я стараюсь внести нотку творчества и

импровизации и в эти повторяющиеся задания. Детям школьного возраста я

предлагаю примерить роль «Педагога» и провести разминку, придумать свои

названия привычным элементам, дети дошкольного возраста активно выходят

на мое место для показа правильного исполнения того или иного элемента,

дают свои комментарии при неправильном исполнении другими детьми.

4.

Метод познавательной деятельности.

Различают иллюстративно-

объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и

исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они

отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности

обучающихся. Использование этих методов способствует более глубокому и

прочному усвоению танцевального материала обучающимися. Например, при выполнении с детьми упражнения имеющего название

объекта природы, я предлагаю вначале посмотреть на картинку с его

изображением, тем самым ребенку становиться понятным, почему в

упражнение «Бабочка» необходимо плавно работать ногами, а при

выполнении упражнения «Улитка» достать носочками до головы, чтобы

домик получился как у настоящей улитки. Я часто задаю детям домашнее

задание, в котором он должен не выучить или вызубрить что-то, а провести

исследование. Например, давая определенную танцевальную комбинацию,

оставляю ее не оконченной, и предлагаю детям подумать над её окончанием,

и целесообразностью выбранных ими движений.

5.

Метод индивидуальный подход к каждому ребенку.

Так как у одних

детей может преобладать уровень развития творческих способностей над

уровнем техники, у других - наоборот; исходя из учета тех или иных

особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает. При

оценке творческой деятельности детей необходимо поощрять самобытность,

проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать

нестандартные подходы к решению творческих задач. Поэтому в своей работе я уделяю много внимания сольным

выступлениям, давая возможность детям реализовать себя не в массе, а

индивидуально. Детям очень нравиться, и они стараются внести что-то свое в

номер, думают над своим образом, костюмом, возможностью использования

декорации, придумывают свои комбинации. Сольных номеров у нас

достаточно много, это «Колобок», «Марыся», «Пеппи», «Девица-красавица»,

«Барби» и т.д. 6.

Метод игры.

Для детей дошкольного возраста ведущим методом

является игровой. Игра – мощнейшая сфера самостоятельности:

самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации. Все

занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого

нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры

, которые при всем

своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все

исходят из общей идеи и обладают характерными творческими

способностями. Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи даются ребенку в

разной форме, и таким образом знакомят его с разными способами

передачи

информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания

сложности. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому

игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное

возрастание трудности задач способствует развитию творческих

способностей. Поэтому метод игры актуален и для детей школьного возраста.

В играх воспитанники учатся имитировать повадки зверей и птиц,

учатся фиксировать свое тело в красивой танцевальной позе, развивать

мимические мышцы лица и обогащать актерское мастерство. Детские игры

явление многообразное. Особое место в хореографическом развитии ребенка занимают

музыкальные игры

. Музыка – одно из могучих средств эстетического

воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в

звуковых образах. А удачно подобранная музыка эмоционально окрашивает

движения, облегчает восприятие, отдаляет момент усталости. В игре

раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности

личности. Для меня ценность этой деятельности в том, что, она постепенно

перерастает в обучение, в творчество. Практически каждое танцевальное

занятие дошкольников традиционно заканчивается полюбившейся игрой:

«Море», «Одуванчики», «Улыбнусь» и т.д.

7.

Метод импровизации.

На протяжении всего курса обучения я

предлагаю обучающимся задания на танцевальную импровизацию. Выполняя

их, индивидуально и группами дети пытаются фантазировать на заданную

тему, на заданную музыку. В эти задания включены сюжеты, связанные с

окружающим миром, с природой, сказочными героями книг, мультфильмов.

