СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном семинаре «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира через технологию развития критического мышления».

Нажмите, чтобы узнать подробности

районный семинар

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном семинаре «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира через технологию развития критического мышления».»

«Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира

через технологию развития критического мышления».

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться и свободно ориентироваться в окружающей действительности в течение всей жизни.

Начальная школа занимает особое место в развитии ребенка. В жизнь ученика входит учебная деятельность, и она становится главной. Учителям начальных классов необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Цель учителя не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решал проблемы в любых ситуациях.

Чтобы их реализовать, необходимо  использовать в своей деятельности новые приёмы и современные педагогические  технологии.  Одна из новых технологий, которая дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности – это технология развития критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Критическое мышление — навык, который помогает ребёнку понимать, для чего он учится, что и  для чего он делает.
Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.

Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, реже – на уроках математики.

В чем же актуальность данной технологии? Я думаю, прежде всего в том, что «критическое мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то информацию, а критически ее осмысливать, оценивать, отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны научиться рассматривать их со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать определенные выводы. Все это ведет к развитию функциональной грамотности. В этом одна из причин актуальности данной технологии.

Структура урока при использовании технологии «Критическое мышление» построена на трёх стадиях: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые заинтересовали меня, которые я уже использовала на уроках окружающего мира в 4 классе по теме «Жизнь пресного водоёма».

И сейчас, на примере данного урока, мне хотелось бы раскрыть содержание каждой стадии урока.

Для проверки домашнего задания я использовала приём РТКМ «Лови ошибку»

1этап Чтение текста.

-Я вам прочитаю текст, послушайте. Текст называется « На лугу». Это материал, который вы повторяли дома.

2 этап. Поиск ошибок.Работа в группе.

-Ваша задача, в этом тексте найти ошибки, которые допустил автор, подчеркнуть их, при ответе объяснить, с чем вы не согласны. (Дети читают текст и находят ошибки)

На лугу.

Луг – это участок земли, на котором растут травянистые растения. Все обитатели луга живут отдельно и не зависят друг от друга. Поэтому луг не является природным сообществом.

Крупные животные на лугу не живут – им негде прятаться. Зато очень разнообразны насекомые. На цветках – пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и кузнечиков. Насекомыми питаются жабы и ящерицы. Луговые птицы: перепел, коростель, трясогузки. Свои гнёзда луговые птицы устраивают на деревьях.

Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, лисички. В луговой почве много червей и, конечно же, почвенных бактерий.

На лугу можно рвать красивые букеты цветов, ловить красивых бабочек.

3 этап. Проверка по алгоритму

- Итак, какие ошибки вы нашли и подчеркнули. (Прочитайте и объясните, с чем вы не согласны).

- Давайте проверим, у вас должны быть подчеркнуты слова. (слова на слайде)

Первая стадия. Вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке

На этой стадии можно использовать приемы:

-Верные, неверные высказывания или «Верите ли вы»

-Кластер

-Лови ошибку

-Работа с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

На данном этапе я использовала работу с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал»

После того, как дети вывели тему урока, было предложено поработать с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Я знаю

-Запишите, что вы знаете о пресном водоеме в первую колонку. Каких животных вы знаете, растения, названия водоемов.

-Что вы записали.

Постановка учебной задачи. Хочу знать.

- А теперь запишите во вторую колонку, чтобы вы хотели узнать о пресных водоемах, т.е. поставить цели и задачи урока. (Узнать о животных и растениях водоемах, об их жизни и взаимосвязях).

Вторая стадия. Осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

На этом этапе можно использовать такие приёмы как:

-Инсерт

-"Рыбий скелет" или "Фишбоун"

-Работа с таблицами ЗХУ, концептуальная таблица

- «Толстые» и «тонкие» вопросы

Я использовала прием «Инсерт»итаблицуЗХУ.

Прием ИНСЕРТ - это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием "Инсерт" на уроках?

1. Обучающиеся читают новый текст, маркируя его специальными значками:

V – это мы знаем

+ - новое

-- думали иначе

?- не понял, хочу узнать лучше

Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2.Заполняется таблица «Инсерт»

V

+

-

?

Знаем

Новое

Думал иначе

Не понял, есть вопросы





3. Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах.

На данном уроке мы делились на группы ученых

1 группа – Ботаники

2 группа - Энтомологи

3 группа - Зоологи

4 группа - Ихтиологи

5 группа - Орнитологи

6 группа - Экологи

V

+

-

?

Знали

Новое

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

Рогоз, камыш, тростник своими корнями прикрепляются ко дну. А стебли и листья этих растений поднимаются над водой.

Клопы – водомерки - это хищники, охотятся на комаров. Их длинные ножки покрыты жиром, и поэтому не тонут.

Рогоз и тростник – это одно растение, оказывается - разные растения.

Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или ведрах в безопасные места.

Узнал

- Работая с таблицей«Знаю – Хочу знать – Узнал»запишите в третью колонку, что вы узнали о пресном водоеме.

- А самое главное, что вы узнали?( Водоем -это природное сообщество.)

-Что значит природное сообщество? (Это значит, что все живые существа между собой живут сообща).

Третья стадия. Рефлексия. Подведение итогов. Здесь основным является;

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- усвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к

изучаемому материалу.

На этой стадии можно использовать приемы:

-Эссе

-Синквейн

-Бортовой журнал

-Шесть шляп мышления

-Плюс, минус, интересно

Я использовала прием «Синквейн». Что такое синквейн?

Синквейн (это методический прием) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

-В конце урока я предложила составить синквейн по теме «Природное сообщество пресных вод». Эту работу можно выполнить коллективно, в группе, в парах и индивидуально. Мы работали коллективно.

1.Водоем

2.Пресный, естественный.

3.Украшает, питает, перевозит.

4. Берегите и охраняйте пресный водоем!

5. Сообщество.

Таким образом, использование на всех этапах урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и обучающихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией,  методами организации учения самообразования.Работая по технологии «Критическое мышление», я убедилась, что обучающиеся реализуют свои потребности и возможности, учатся решать свои проблемы самостоятельно, А это предполагает развитие функциональной грамотности у обучающегося.



МБОУ «СОШ № 2 с.п.Горагорское» Надтеречного муниципального района Чеченской Республики

Выступление на районном семинаре

«Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира через технологию развития критического мышления».











2022г