Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток» в д.Рокотушка Новоспасского района Ульяновской области»
социальный педагог
РЫБАКОВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА
Выступление на конференции «Социальная адаптация воспитанников социального приюта средствами общественно значимой деятельности. Проект «Дорогою добра»
Социальная адаптация воспитанников социального приюта средствами общественно значимой деятельности направлена на развитие социальной инициативы, формирование чувства ответственности за происходящее вокруг, гражданской позиции к общественно значимым проблемам, культуры безопасной жизнедеятельности.
Некоторые формы такой деятельности:
- специальные занятия, лекции, тренинги, деловые игры, направленные на получение детьми разностороннего социального опыта;
- организация работы секций, мастерских, кружков, обеспечивающих развитие различных адаптационных компетенций;
- экскурсии, поездки, путешествия, способствующие расширению кругозора воспитанников и обеспечивающие знакомство с культурными нормами, традициями;
- организация комнат социально-бытовой адаптации;
- профориентационные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению, знакомящие воспитанников с различными профессиями, специальностями;
- трудотерапия;
- арт-терапия и другие.
Вовлечение воспитанников в социально значимую деятельность позволяет развить чувство уверенности в своих силах и понимание того, что теперь они могут помочь другим. После выпуска из приюта такие дети легче адаптируются к обществу.
Социальная адаптация может рассматриваться как процесс и как результат. С педагогической точки зрения важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию [2].
Процесс социальной адаптации воспитанников является наиболее эффективным, если воспитанники включены в социально значимую деятельность. Социально значимая деятельность позволяет воспитанникам социальных приютов на какое-то время получить права и функции взрослого человека: самостоятельное планирование деятельности, ее реализация, принятие ответственности за результаты своей работы. Все это формирует у них чувство ответственности за происходящее вокруг, помогает выработать гражданскую позицию к общественно значимым проблемам, формирует культуру их безопасной жизнедеятельности. У них появляется чувство уверенности в своих силах и понимание того факта, что теперь они могут помочь другим, а, значит, меняется его социальная роль, она становится позитивно активной.
Компонентами управления социально значимой деятельностью в условиях социального приюта выступают социально ориентированное обучение, социально активное воспитание, социально-педагогическое сопровождение [1].
Целью деятельности по обеспечению социальной адаптации воспитанников выступает воспитание у них чувства долга, социальной защищенности и подготовка их к самостоятельной жизни. Отметим, что участие воспитанников социального приюта в социально значимой деятельности позволяет развить у воспитанника социальную инициативу, создать условия для успешной социализации и для самостоятельного включения в жизнь общества, научить выходить из ситуации выбора без стресса, действовать на основе постоянного творческого поиска, сформировать потребность в бескорыстной взаимопомощи.
Опыт работы ОГКУСО СП «Росток», показывает, что вовлечение воспитанников в социально значимую деятельность оказывает положительное влияние на процесс их дальнейшей социализации. На протяжении 10 лет наша организация активно сотрудничает с областной общественной организацией «Союз «Чернобыль». Ежегодно воспитанники социального приюта принимают участие в различных общественных мероприятиях (благоустройство территории памятников, встречи с ветеранами, концертные, праздничные программы, подготовка работ на тематические выставки декоративно-прикладного творчества, городские и областные конкурсы рисунков и пр.). СП «Росток» активно сотрудничает с Кафедральным собором в честь Преображения Господня. Под руководством сотрудников храма, занимающихся социальной работой, воспитанники социального приюта ежегодно принимают участие в различных благотворительных акциях милосердия, посещают одиноких пожилых людей в больницах, поздравляют их с праздниками и т. д. С 2023 года воспитанники и педагоги СП «Росток» организуют благотворительный марафон «Дорогою добра», средства от которого направляются на развитие материально-технической базы образовательной организации. Вместе с педагогами социального приюта воспитанники оказывают адресную помощь ветеранам войны и труда, труженикам тыла, детям войны. Под руководством педагогов приюта воспитанники посещают их с концертными программами и оказывают им необходимую помощь (уборка квартир, домов, ремонтные работы, разгрузка угля, заготовка дров, работа на садово-огородном участке и т. д.).
Одним из направлений воспитательной работы социального приюта является трудовое воспитание, включающее в себя участие в социально значимой деятельности, волонтерство.
В 2021/2022 учебном году на базе детского дома создана детско-юношеская организация #делайдело как основной орган детского самоуправления, которая ставит перед собой цели по развитию коммуникативных способностей и творческого потенциала воспитанников, формированию социального опыта, привлечению общественного внимания к проблемам детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации. Активом данной организации являются 31 % воспитанников среднего и старшего школьного возраста. Основное направление работы организации — участие в социально значимой деятельности СП «Росток», способствующее повышению уровня жизненной активности воспитанников, их гражданско-патриотическому воспитанию.
Анализ участия воспитанников в социально значимой деятельности показывает, что дети, активно занимающиеся данным видом деятельности, имеющие активную жизненную позицию, легче адаптируются к обществу, у некоторых появляются взрослые наставники из числа волонтеров, которые поддерживают детей в трудных жизненных ситуациях. Кроме того, поступая в профессиональные образовательные организации, воспитанники продолжают заниматься волонтерской деятельностью, активно участвуют в общественной жизни, что положительно влияет на процесс их адаптации к новому учебному коллективу.
Приоритетным направлением деятельности нашей организации является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Нарушения механизмов социальной адаптации приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой.
Для того чтобы процесс социальной адаптации каждого воспитанника приюта необходимо выполнить следующее:
- способствовать повышению уровня общеобразовательной подготовки (хорошее качество учебных знаний, умений и навыков, сформированность учебной мотивации и степень развития общеучебных навыков и умений);
- способствовать повышению уровня развития социально-бытовых навыков и отношений (формирование санитарно-гигиенических навыков и отношений, трудовых навыков, навыков культуры поведения, социально-бытовая ориентировка);
- осуществлять качественную подготовку воспитанников детского дома к самостоятельной жизни;
- способствовать проявлению собственной активности воспитанников в решении жизненных задач;
- постоянно повышать уровень педагогического мастерства педагогов социального приюта, обеспечивая их подготовку к осуществлению наставнической деятельности;
- способствовать расширению социальных контактов воспитанников;
- обеспечивать занятость детей с целью решения проблем девиантного поведения. Таким образом, активное вовлечение воспитанников в социально значимую деятельность, волонтерство оказывает положительное влияние на процесс их социальной адаптации к самостоятельной жизни.
1. Андержанова З. А. Вовлечение в волонтерскую деятельность воспитанников детских домов как фактор их социализации // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. Российского государственного социального университета. — № 3 (57). — М.: Изд-во РГСУ, 2010.
2. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.
3. Кусаинов А. К. Психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейаинов. — А.: Изд-во ЕАГИ, 2009.
4. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева — М., 2002.