СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей старших классов по теме: " Трудовое обучение и воспитание школьников в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с УО по истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО учителей 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей старших классов по теме: " Трудовое обучение и воспитание школьников в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с УО по истории.»

«Трудовое обучение и воспитание школьников в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с УО на уроках истории».

«Трудовое обучение и воспитание школьников в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с УО на уроках истории».

Введение Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Введение

  • Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
  • Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Обобщение опыта обучения истории умственно-отсталых детей   Актуальность проблемы обучения умственно отсталых детей основам истории. Систематический курс истории имеет не только познавательное значение для учащихся, но и большие коррекционные возможности. История должна способствовать развитию познавательных способностей учащихся: умению наблюдать и анализировать увиденное, делать правильные, логически обоснованные выводы и обобщения. На уроках истории учащиеся должны приобрести ряд ценных в общеобразовательном отношении умений и навыков: - умение получать знания из разных источников (окружающей действительности, опытов, карт, книг, различных средств наглядности), - умение делать некоторые макеты, коллекции; - фиксировать и обобщать свои наблюдения в устной и письменной форме.

Обобщение опыта обучения истории умственно-отсталых детей

  • Актуальность проблемы обучения умственно отсталых детей основам истории.
  • Систематический курс истории имеет не только познавательное значение для учащихся, но и большие коррекционные возможности. История должна способствовать развитию познавательных способностей учащихся: умению наблюдать и анализировать увиденное, делать правильные, логически обоснованные выводы и обобщения.
  • На уроках истории учащиеся должны приобрести ряд ценных в общеобразовательном отношении умений и навыков:
  • - умение получать знания из разных источников (окружающей действительности, опытов, карт, книг, различных средств наглядности),
  • - умение делать некоторые макеты, коллекции;
  • - фиксировать и обобщать свои наблюдения в устной и письменной форме.
На уроках истории решаются коррекционно-развивающие задачи: 1) Скоррегировать неверные исторические знания. 2) Развитие причинно-следственных связей. 3) Развитие психических функций (внимание, память, мышление). 4) Формирование устойчивого познавательного интереса. 5) Расширение кругозора детей. (организация исторических кружков, экскурсий, подготовка докладов и т.д.). 6) Обеспечение системной словарной работы. (усвоение новых терминов и понятий большого количества) 7) Обучение на основе установления тесных межпредметных связей (география, естествознание, чтение, математика).
  • На уроках истории решаются коррекционно-развивающие задачи:
  • 1) Скоррегировать неверные исторические знания.
  • 2) Развитие причинно-следственных связей.
  • 3) Развитие психических функций (внимание, память, мышление).
  • 4) Формирование устойчивого познавательного интереса.
  • 5) Расширение кругозора детей. (организация исторических кружков, экскурсий, подготовка докладов и т.д.).
  • 6) Обеспечение системной словарной работы. (усвоение новых терминов и понятий большого количества)
  • 7) Обучение на основе установления тесных межпредметных связей (география, естествознание, чтение, математика).
Обучение истории во вспомогательной школе способствует и нравственному воспитанию учащихся: прививает им глубокую любовь и преданность к своей Родине, своему народу, формирует отношение к труду. Уроки истории в школе для умственно отсталых детей направлены на реализацию ряда воспитательных задач: патриотическое, эстетическое, трудовое, экологическое, нравственное воспитание. Таким образом, коррекционная работа на уроках истории и во внеурочное время предусматривает эстетическое воспитание учащихся, которое осуществляется как в процессе обучения, так и в трудовых операциях и направлено на выработку норм общественного поведения, понимания отношений между людьми в обществе, их отношения к труду, к своим обязанностям.
  • Обучение истории во вспомогательной школе способствует и нравственному воспитанию учащихся: прививает им глубокую любовь и преданность к своей Родине, своему народу, формирует отношение к труду.
  • Уроки истории в школе для умственно отсталых детей направлены на реализацию ряда воспитательных задач: патриотическое, эстетическое, трудовое, экологическое, нравственное воспитание.