Занятия танцевальной импровизацией развивают у детей творческую

инициативу, умение передавать музыку и содержание образа движениями, а

также помогают снять внутренние зажимы, дают выход спонтанному чувству

танцевального движения. Сначала перед ними ставится задача, например, придумать комбинацию

движений на такую-то тему; бывает, что разным детям даются разные задачи;

я объясняю, иногда показываю образец выполнения задания. Задачи ставятся

в порядке возрастания сложности, например: придумать движение в чистом

виде, затем в комбинации движений, потом в этюде, или движениям изменить

ритм, или переориентировать в пространстве и т.д. Дальше – действия детей, их реальные воплощения тут же

придуманного замысла. Возникает диапазон трудностей задач: доступные

задачи и недоступные, что значительно побуждает интерес и активность

детей на занятии. Это возрастание трудностей задач позволяет ребенку идти

вперед и совершенствоваться самостоятельно, развивать свою творческую

активность. Способ и порядок решения задачи лучше не объяснять, не надо

подсказывать словом, жестом, взглядом. Ребенок строит какой-то образ, сам

выполняет всё практически, берет сам из реальной действительности. Не

требуется, чтобы с первой попытки задача была решена, может он еще не

«созрел», ведь процесс творческого развития происходит у всех в разном

темпе. Готовый результат принимается мной не в абстрактной форме - на

словах или намеках на движение, а в видимой форме, например: этюд на

определенное количество фраз, или счёта музыки. Ребёнок сам проверяет

точность выполнения задания, видит, как выглядит это в зеркале, оценивает. Этим заданием занятие не исчерпывается, детям предлагаются новые

варианты заданий; все зависит от количества отпущенного времени, и это уже

творческая деятельность более высокого порядка. На таких занятиях-

импровизациях, где воспитанникам удаётся добраться до «потолка» своих

возможностей, развитие творческой активности идет более успешно. Эти занятия, не терпящие принуждения, могут быть разнообразны по

своему содержанию, они создают атмосферу свободного, радостного

творчества. Помимо всего этого, у данного метода обучения хореографии

есть и ещё достаточно важный результат: рождаются новые, необычные,

интересные танцевальные композиции («Над Землей», «Яблоко раздора»,

«Ночь», «Ворожеи» и т.д.), которые вызывают интерес на конкурсах у жюри и

у зрителя. Эти хореографические номера неоднократно отмечались

призовыми местами и специальными наградами.

Творческий подход педагога прояв

ляется

в подборе новых, интересных

форм

обучения, которые влекут за собой изменения акцентов содержания

программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов

обучения (приложение 1). Можно выделить ряд эффективных форм развития

и совершенствования творческих способностей, которые я применяю на

занятиях, сущность которых заключается в формировании их активной

деятельности. 1.

«Творческие задания».

Для

развития творческих способностей

дошкольники

, прежде всего, должны накопить двигательный опыт,

сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться,

добиваться навыка исполнения. Этот этап работы можно рассматривать как

интенсивный тренинг.

Творческие задания в танцах начинаются с простых

импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей.

Например, я беру тему с вариациями, когда дети определяют на слух уже

знакомую мелодию, звучащую в нескольких вариантах. После

прослушивания музыки предлагаю детям придумать на каждое изменение

характера свое движение (плавный шаг, подскок, бег, ходьба). В среднем и старшем возрасте

на занятиях детям предлагаю

разнообразные творческие задания

, которые решают задачи развития

наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Эта

деятельность способствует раскрытию их внутреннего мира, развивает

образное мышление, приближает их к знаниям не только через разум, но и

через чувства, эмоции. Выполняя доступные задания, воспитанники

соотносят свои действия с действиями партнеров, ищут новые средства

самовыражения.

Например, я рассказывает сюжет (чаще всего сказочный), который

лежит в основе задания. Затем исполняется музыка, и ребенок исполняет

движения под музыку без моего показа движений, по собственному наитию.

Здесь важна эмоциональная отзывчивость на музыку, точность в передаче

определенных образов, деталей сюжета посредством движений, мимики,

пластики.

2.

