СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на обучающем семинаре специалистов ППС на тему: "Введение жетонной системы поощрения при обучении детей с РАС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на обучающем семинаре специалистов ППС на тему: "Введение жетонной системы поощрения при обучении детей с РАС"»

Использование жетонной системы поощрения.

Сразу необходимо отметить, что введение жетонной системы поощрения требуется не всем детям. Но она очень хороша для повышения мотивации у детей к обучению. После того, как определен мотиватор для конкретного ребенка, т.е., тот предмет или то действие, за которое ребенок будет работать, можно вводить жетоны. В роли жетонов может все, что угодно: от жетонов с липучками классических, до просто нарисованных кружков, которые педагог будет зачеркивать. Но на этапе обучения лучше пользоваться классическими жетонами, это удобнее. Введение жетонной системы происходит в три этапа.

Первый этап.

Сначала педагог ничего не требует от ребенка. Просто собирает медленно жетоны, сам их приклеивает на планшетку. Ждет, когда ребенок обратит на них внимание и начет за ними заинтересованно следить. Как только это происходит, педагог собирает все 10 жетонов и достает коробку с призами для этого ребенка. Говорит: «Ты собрал все жетоны, получаешь приз» и дает ему подкрепление.

Второй этап.

Взрослый собирает 9 жетонов сам, одно место пустое. Дает в руку ребенку жетон и с помощью педагога приклеивает его на место. Говорит: «Ты собрал все жетоны, получаешь приз» и дает ему подкрепление.

Третий этап.

Опять педагог собирает 9 жетонов сам, одно место пустое. Теперь педагог просит ребенка выполнить простую инструкцию, которую он умеет делать. Ребенок выполняет задание и после это вместе с педагогом прикрепляет жетон на место. Опять звучит фраза: «Ты собрал все жетоны, получаешь приз» и получает подкрепление.

Затем так необходимо проделать несколько раз, до тех пор, пока ребенок самостоятельно научится приклеивать жетон. А дальше эта процедура повторяется, но изначально на планшетке будет приклеено уже 8 жетонов и ребенку надо будет заработать 2 жетона. И так далее. Так ребенок приучается работать за жетоны.

Чем хороша система жетонов. Педагогу не надо поощрять ребенка за каждую правильную реакцию, это произойдет после того, как он собрал все 10 жетонов. Ребенок приучается контролировать себя и выполнять необходимое количество заданий до поощрения. Снижается нежелательное поведение на занятиях, так как ребенку теперь легче учиться. Ведь он видит наглядно, когда он получит поощрение. Благодаря этому, продуктивность педагогического процесса увеличивается и обучение становится более интересным.

Хочется так же обратить внимание на очень важную деталь. Если педагог ввел успешно в работу с ребенком жестовую систему поощрения и использует ее на занятиях, очень важно помнить, что жетоны ни в коем случае нельзя использовать как метод наказания за провинность. Нельзя отбирать у ребенка уже заработанные им ранее жетоны за плохое поведение или по какой-то другой причине. То, что ребенок уже заработал – это неприкосновенно, это его заслуга. Можно сказать ему, что он не получит следующего жетона, если будет плохо себя вести или плохо работать на занятии. Но забирать заработанное нельзя! Это очень важно. В противном случае, ребенок просто перестанет доверять педагогу и откажется с ним работать дальше.

В завершение хочется сказать: нужно пробовать разные методы в своей работе с каждым конкретным ребенком. Педагог так же учится, как и его ученики, и он так же может ошибиться. Ошибки - это естественный спутник процесса обучения. Не стоит бояться ошибок в своей работе. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает!


Учитель-логопед Антонова Т.А.