Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №22 имени Габдуллы Тукая города Димитровграда Ульяновской области»
Зайдуллина Анжелика Равильевна
старший вожатый
Выступление на конференции «Социализация личности ребенка в условиях деятельности детских общественных объединений»
Развитие личности идет в течение всей жизни и прежде всего в процессе социализации.
Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны человек усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, человек не только обогащается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.
В современных условиях основная цель социализации: развитие личности, которой предстоит жить в ХХ1 веке, цельной личности, о которой представляют: интеллект, эстетическое богатство, нравственность, внутренняя свобода, раскрепощенность, свобода выбора, образа мысли и поведения.
Воспитание – часть процесса социализации, представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности.
Особой сферой жизнедеятельности детей и инструментом социализации личности являются детские общественные объединения, основной целью, которых является создание условий для социального творчества через разнообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях.
Новый методологический подход к деятельности детских объединений, опирающихся на уважение к ребенку, требует обоснование новых принципов социализации личности в детских объединениях, т.е. тех основных требований, которые должны предъявляться к программам, содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.
Основополагающие принципы социализации личности в детском объединении:
гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
самореализация детей в детской организации;
включенность детей и подростков в реальные социально-значимые отношения;
взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления.
В условиях обновления общества большое значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Социализация личности ребенка в деятельности объединения будет осуществляться более успешно, если обеспечить гармонизацию общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, выступающую в качестве ведущего принципа.
Из принципа гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей вытекают следующие требования:
- признание развивающейся личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;
- гармонизация системы ценностных ориентаций детей, взаимовлияние общечеловеческих ценностей и их социальных аналогов;
- подготовка детей к ориентации в жизненных условиях и выбору ценностей для их разрешения;
- обеспечение гибкости влияния молодежной субкультуры на жизнедеятельность детей и подростков;
- развитие мышления детей и подростков, их интеллигентности, внутренней самостоятельности и внешней культуры;
- упрочение норм уважения к людям труда: производственного, интеллектуального, обслуживающего; исключение предъявления презрения, оскорбительности, независимо от того, какое место данный род трудовой деятельности занимает в иерархии общественного производства;
- готовность детей и подростков к непрерывному обогащению социального опыта через реализацию общечеловеческих ценностей в их повседневной жизнедеятельности.
Самореализация ребенком своего «Я» связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие – первично, это объективный процесс, зависящий от разума и воли человека. С возрастом оно перерастает в самовоспитание – управляемое самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании своего «Я». Самопознание необходимое условие и средство самовоспитания, успешной организации любой деятельности и своих отношений с окружающим миром. Поэтому очень важно прежде всего побудить ребенка задуматься над собой, оценить себя. С помощь самопознания формируется самосознание – система представления человека о самом себе, своих качествах, способностях, свей социальной значимости. Показателем самосознания является оценка, т.е. оценка ребенком самого себя, которая служит основой самовоспитания, основой самореализации.
Принцип самореализации личности требует осуществления следующих требований:
- осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития;
- учет осознанности каждым ребенком своего «Я»;
- формирование активного отношения ребенка к миру и себе;
- наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую
ребенок включается;
- видение конечного результата и промежуточных рубежей;
- последовательность, поэтапность решаемых задач;
- добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- наличие цели – доступной, понятной, осознанной;
- доверие ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели;
- вера в возможности ребенка и вера в свои возможности достижения поставленных задач;
- информирование детей о возможностях творческих любительских объединений, кружков,
секций и т.д.;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, который способствует обеспечению
успешной самореализации ребенка.
Реализация принципа включенности детей в социальные отношения предъявляет к организаторам детского движения следующих требования:
- соответствие уровня социальных отношений, в которые включается ребенок его
возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям;
- создание реальных возможностей для включения детей в дела, обеспечение гарантии
выбора средств ее осуществления;
- вовлечение всех ребят в различные виды социально значимой деятельности;
- гарантия свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, участия в общественных и политических организациях и движениях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам;
- формирование связей детей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности;
- обеспечение непрерывности деятельности ребенка в социальной сфере;
- создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной детской организации;
- моральное и материальное стимулирование разнообразной социально значимой деятельности детей;
- возможность ребенка или группе детей внутри организации отстаивать свое мнение, право на распространение и получение достоверной информации по всем вопросам деятельности организации, в том числе и о себе.
Формирование социального опыта может достигнуто только на основе взаимодействия педагогов и учащихся. Несмотря на самодеятельный характер детских организаций, в жизнедеятельности детей и подростков в равной мере принимают участие взрослые. Важно, чтобы отношения базировались на основе сотрудничества и приоритета детских интересов. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предъявляет к работе взрослых в объединении следующие требования:
- передача и усвоение детьми социального опыта должна осуществляться через совместную деятельность детей и взрослых, создание в коллективе обстановки, близкой к семейной;
- опыт социального новаторства обеспечивается творческим характером деятельности, решением проблемных задач и ситуаций;
- необходимо обеспечить реализацию существующих интересов детей, их обогащение и возвышение, пробуждение новых интересов;
- предоставление возможности выбора способов и средств достижения цели, коллектива и т.п. при условии предоставления достаточной основы деятельности (было бы из чего выбирать).
Основное содержание деятельности детских общественных объединений реализуется в программах. Программирование предусматривает психолого-педагогическое обоснование стержневых идей, четкое определение целей и задач, направлений и содержания деятельности объединения, описание путей, средств, методов, форм работы и результатов выполнения программы (показателей развития ребенка, практических результатов личностно и общественно значимой направленности, перспектив развития личности ребенка и объединения).
Происходящие в нашем обществе изменения требуют определения нового содержания и форм деятельности.
Формы работы можно определить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения.
Прежде всего реально социально-значимые дела. Их отличают возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть экологические проекты, акции милосердия, ученические бригады.
Вторая группа – имитационные игры, т.е. игры, которые в большей степени имитируют реальные социальные отношения (деловые, ролевые, экономические игры, ток-шоу, экологические суды и т.д.)
И, наконец, третья группа – это формы досуговой деятельности, которые также способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.
Т.о., детские общественные объединения, с одной стороны, обеспечивают реализацию интересов и потребностей, с другой – способствуют формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.