«Этюды». Творческие задания на движения еще называют

этюдами (фр.–учение).Этюды могут быть сюжетными и несюжетными. Они

могут быть групповыми и индивидуальными. В групповом этюде более

свободно чувствуют себя малоактивные, застенчивые дети. Движения

сверстников помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в

себе. В индивидуальном этюде ребёнок выполняет игровые действия

самостоятельного. Он сам находит соответствующие движения, помогающие

эмоционально передать игровой образ сюжета. Индивидуально-творческий

этюд позволяет увидеть степень развития ребёнка, его творческие

способности, избежать заимствований. Сюжетные этюды можно разделить на следующие виды:

2.1.

Динамические этюды:

позволяют раскрыть какую-либо ситуацию,

сюжет в развитии, например: «На лыжах», «Играем в снежки», «Собираем

ягоды», «Хитрая лисичка» и т.п. В работе над созданием динамического

этюда можно выделить несколько этапов: 

создание изобразительного образа: «Скачут зайчики», «Бежит

лисичка»;

создание изобразительного образа в контрасте: «Мишка спит» —

«Мишка собирает грибы»;

создание выразительного образа: «Кошечка заболела», «Солнечный

зайчик». 2.2.

Статические этюды:

легче всего дети создают и изображают

образ по иллюстрации (картинке) с музыкальным оформлением: «Кукла

спит», «Солдатик стоит», «Собачка отдыхает». Позиционные этюды с

интересом выполняют дети младшего дошкольного возраста. Они дают

возможность ребёнку самостоятельно придумать композицию, используя

жизненный опыт в соответствии с возрастом: «Птичка сидит на ветке»,

«Солнышко улыбается». Для создания выразительного статического образа

необходимо развивать мимику и общую пластику, а также координацию

движений. 2.3.

Переходные этюды

из динамических в статические. Игра

«Замри», «Море волнуется раз», «Одуванчики». По условиям игры виды

движений чередуются. Этот тип сочетает в себе выразительные возможности

динамических и статических этюдов. Для этого вида творческих заданий

предпочтение отдаётся яркой изобразительной музыке.

3.

«Творческие этюды».

К творческим относятся и специальные

театральные игры для детей или творческие этюды. Это — маленький

спектакль, в котором должно происходить определенное событие в

предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях.

«Угадай, что я делаю».

Цель: объяснить заданную позу, развивать воображение, память

Ход: педагог предлагает принять определенную позу и объяснить ее.

«Одно и то же по-разному».

Цель: развивать умение оправдывать и объяснять свое поведение, свои

действия нафантазированными причинами, предлагаемыми

обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.

Ход: детям предлагается придумать и показать несколько вариантов

поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, бежит, слушает и

т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети

должны догадаться, чем он занимается.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, каждая получает определенное

задание.

«Превращения предмета».

Цель: развивать сообразительность, воображение и фантазию.

Ход: предмет кладется на стул в центре круга или передается от одного

ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему,

оправдывая его новое предназначение.

4.

Работа с воображаемым предметом

обогащает фантазию,

развивает творческое воображение, логику и последовательность действий.

«Король».

Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение

действовать согласованно.

Ход: на роль короля выбирается ребенок. Остальные — работники, они

договариваются между собой, что будут делать, на какую работу наниматься. Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют

различные профессии: готовят, стирают, вышивают, поливают цветы и т.д.

Король должен отгадать. «День рождения».

Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами,

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях.

Ход: выбирается ребенок, который приглашает детей на день рождения.

Гости приходят и приносят воображаемые подарки. Именинник (и другие

гости) отгадывают.

Темы я беру близкие и понятные детям — Ссора, Встреча, Знакомство,

Угощение, Разговор по телефону и т.д.

Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы: где я

нахожусь, откуда пришел, почему, когда, зачем.

Можно предложить этюды на основные эмоции: Грусть, Гнев, Радость,

Удивление, Страх. Можно на пять органов чувств: Слух, Зрение, Обоняние,

Осязание, Вкус. Например, попробовать на вкус горькое лекарство, конфету;

ощутить запах краски, готовящегося пирога.

5.

