СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете "Эффективный педагог:какой он?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете"Эффективный педагог: какой он?"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Эффективный педагог:какой он?"»

Эффективный педагог : какой он?

«Эффективный педагог», давайте попробуем выяснить, что скрывается за этим понятием. Заглянем в словарь Даля, что же значит слово «эффективность»? - «дающий эффект, действенный». В области педагогики под эффективностью подразумевается следующее: конкретность поставленной цели , умение её поставить и добиться её на практике.

Эффективный педагог – это специалист, имеющий значительные личные и профессиональные достижения, умеющий продуктивно использовать существующие средства обучения/воспитания (традиционные, нетрадиционные) или совершенствовать, создавать инновационные средства для достижения высоких результатов учащимися.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

И это правильно. От личных качеств учителя многое зависит.

Строгий или жестокий? Предвзятый или стремящийся вытянуть трудного ребенка на его истинный уровень?. Грань между строгостью и чрезмерной требовательностью крайне хрупкая, НО ВСЕ ЖЕ видимая. Главное – грамотный формат общения, а не знания и оценки.


Во многом успешность ученика зависит от эффективности учителя, которая включает в себя следующие критерии: достижения учителя (его квалификация), его мастерство (владение и умения использовать различные приемы и пед.технологии), результативность преподавания (достижения ученика). Сами ученики играют важную роль в обучении: активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками, они должны обладать желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета, а учитель обеспечивает возможность для обучения. Эффективный учитель – это в первую очередь компетентный учитель. Компетентному учителю помогают «три помощника учителя» - это голова, рука и сердце. Исследователи определили, что ежечасно учителя принимают до тридцати неординарных решений и делают это в присутствии класса, когда между учителем и учениками ежедневно происходит до 1500 взаимодействий. В свете этого обстоятельства Шульман пришел к заключению, что с подобной сложной ситуацией может столкнуться лишь врач в отделении неотложной помощи больницы во время или после стихийного бедствия. В таких сложных и неопределенных положениях способность принимать компетентные решения является столь же рискованным и трудным делом в педагогике, как и в любой другой сфере профессиональной деятельности.

Эффективный учитель добивается высокого качества работы благодаря своим положительным личностным качествам и мастерству. Эффективен тот учитель, который может развить у учащихся самостоятельное мышление, желание учиться лучше. Такой учитель убежден, что учиться могут все ученики, только некоторые из них учатся медленнее. Учитель обеспечивает достижение главной цели – воспитание свободной, творческой личности. «Что мы можем сделать, чтобы ребенок захотел учиться?» На мой взгляд, мы должны рассматривать наших учеников, наши учебные планы и методы преподавания с совершенно других позиций. Чтобы сделать из наших детей активных учеников, необходимо, в первую очередь, оценить их потребности и сформировать наши методы преподавания исходя из этих потребностей. Обращение к нуждам ученика вызовет многообещающий положительный отклик и даст ему больший стимул к учебе. Недостаточно сообщать детям информацию. Мы должны передать детям человечность; мы должны передать детям любовь; мы должны передать детям сопереживание; мы должны передать детям чувство; но более всего мы должны передать детям образ жизни. Мы должны научить жить детей в том мире, которого не знаем сами, то есть – в мире будущего.

История признала роль и сохранила память о многих великих педагогах. Имена Песталоцци, Корчака, Макаренко и Сухомлинского, наверняка, известны людям, даже очень далеким от системы образования. Великие были разными; взгляды их на организацию процесса обучения во многом отличались. Но нельзя не отметить и то общее, что их объединяло: бесконечная преданность своему делу и любовь к детям. Говоря современным языком, все Великие были эффективными учителями.

Каков он – эффективный учитель?

Уверенный в себе. Конечно, не в первый рабочий день. Но, даже в первый, нужно постараться не выдавать своего страха… Уверенный учитель сделает информацию захватывающей; забудет о подавлении или запугивании. Свое главенство подчеркнет с самого начала года; подтвердит – в течение.

Что касается отношений, вопреки мнению большинства, я – за дружбу и доверие, но – в разумных пределах. Устанавливать и контролировать их соблюдение – немаловажная задача, требующая кропотливой работы.

Уверенность – родная сестра авторитета; она заражает, привлекает внимание, подкрепленная знанием – вызывает восхищение.

Кстати, о знании. Оно не является раз и навсегда полученным: педагог должен не только отдаваться с душой процессу преподавания, но и испытывать настоящую страсть к самообразованию. Детям, особенно подросткам, свойственно «проверять на прочность» взрослых: изречение вроде «Ваш вопрос не имеет ни малейшего отношения к теме сегодняшнего урока» никоим образом ответом называться не может, даже если спрашивающий интересовался наличием жизни на Марсе.

Поверьте, не стоит бояться признать неготовность пояснить тот или иной момент сразу: все на свете знают только невежды. Более того, коварный вопрос может оказаться вовсе не провокационным: его задавший часто просто не понимает всей серьезности поднятой им проблемы. Для себя на случай такой ситуации выработала твердую формулу: «Все, что я не знаю сегодня, я буду знать завтра». Прибегала редко. При этом никакого подрыва веры в свои силы у учеников не заметила.

Эффективный преподаватель не опускает руки, если успех не достигается легко и быстро; не сдается, если класс не воспринимает новый материал ни с первого раза, ни со второго. Последовательность, настойчивость и терпение творит чудеса; любые дополнительные усилия преподавателя не оставят равнодушной аудиторию. Наоборот: простимулируют стремление как можно быстрее разрешить проблему.

Чувство юмора – важнейший инструмент учителя. Вовремя отпущенная шутка поможет снять напряжение, преодолеть назревающий конфликт, избежать выдворения учащегося за дверь. Но только в том случае, когда ведущий занятие действительно обладает этим чувством (реакция аудитории будет красноречивой); не забывает при этом о такте и мере.

Эффективный учитель должен уметь вовлечь учащегося в происходящее. Не обманывать ожидания. Не скрывать энтузиазма. Не допускать агрессии и потери контроля.

Оставаться кристально честным и справедливым в любой ситуации: дети – максималисты, они не прощают лжи.