«Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира
через технологию развития критического мышления».
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться и свободно ориентироваться в окружающей действительности в течение всей жизни.
Начальная школа занимает особое место в развитии ребенка. В жизнь ученика входит учебная деятельность, и она становится главной. Учителям начальных классов необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Цель учителя не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решал проблемы в любых ситуациях.
Чтобы их реализовать, необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные педагогические технологии. Одна из новых технологий, которая дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности – это технология развития критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Критическое мышление — навык, который помогает ребёнку понимать, для чего он учится, что и для чего он делает.
Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, реже – на уроках математики.
В чем же актуальность данной технологии? Я думаю, прежде всего в том, что «критическое мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то информацию, а критически ее осмысливать, оценивать, отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны научиться рассматривать их со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать определенные выводы. Все это ведет к развитию функциональной грамотности. В этом одна из причин актуальности данной технологии.
Структура урока при использовании технологии «Критическое мышление» построена на трёх стадиях: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Я остановлюсь на тех приёмах, которые заинтересовали меня, которые я уже использовала на уроках окружающего мира в 4 классе по теме «Жизнь пресного водоёма».
И сейчас, на примере данного урока, мне хотелось бы раскрыть содержание каждой стадии урока.
Для проверки домашнего задания я использовала приём РТКМ «Лови ошибку»
1этап Чтение текста.
-Я вам прочитаю текст, послушайте. Текст называется « На лугу». Это материал, который вы повторяли дома.
2 этап. Поиск ошибок.Работа в группе.
-Ваша задача, в этом тексте найти ошибки, которые допустил автор, подчеркнуть их, при ответе объяснить, с чем вы не согласны. (Дети читают текст и находят ошибки)
На лугу.
Луг – это участок земли, на котором растут травянистые растения. Все обитатели луга живут отдельно и не зависят друг от друга. Поэтому луг не является природным сообществом.
Крупные животные на лугу не живут – им негде прятаться. Зато очень разнообразны насекомые. На цветках – пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и кузнечиков. Насекомыми питаются жабы и ящерицы. Луговые птицы: перепел, коростель, трясогузки. Свои гнёзда луговые птицы устраивают на деревьях.
Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, лисички. В луговой почве много червей и, конечно же, почвенных бактерий.
На лугу можно рвать красивые букеты цветов, ловить красивых бабочек.
3 этап. Проверка по алгоритму
- Итак, какие ошибки вы нашли и подчеркнули. (Прочитайте и объясните, с чем вы не согласны).
- Давайте проверим, у вас должны быть подчеркнуты слова. (слова на слайде)
Первая стадия. Вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке
На этой стадии можно использовать приемы:
-Верные, неверные высказывания или «Верите ли вы»
-Кластер
-Лови ошибку
-Работа с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал»
Таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».
На данном этапе я использовала работу с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал»
После того, как дети вывели тему урока, было предложено поработать с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал»
Я знаю
-Запишите, что вы знаете о пресном водоеме в первую колонку. Каких животных вы знаете, растения, названия водоемов.
-Что вы записали.
Постановка учебной задачи. Хочу знать.
- А теперь запишите во вторую колонку, чтобы вы хотели узнать о пресных водоемах, т.е. поставить цели и задачи урока. (Узнать о животных и растениях водоемах, об их жизни и взаимосвязях).
Вторая стадия. Осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
На этом этапе можно использовать такие приёмы как:
-Инсерт
-"Рыбий скелет" или "Фишбоун"
-Работа с таблицами ЗХУ, концептуальная таблица
- «Толстые» и «тонкие» вопросы
Я использовала прием «Инсерт»итаблицуЗХУ.
Прием ИНСЕРТ - это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.
Как использовать прием "Инсерт" на уроках?
1. Обучающиеся читают новый текст, маркируя его специальными значками:
V – это мы знаем
+ - новое
-- думали иначе
?- не понял, хочу узнать лучше
Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
2.Заполняется таблица «Инсерт»
V | + | - | ? |
Знаем | Новое | Думал иначе | Не понял, есть вопросы |
| | | |
3. Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах.
На данном уроке мы делились на группы ученых
1 группа – Ботаники
2 группа - Энтомологи
3 группа - Зоологи
4 группа - Ихтиологи
5 группа - Орнитологи
6 группа - Экологи
V | + | - | ? |
Знали | Новое | Думал иначе | Не понял, есть вопросы |
Рогоз, камыш, тростник своими корнями прикрепляются ко дну. А стебли и листья этих растений поднимаются над водой. | Клопы – водомерки - это хищники, охотятся на комаров. Их длинные ножки покрыты жиром, и поэтому не тонут. | Рогоз и тростник – это одно растение, оказывается - разные растения. | Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или ведрах в безопасные места. |
Узнал
- Работая с таблицей«Знаю – Хочу знать – Узнал»запишите в третью колонку, что вы узнали о пресном водоеме.
- А самое главное, что вы узнали?( Водоем -это природное сообщество.)
-Что значит природное сообщество? (Это значит, что все живые существа между собой живут сообща).
Третья стадия. Рефлексия. Подведение итогов. Здесь основным является;
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к
изучаемому материалу.
На этой стадии можно использовать приемы:
-Эссе
-Синквейн
-Бортовой журнал
-Шесть шляп мышления
-Плюс, минус, интересно
Я использовала прием «Синквейн». Что такое синквейн?
Синквейн (это методический прием) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
-В конце урока я предложила составить синквейн по теме «Природное сообщество пресных вод». Эту работу можно выполнить коллективно, в группе, в парах и индивидуально. Мы работали коллективно.
1.Водоем
2.Пресный, естественный.
3.Украшает, питает, перевозит.
4. Берегите и охраняйте пресный водоем!
5. Сообщество.
Таким образом, использование на всех этапах урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и обучающихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.Работая по технологии «Критическое мышление», я убедилась, что обучающиеся реализуют свои потребности и возможности, учатся решать свои проблемы самостоятельно, А это предполагает развитие функциональной грамотности у обучающегося.
МБОУ «СОШ № 2 с.п.Горагорское» Надтеречного муниципального района Чеченской Республики
Выступление на районном семинаре
«Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира через технологию развития критического мышления».
2022г