Сценическое воплощение образов животных

побуждает наблюдать

за ними, проникать в их внутренний мир, вызывает теплые чувства к

«братьям нашим меньшим». Дети легко принимают правила игры и работают

сначала индивидуально, а потом с партнером, где уже требуется соотносить

свои действия с движениями партнера, устанавливая необходимый контакт.

Например, детям очень нравится «образ-пушистик». Они сами

выбирают, кем они будут, котеночком, щеночком, цыпленочком и т.д. И с

большим удовольствием изображают, как это котеночек лакает молоко,

потягивается, изгибая спинку, умывается и т.д.

6. Сочинение танцевальных импровизаций

(это я провожу в целях

развития творческой инициативы детей). Творческий потенциал детей столь

высок, что мне остается только направлять их фантазию, а также создавать

благоприятную атмосферу на занятиях, помня о том, что лишь

доброжелательное отношение с детьми освобождает их от эмоциональной и

физической скованности. Иногда дети предлагают темы для творчества.

Например, после просмотра передачи «Танцы на ТНТ» мы воплотили на

занятии конкурсное соревнование и устроили настоящий танцевальный

«батл».

Самостоятельная творческая деятельность детей помогает им легче и

быстрее войти в удивительный мир музыки и танца, способствует их

всестороннему эстетическому развитию.

7. Постановка танцевальных номеров

с использованием элементов

детского творчества. Овладев техникой исполнения движений, ребенок с

удовольствием танцует самостоятельно, придумывает движения, играет,

перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с

характером музыки, выраженным в ней настроением. Детям очень нравится, когда ими придуманное упражнение включается

в комплекс повседневных упражнений и называется их именем: «Юлина

разножка», «Танин Кузнечик» и т.д.

Родители, присутствуя на открытых занятиях, подготовленных

специально для них, гордятся самостоятельно подготовленными

выступлениями своих детей. Сочиненный воспитанниками номер

«Олимпиада» созданный на основе акробатических элементов был встречен

овациями и на показательном занятии для родителей и на мероприятии ЦВР

«День открытых дверей». Выполнение творческих заданий и заданий на импровизацию

объединяет детей общей деятельностью, в которой возникают ощущения

взаимной зависимости, учит чуткости по отношению к товарищу,

воспитывает чувство коллектива и ответственности перед ним. 8.

ТРИЗ задания. Для развития творческого мышления на занятиях я

применяю метод решения исследовательских открытых задач, которые имеют

не одно решение. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий

характер, что очень важно для формирования гармоничной, самостоятельно

мыслящей личности. Например:

Герои пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь" – эльфы и феи.

Чтобы показать, что действие происходит в старину, актеры обычно

играли их в пышных средневековых костюмах. Но

один

режиссер

решил, что

это

неправильно. Феи и эльфы – персонажи

народных сказок, они не должны быть роскошно одеты.

Получилось

противоречие: костюмы

должны

быть пышными, чтобы

казаться старинными, и должны быть простонародными. Как режиссеру

выйти из этой ситуации?

В пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» всё действие построено

на том, что профессор лингвистики Хиггинс учит простолюдинку Элизу

говорить, как аристократка. С этим связаны и сюжетные, и образные

элементы пьесы. Представьте себе, что вы хотите поставить балет по

пьесе «Пигмалион». Но в балете нельзя говорить! На чем построить

сюжет?

Необходимо, чтобы со сцены вдаль удалялась на большое

расстояние группа людей. Но размеры сцены невелики и рост артистов

не уменьшается на глазах у зрителей, как это должно происходить при

реальном удалении на большое расстояние. А французский

балетмейстер Жан Жоржем Новерр хочет, чтобы в этой сцене все было

«как в жизни». Конечно, можно серьезно реконструировать театральную

сцену. Но это дорого и очень неудобно для театра, где постоянно идут

различные постановки. Как быть балетмейстеру?

