СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Социализация личности ребенка в условиях деятельности детских общественных объединений»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны человек усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социализации он воспроизводит систему  социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, человек не только обогащается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Социализация личности ребенка в условиях деятельности детских общественных объединений»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №22 имени Габдуллы Тукая города Димитровграда Ульяновской области»


Зайдуллина Анжелика Равильевна

старший вожатый



Выступление на конференции «Социализация личности ребенка в условиях деятельности детских общественных объединений»


Развитие личности идет в течение всей жизни и прежде всего в процессе социализации.

Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны человек усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, человек не только обогащается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

В современных условиях основная цель социализации: развитие личности, которой предстоит жить в ХХ1 веке, цельной личности, о которой представляют: интеллект, эстетическое богатство, нравственность, внутренняя свобода, раскрепощенность, свобода выбора, образа мысли и поведения.

Воспитание – часть процесса социализации, представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности.

Особой сферой жизнедеятельности детей и инструментом социализации личности являются детские общественные объединения, основной целью, которых является создание условий для социального творчества через разнообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях.

Новый методологический подход к деятельности детских объединений, опирающихся на уважение к ребенку, требует обоснование новых принципов социализации личности в детских объединениях, т.е. тех основных требований, которые должны предъявляться к программам, содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.

Основополагающие принципы социализации личности в детском объединении:

гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

самореализация детей в детской организации;

включенность детей и подростков в реальные социально-значимые отношения;

взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления.


В условиях обновления общества большое значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Социализация личности ребенка в деятельности объединения будет осуществляться более успешно, если обеспечить гармонизацию общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, выступающую в качестве ведущего принципа.

Из принципа гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей вытекают следующие требования:

- признание развивающейся личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;

- гармонизация системы ценностных ориентаций детей, взаимовлияние общечеловеческих ценностей и их социальных аналогов;

- подготовка детей к ориентации в жизненных условиях и выбору ценностей для их разрешения;

- обеспечение гибкости влияния молодежной субкультуры на жизнедеятельность детей и подростков;

- развитие мышления детей и подростков, их интеллигентности, внутренней самостоятельности и внешней культуры;

- упрочение норм уважения к людям труда: производственного, интеллектуального, обслуживающего; исключение предъявления презрения, оскорбительности, независимо от того, какое место данный род трудовой деятельности занимает в иерархии общественного производства;

- готовность детей и подростков к непрерывному обогащению социального опыта через реализацию общечеловеческих ценностей в их повседневной жизнедеятельности.


Самореализация ребенком своего «Я» связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие – первично, это объективный процесс, зависящий от разума и воли человека. С возрастом оно перерастает в самовоспитание – управляемое самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании своего «Я». Самопознание необходимое условие и средство самовоспитания, успешной организации любой деятельности и своих отношений с окружающим миром. Поэтому очень важно прежде всего побудить ребенка задуматься над собой, оценить себя. С помощь самопознания формируется самосознание – система представления человека о самом себе, своих качествах, способностях, свей социальной значимости. Показателем самосознания является оценка, т.е. оценка ребенком самого себя, которая служит основой самовоспитания, основой самореализации.

Принцип самореализации личности требует осуществления следующих требований:

- осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития;

- учет осознанности каждым ребенком своего «Я»;

- формирование активного отношения ребенка к миру и себе;

- наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую

ребенок включается;

- видение конечного результата и промежуточных рубежей;

- последовательность, поэтапность решаемых задач;

- добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

- наличие цели – доступной, понятной, осознанной;

- доверие ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели;

- вера в возможности ребенка и вера в свои возможности достижения поставленных задач;

- информирование детей о возможностях творческих любительских объединений, кружков,

секций и т.д.;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, который способствует обеспечению

успешной самореализации ребенка.

Реализация принципа включенности детей в социальные отношения предъявляет к организаторам детского движения следующих требования:

- соответствие уровня социальных отношений, в которые включается ребенок его

возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям;

- создание реальных возможностей для включения детей в дела, обеспечение гарантии

выбора средств ее осуществления;

- вовлечение всех ребят в различные виды социально значимой деятельности;

- гарантия свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, участия в общественных и политических организациях и движениях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам;

- формирование связей детей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности;

- обеспечение непрерывности деятельности ребенка в социальной сфере;

- создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной детской организации;

- моральное и материальное стимулирование разнообразной социально значимой деятельности детей;

- возможность ребенка или группе детей внутри организации отстаивать свое мнение, право на распространение и получение достоверной информации по всем вопросам деятельности организации, в том числе и о себе.

Формирование социального опыта может достигнуто только на основе взаимодействия педагогов и учащихся. Несмотря на самодеятельный характер детских организаций, в жизнедеятельности детей и подростков в равной мере принимают участие взрослые. Важно, чтобы отношения базировались на основе сотрудничества и приоритета детских интересов. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предъявляет к работе взрослых в объединении следующие требования:

- передача и усвоение детьми социального опыта должна осуществляться через совместную деятельность детей и взрослых, создание в коллективе обстановки, близкой к семейной;

- опыт социального новаторства обеспечивается творческим характером деятельности, решением проблемных задач и ситуаций;

- необходимо обеспечить реализацию существующих интересов детей, их обогащение и возвышение, пробуждение новых интересов;

- предоставление возможности выбора способов и средств достижения цели, коллектива и т.п. при условии предоставления достаточной основы деятельности (было бы из чего выбирать).

Основное содержание деятельности детских общественных объединений реализуется в программах. Программирование предусматривает психолого-педагогическое обоснование стержневых идей, четкое определение целей и задач, направлений и содержания деятельности объединения, описание путей, средств, методов, форм работы и результатов выполнения программы (показателей развития ребенка, практических результатов личностно и общественно значимой направленности, перспектив развития личности ребенка и объединения).

Происходящие в нашем обществе изменения требуют определения нового содержания и форм деятельности.

Формы работы можно определить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения.

Прежде всего реально социально-значимые дела. Их отличают возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть экологические проекты, акции милосердия, ученические бригады.

Вторая группа – имитационные игры, т.е. игры, которые в большей степени имитируют реальные социальные отношения (деловые, ролевые, экономические игры, ток-шоу, экологические суды и т.д.)

И, наконец, третья группа – это формы досуговой деятельности, которые также способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.

Т.о., детские общественные объединения, с одной стороны, обеспечивают реализацию интересов и потребностей, с другой – способствуют формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.

© 2018 487 1