  • Таким образом, коррекционная работа на уроках истории и во внеурочное время предусматривает эстетическое воспитание учащихся, которое осуществляется как в процессе обучения, так и в трудовых операциях и направлено на выработку норм общественного поведения, понимания отношений между людьми в обществе, их отношения к труду, к своим обязанностям.
Программы по истории для умственно отсталых детей реализуется с 6 по 9 кл. В программе выделены основные практические работы, указаны межпредметные связи, сформулированы требования к ЗУН по годам обучения. В современной программе по истории основное внимание обращается на реализацию краеведческого принципа. Эта тема стала концентром всего курса истории (с целью наибольшей адаптации учащихся к месту проживания). Программа построена концентрически. В программе предусмотрено повторение материала. Программа по истории построена с учетом межпредметных связей и преемственности в обучении. Для обучения умственно-отсталых школьников используются общедидактические  принципы обучения : Принципы доступности и посильности обучения. Умственно отсталые дети медленнее и труднее усваивают все понятия, а особенно отвлеченные и научные. Предметные, наглядные, конкретные понятия более доступны таким детям и соответственно должны быть базой для обучения и посильного развития их интеллекта.
  • Программы по истории для умственно отсталых детей реализуется с 6 по 9 кл.
  • В программе выделены основные практические работы, указаны межпредметные связи, сформулированы требования к ЗУН по годам обучения. В современной программе по истории основное внимание обращается на реализацию краеведческого принципа. Эта тема стала концентром всего курса истории (с целью наибольшей адаптации учащихся к месту проживания). Программа построена концентрически. В программе предусмотрено повторение материала. Программа по истории построена с учетом межпредметных связей и преемственности в обучении.
  • Для обучения умственно-отсталых школьников используются общедидактические  принципы обучения :
  • Принципы доступности и посильности обучения. Умственно отсталые дети медленнее и труднее усваивают все понятия, а особенно отвлеченные и научные. Предметные, наглядные, конкретные понятия более доступны таким детям и соответственно должны быть базой для обучения и посильного развития их интеллекта.
Особое место на уроке занимает рассказ в обучении истории умственно отсталых детей. Интересность и содержательность исторического рассказа будит мысль  ребенка, развивает его воображение, прививает интерес к истории. Рассказ учителя истории всегда сопровождается различными наглядными пособиями и самостоятельными работами учеников. Прием «путешествие по карт е» способствует созданию игровых ситуаций, в результате которых формируются картографические представления о взаиморасположенных на карте объектах, осуществляется  коррекция ассоциативной памяти, пространственных представлений, наглядно-образного мышления. Для развития мышления обучающихся играют важную роль  исторические экскурсии , на которых ученики наблюдают процессы и явления в естественной обстановке, устанавливают взаимосвязи в событиях, собирают материал, который можно использовать на последующих уроках. Экскурсии знакомят учащихся с новыми для них объектами и явлениями, и благодаря им дети получают наиболее полные представления о исторических явлениях и процессах.
  • Особое место на уроке занимает рассказ в обучении истории умственно отсталых детей. Интересность и содержательность исторического рассказа будит мысль  ребенка, развивает его воображение, прививает интерес к истории. Рассказ учителя истории всегда сопровождается различными наглядными пособиями и самостоятельными работами учеников.
  • Прием «путешествие по карт е» способствует созданию игровых ситуаций, в результате которых формируются картографические представления о взаиморасположенных на карте объектах, осуществляется  коррекция ассоциативной памяти, пространственных представлений, наглядно-образного мышления.
  • Для развития мышления обучающихся играют важную роль  исторические экскурсии , на которых ученики наблюдают процессы и явления в естественной обстановке, устанавливают взаимосвязи в событиях, собирают материал, который можно использовать на последующих уроках. Экскурсии знакомят учащихся с новыми для них объектами и явлениями, и благодаря им дети получают наиболее полные представления о исторических явлениях и процессах.
  • Особое место на уроках истории в школе для умственно отсталых детей занимает  работа с учебником и тетрадью . Учебники по истории для вспомогательной школы написаны в соответствии с учебной программой для этих школ. Учебник служит главным учебным пособием для учащихся, важнейшим источником знаний. Большое значение в привитии интереса и любви к книге имеет обучение учащихся сознательному чтению, так как механическое чтение быстро им надоедает и вызывает нежелание работать с книгой. Дети должны понимать и представлять то, о чем они читают. При этом учитель использует в работе с учебным материалом основные методы: повторение и сравнение «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».