Однажды артисты Большого театра объявили о своей

забастовке за несколько часов до начала балетного спектакля. Решая

свои проблемы, актеры наказали зрителей, купивших билеты на

спектакль. Диктор программы "Время" сопоставила это событие с

подобной забастовкой артистов Миланской оперы. Но итальянцы

красиво решили свою задачу: и бастовали, и зрителей не обидели. Каким

образом они это сделали?

Развитие творческих способностей осуществляется на занятиях

хореографией через различные творческие упражнения. Глубоко убеждена,

что только благодаря постоянным упражнениям, связанными с

систематическими занятиями, можно развивать способности. Каждое занятие

– это поступательное звено в единой цепи воспитания. Специфика воспитательной работы

в хореографическом коллективе

обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских,

общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении.

Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на

воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и

эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в

художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-

творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в

хореографическом коллективе - это образование и обучение его как

исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как

личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств,

общей культуры. Воспитательная работа в творческом коллективе «Вдохновение»

строиться с использованием разнообразных форм и методов.

1.

Историческое погружение.

Приступая к постановочной работе,

рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о

быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий

и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке,

возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал

эмоционально, выразительно. Дети школьного возраста с удовольствием

готовят такие исторические справки самостоятельно.

Например, при постановке номеров к 70-летию Великой Победы, мы

ходили на встречу с ветеранами, дети настолько прониклись беседами о

войне, что сами захотели исполнить такие номера, чтобы ветеранам было

приятно и интересно смотреть, в итоге у нас получились два очень

интересных номера «Парад Победы» и «Памяти Павшим».

2.

Воспитывают и традиции,

которых в нашем коллективе множество:

поздравлять с днем рождения друг друга даря сладкие подарки, чествовать

выпускников с вручением удостоверений и медалей, посещать открытые

занятия старшей группы детьми младшей группы, проводить вечера отдыха с

участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта и т.д.), вести фотолетопись

«История коллектива», делиться фотографиями в группе ВКонтакте и т.д.

3.

Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи

с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению

музеев, прослушиванию музыки, просмотр и совместное обсуждение

концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и

любительских коллективов. Коллективный просмотр сближает детей.

Появляется общая тема для разговора. Например, почти каждый год к нам в город приезжают такие коллективы

как «Имперский балет», «Тодес», «Драматический театр им. Луначарского»,

государственный театр танца «Казаки России» и др. Почти весь коллектив

посещает эти спектакли, после которых буря эмоций остается в сердцах

детей. Они с большим воодушевлением и стимулом приходят на занятия и

делятся своими впечатлениями.

4.

Большую воспитательную работу играет анализ концертных и

конкурсных выступлений коллектива

, а так же подробный разбор ежегодного

творческого отчета. При проведении анализа считаю необходимым

остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах

программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его

индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово,

проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться

способностям детей. 5.

Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость

детей в репертуаре коллектива

. Это является стимулом для занятий, так как

дети знают, что никто из них не останется в стороне, с усилием и упорством

стараются освоить данный мною материал.

6. Выезд коллектива в загородный лагерь «Озерный»

. Ежегодно

коллектив выезжает в ЗООЛ «Озерный» где продолжает свою творческую,

образовательную и воспитательную работу. Это положительно влияет на

атмосферу в коллективе, дети получают большое количество эмоций, они не

только занимаются вместе, но и живут вместе, развивают в себе особо ценное

качество - чувство «локтя». Вот здесь они могут выплеснуть весь свой

творческий потенциал, они не только танцуют, но поют, сочиняют кричалки,

мини спектакли и сценки, участвуют в спортивных соревнованиях, ну и

конечно же демонстрируют свои творческие успехи за год на сцене клуба

лагеря.

7. Включение родителей в деятельность коллектива.

Особую роль в

воспитании играет участие родителей в творческой деятельности коллектива.

