Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я Панькова Ольга Владимировна, воспитатель 3 класса.
Свое выступление мне хочется начать с одной истории .
Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:
-Ты,не сможешь петь,у тебя совершенно нет слуха и голоса.
Эти слова сильно огорчили мальчика,но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:
-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.
Эти слова приободрили его. Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.
Слайд 1. Тема моего выступления: «Создание ситуации успеха у обучающихся через занятия художественно - эстетической направленности».
Российское общество вступило в такой период своего развития, когда происходит переосмысление приоритетов в общей направленности мотиваций личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».
- Что же такое успех? Что он для нас?
Успех- это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.
В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Слайд 2. Успех - значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы. Успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.
Современных детей сейчас сложно чем-то удивить и заинтересовать.
Погоня за успехом начинается слишком рано. Ожидание родителей первоклассников и даже дошкольников зациклено на достижении лучших результатов. Родители и учителя постоянно сравнивают их с лидерами, но не все способны достичь этой завышенной планки. Как результат у детей – эмоциональные срывы, конфликты в семье, депрессии и апатия.
Я вышла на проблему:
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, учебным и внеклассным занятиям, да и вообще к любой деятельности. Достижение успеха в учебной, творческой деятельности затруднено рядом обстоятельств, это психологические и физиологические особенности развития ребенка, недостаток знаний и умений в определенных областях.
Слайд 3. Цель своей педагогической деятельности: помочь обучающимся осознать свою уникальность через создание ситуации успеха в воспитательной деятельности.
Для достижения цели сформулировала задачи:
1. Понять что такое успех и ситуация успеха.
2. Изучить и освоить технологию ситуации успеха.
3. Внедрить в практику и проанализировать первые стремления к результатам в творческой деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Новизна для меня заключалась в том, что мне пришлось освоить педагогическую технологию «Создание ситуации успеха» и адаптировать её в воспитательном процессе.
Слайд 4. Ожидаемый результат:
1. Знание структуры
2.Освоение технологии создания ситуации успеха для обучающихся в занятиях художественно - эстетической направленности.
Критериями эффективности для себя определила:
Знание технологии ситуации успеха во внеурочное время.
Применение в воспитательной деятельности.
Я основывалась на трудах доктора педагогических наук Александра Соломоновича Белкина, где он описывает ситуацию успеха и как её создать.
Слайд 5. Методика создания ситуации успеха предоставлена на слайде.
Система работы во внеурочное время не копирует уроки, но должна быть взаимосвязь. Значит, в процессе повседневной практической жизни обучающихся необходимо повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса.
Исходя из полученных знаний и умений с уроков технологии и ИЗО я во внеурочное время продолжаю вести работу в художественно-эстетическом направлении, привлекая детей к участию в конкурсах, выставках , мероприятиях.
Слайд 6. ( Диаграмма) Дети в классе включались в творческий процесс постепенно. Сначала им ничего не надо было, а когда видели результаты своих одноклассников, загорались желанием. В прошлом году в районной выставке в начале года приняли участие 2 ребенка. Когда по завершению выставки были объявлены результаты, т.е создала ситуацию успеха для участников выставки, то к следующей выставке работ было больше. Так на «Символ года» было нарисовано 3 рисунка, то уже на выставку «Пожарная тревога» было заявлено от класса 12 работ. В этом случае срабатывает прием «эмоциональный всплеск» или «Заражение».
Слайд 7.Каждый раз с выставок и конкурсов есть призеры, что меня и детей очень радует.
Слайд 8. В этом году работа продолжается. Я организовала «Творческую мастерскую» в выходной день для детей, которые остаются в интернате. Возраст у детей разный, но они с большим удовольствием творят, мастерят, что приносит им радость, удовлетворение. Так мы с ними тоже уже проучаствовали в выставке «Природная и фантазия». Участников было 8 человек, среди которых один призер.
Слайд 9 . Художественно-эстетическая направленность прослеживалась и тогда, когда мы с классом готовили проект, посвященный юбилею ИЗОстудии «Занимательное рисование без кисточки». Продуктом нашего проекта было составление альбома с рисунками, выполненные гелевыми ручками. Так каждый ребенок стремился, чтоб его рисунок попал в этот альбом.
В дальнейшем я продолжу апробировать педагогическую технологию «Создание ситуации успеха» и в других направлениях в своей воспитательной деятельности.
Постарайтесь наполнить обыденную жизнь детей яркими эмоциями. В каждом из них дремлет скрытый талант, попытайтесь найти его и помочь реализоваться.
Приложение1 .
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.
• Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.
• Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
• Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика. Использовать на определенном этапе воспитания более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
• Применять в воспитательной деятельности задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.
Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.
Приложение 2.
Создание ситуации успеха у младших школьников процесс целенаправленный и требует использования и применения следующих приёмов:
«Неожиданная радость»
«Даю шанс» - подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
«Исповедь» - этот приём можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, вызовет ответный отклик.
«Лестница» — ситуация, когда учитель постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, обретения веры в себя и окружающих.
«Общая радость»
«Следуй за нами» — даёт возможность разбудить дремлющую мысль ученика, Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения и стимулом познания, и результатом усилий.
«Эмоциональный всплеск», «Заражение» педагог должен найти способ разбудить интеллектуальный потенциал, который скрывается в каждом ученике, помочь родить усилие, которое родит мысль, а мысль превратится в знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге появится вера в себя, вера в успех.
«Радость познания»
«Эврика»- суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
«Линия горизонта» — однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к
поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.
Внеурочная деятельность рассчитана на развитие творческих способностей учащихся и активной жизненной позиции и включает в себя последовательность операций создания ситуации успеха:
1.Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных силах).
- «Это совсем не трудно... Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ...»
- «Я же рядом, я всегда готова помочь»
- «Я тоже ничего не умела, но научилась же»
- «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений»
2.Авансирование успешного результата (помогает учителю выразить свою убеждённость в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей).
- «Я уверена, у тебя обязательно все получится»
- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
- «Уверена, ты, это сможешь»
3.Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершенствования деятельности (помогает ученику избежать поражения).
«Возможно, лучше всего начать с…..»
«Выполняя работу, не забудьте о…..»
«Ты помнишь, конечно, что нужно сначала намочить...»
4.Внесение мотива (показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность).
«Без твоей помощи товарищам не справиться»
«Для тебя это важно…»
5.Персональная исключительность( обозначает важность усилий ребёнка).
«Только ты и мог бы….»
«Именно на тебя у меня большая надежда»
«Только тебе я и могу доверить…»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6.Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий).
отдельных слов ("красиво", "аккуратно", "прекрасно", "здорово", "вперед", "продолжай")
высказываний ("Я горжусь тобой", "Мне нравится, как ты работаешь", "Я рад твоей помощи", "Спасибо", "Все идет прекрасно"
прикосновений (потрепать по плечу дотронуться до руки; обнять его)
выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок,
смех)
7. Высокая оценка детали( помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то отдельной детали).
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
«Обратите внимание, как Диме удачно удалось изобразить дремучий лес, используя только темные тона»
«Молодец Саша, он не только навел порядок в строительном уголке, но и по цвету разложил кубики»
«Как здорово, у тебя получился самый озорной котенок»
«Ты всегда с улыбкой поешь и это так приятно видеть»
«Как удачно ты использовала эти яркие цвета, у нас у всех сразу повысилось настроение»