  • Словарная работа  требует от учителя большой методической подготовки и грамотности, правильного произношения. Специальные названия необходимо закреплять и на слух и зрительно, основное разъяснять детям, помогать осмысливать прочитанное, останавливать их внимание на наиболее трудно запоминающихся словах, выписывать эти слова на доску и в тетрадь, объяснять, почему именно так они пишутся.
  • Полезно приучать учеников находить в тексте ответы на такие вопросы учителя, как, например: Найдите и прочитайте, что сказано в статье о жизни и быте крестьянина?
На уроке истории в школе для умственно отсталых детей целесообразно использовать  методику работы над исторической картиной и иллюстрациями учебников . В работе с картиной у учащихся развиваются внимание, мышление, память, наблюдательность, создается более ясное представление об изучаемом объекте, обогащаются понятия и представления. Рисунки помогают учащимся усвоить помещенные в учебнике описания. Но для этого следует продумывать вопросы к каждому рисунку, а также следить за выполнением учениками заданий связанных с рисунками в учебнике. В этих заданиях предлагается сравнить рисунки, срисовать некоторые из них, найти что-либо. Работа с картой  коррегирует и развивает ориентировку в пространстве, при этом работаем над развитием речи, цветоразличения при усвоении условных цветов карты. Работа с контурными картами развивает у детей зрительную память и моторику.
  • На уроке истории в школе для умственно отсталых детей целесообразно использовать  методику работы над исторической картиной и иллюстрациями учебников . В работе с картиной у учащихся развиваются внимание, мышление, память, наблюдательность, создается более ясное представление об изучаемом объекте, обогащаются понятия и представления. Рисунки помогают учащимся усвоить помещенные в учебнике описания. Но для этого следует продумывать вопросы к каждому рисунку, а также следить за выполнением учениками заданий связанных с рисунками в учебнике. В этих заданиях предлагается сравнить рисунки, срисовать некоторые из них, найти что-либо.
  • Работа с картой  коррегирует и развивает ориентировку в пространстве, при этом работаем над развитием речи, цветоразличения при усвоении условных цветов карты. Работа с контурными картами развивает у детей зрительную память и моторику.
  • Исходя из этого, необходимо выделить и специальные подходы, принципы, положения, которые надо обязательно учитывать при организации урока по истории для детей с умственной отсталостью:
  • использование тематическо-блочных форм подачи материала (например, по Древней Греции - блок "Природа и окружающий мир грека", темы, которые в него входят: климат, география, население, представление об окружающем мире, мифы, легенды о героях и т. п.);
  • простота и доступность изложения;
  • широкое использование метода "хронологических параллелей" (иначе связь с жизнью) - сравнение с аналогичными процессами современной жизни, окружающей ребёнка;
  • применение ТСО, в том числе средств для мультиплицированного анимационного показа элементов учебного материала и т. п.;
  • организация различного вида совместных работ по одному тематическому блоку: творческих лабораторий, КВН, брифингов, поручений, конкурсов, "копилок знаний" и т.д.;
  • постоянный контроль, своевременная помощь в изучении материала, организация совместной работы детей;
  • планирование тематических, игровых пауз на уроке по одной из тем блока;
  • концентрический принцип изучения материала, двигаясь от общего к частному, а при закреплении и повторении - наоборот;
  • ограничение частного, второстепенного при изложении учебного материала и в работе с ним, больший упор на тенденции, причины, выводы и общие связи логических элементов материала между собой;
  • тщательный, многократный разбор исторических понятий, терминов;
  • ограниченное оперирование термино-понятийной базой;
  • использование неразвёрнутого плана ответа, обучение работы с ним, составлению его.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. История Отечества для обучающихся с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Таким образом, История Отечества является эффективным средством развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. История Отечества для обучающихся с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
  • Таким образом, История Отечества является эффективным средством развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.