В нашем коллективе создан родительский комитет, от каждой группы по

одному, два родителя. В основном это мамочки, но и папы никогда не

отказывают в помощи. Родительский комитет – это мои «вторые руки»! Они

оказывают мне огромную помощь в педагогической деятельности. Фронт

работы родителей неограничен:

передача информации до каждого родителя;

помощь в проведении родительских собраний;

помощь в сборе спонсорских средств на развитие коллектива;

помощь в проектировании и создание костюмов и декораций;

помощь в организации ежегодных отчетных концертов;

организация праздников и развлекательных программ для детей,

творческое участие в них;

помощь в организации и участие в поездках на конкурсы;

посещение открытых занятий, проводимых специально для них;

помощь в ведении фотолетописи «История коллектива»;

поддержка детей и всего коллектива.

Определение основных характеристик креативного мышления

воспитанников и оценка творческого потенциала

коллектива в целом

проводилось по методике Е. Торенса.

Анализ результатов изучения креативного мышления воспитанников на

протяжении 2 лет обучения по программе «Движение» показал, что имеется

стабильное улучшение характеристик по всем изучаемым параметрам

креативного мышления (рисунок 2).

60% учащихся показали результаты выше среднего уровня по критериям

«Беглость» и «Оригинальность», что говорит об их способности выдвигать

идеи, отличающиеся от очевидных, общепринятых, о высокой

интеллектуальной активности и неконформности.

По критерию «Разработанность» 48% воспитанников показали

результаты выше среднего, что говорит об их высокой способности к

изобретательской и конструктивной деятельности, о стремлении к

тщательной проработке идей, деталей при творческой работе с образной

информацией. По критерию «Абстрактность названий» свыше трети воспитанников

продемонстрировали высокий уровень, что говорит о высоком творческом

потенциале, умении выражать суть изображения через названия, стремление

к самовыражению.

48% учащихся продемонстрировали высокие характеристики по

критерию «Сопротивление замыканию», что говорит об умении находить

оригинальные идеи, терпимо относиться к состоянию неопределенности,

отсутствии ригидности мышления.

В целом свыше половины воспитанников хореографического коллектива

имеют высокий уровень развития креативности. Способности детально разрабатывать образные идеи и выражать их

вербально позволяет прогнозировать успешность обучения и социальную

адаптацию воспитанников хореографического коллектива «Вдохновение».

Анализ результатов изучения социализированности личности

воспитанников

хореографического коллектива (методика Рожкова М.И.) на

протяжении 2 лет обучения по программе «Движение» показал стабильный

рост уровня социализированности учащихся. На протяжении всего

исследования отсутствует показатель низкой степени социализированности

учащихся (рисунок 3).

38% учащихся имеют высокую степень социальной адаптированности,

нравственности и социальной активности. 47% учащихся имеют склонность к автономному поведению.

Результаты дают право говорить, что все учащиеся хореографического

коллектива «Вдохновение» социально адаптированы, нравственно

воспитаны, автономны и социально активны.

В ходе исследования уровня творческой активности

учащихся (Методика М.

И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича) была выявлена

стойкая положительная динамика изменений по всем критериям уровня

творческой активности. У воспитанников хореографического коллектива

«Вдохновение» (среднее и старшее звено) за период 2015-2016 уч. год

уровень творческой активности по критериям чувство новизны, критичность,

способность к преобразованию структуры объекта, направленность на

творчество повысился в среднем на 9 % (рисунок 4, 5). Повысились

показатели по критериям: «чувство новизны», «критичность», «способность

преобразовать структуру объекта». Критерий «направленность на

творчество» показал наибольшее увеличение - высокие показатели критерия

возросли в среднем на 20%.

Сравнительный анализ результатов диагностики развития

эмоциональности

воспитанников хореографического коллектива

«Вдохновение» (средний и старший школьный возраст) (

методика

В.В.Суворова

) показал снижение количества детей с низким, пониженным и

повышенным уровнем эмоциональности и увеличение количества детей с

средним уровнем эмоциональности и высоким уровнем эмоциональности

(рисунок 5). Низкий уровень эмоциональности снизился вдвое, на 30 %

сократился уровень сниженной эмоциональности, увеличилось число

воспитанников со средним уровнем эмоциональности.

Результаты дают право говорить, что у всех воспитанников

хореографического коллектива «Вдохновение» отмечается положительная

динамика в развитии эмоциональности

Нормативно-правовые акты

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»

2.

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 No1726-р «Об

утверждении Концепции развития дополнительного образования»

3.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая

2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в

Российской Федерации на период до 2025 года»

4.

Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об

утверждении Стратегии инновационного развития Российской

Федерации на период до 2020 года»

5.

Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от

16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в

Российской Федерации»

Список использованных источников 1.

Аверенцев С.С. Идеи

эстетического

воспитания. М.,1973 – 133 с.

2.

Аникеева

Н.П. Воспитание игрой: книга для учителей.

М.:

Просвещение, 1994 – 144

с.

3.

Арзямова

Г. Международный

семинар

эстетиков на

тему:

"Проблемы эстетического

художественного

воспитания

школьников средствами

искусства". М.: Педагогика, 1990.

4.

Барышникова

Т.К. Азбука

хореографии: Учебное

пособие

СПб.:

Респекс, 1994 – 256 с.

5.

Бочарова

В.Г. Социальная микросреда

как

фактор

формирования

личности

школьника: Дис.канд.пед.наук

М., 1991.

6.

Ваганова

А.Я. Основы

классического

танца: Учебное

пособие

Л.

М.: Искусство, 1980 – 256 с.

7.

Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество,

юность – М.: Академия, - 2000 – 624с. 8.

Взаимосвязь различных видов искусства

в эстетическом

развитии

учащихся. /Проблема теории

и

методики

эстетического

воспитания школьников / –

Тбилиси, 2000

260-269 с.

9.

Выготский

Л.С. Психология искусства. –

М.: Педагогика, 1987 – 344

с.

10.

Выгодский Л.С. Воображение

и творчество

в детском

творчестве.

М., 1991.

11.

Григорьев В.М. Традиционная педагогика

игры:

опыт и

проблемы /

Педагогика. 1996. No 1 – 20-23 с.

12.

Ерохин

Н.С. Художественное

воспитание детей

средствами

русской

традиционной

хореографии/

Художественное воспитание

школьников в области

непрерывного

хореографического

образования. «Музыка

в школе». – 2010 – 35-37 с. 13.

Идеи

эстетического

воспитания: антология в 2

т. /

Составитель

Шестакова

В.П. –

М., 1973. Т.1. –

316 с.

14.

Капица П.Л. Некоторые

принципы

творческого

воспитания и

образования. //

Вопросы

философии. 1990. No 2.

15.

Колодничкий

Г.А. Музыкальные

игры, ритмические

упражнения

и

танцы

для детей. – М., 2000.

16.

Мессерер

А.М. Танец. Мысль. Время. –

М.: Искусство, 1990 – 259 с.

17.

Мелик-Пашаев А.А. Психологические

основы

способностей

к

художественному творчеству: Дис. д-ра

психолог. наук

М., 1994 –

225

с.

18.

Никитин

Б.П. Ступеньки

творчества, или

развивающие игры. –

М.: Прометей, 1990

19.

Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в

хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во

ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с. 20.

Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА

– ПРЕСС, 2004 – 224с. 21.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн –

М.: Учпедгиз, 1946 – 704с. 22.

Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.

Матюшкина. - М.: Педагогика. – 1991 – 160 с. 23.

Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981. 24.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика

воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия,

2004 – 336с. 25.

Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000 – 230 с. 26.

Холл. Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам/ Джим

Холл; пер. с англ. Т.В. Сидориной, М. – 2009.

27.

Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005.

с илюс. 28.

Юнусова, Е.Б. Педагогические условия становления

хореографических умений детей старшего дошкольного возраста в

дополнительном образовании в ДОУ/ Е.Б. Юнусова // Вестник

Челябинского университета. – 2011. – No 8. – 162 – 174 с.

29.

Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная

школа. – 2000. No2. С. 34-37. 30.

Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной

хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.