СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Особенности применения нейропсихологического подхода в коррекции речи детей, имеющих дизартрические нарушения»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Особенности применения нейропсихологического подхода в коррекции речи детей, имеющих дизартрические нарушения»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Особенности применения нейропсихологического подхода в коррекции речи детей, имеющих дизартрические нарушения»»

Шепилева Екатерина Владимировна,

учитель-логопед ОГКУСО СРЦН «Рябинка»

в с.Труслейка Инзенского района Ульяновской области



Выступление на семинаре «Особенности применения нейропсихологического подхода в коррекции речи детей, имеющих дизартрические нарушения»



Вопросом развития речи детей, имеющих дизартрические нарушения, в настоящее время посвящено, немало статьей, исследований, научных работ. Действительно тема очень актуальная уже потому, что страдающие дизартрическими нарушениями дети имеют своеобразие в речевой деятельности и крайнюю необходимость в коррекции и развитии речевых функций. Следует подчеркнуть, что при дизартрии страдают практически все стороны речи ребенка. Наиболее яркими маркерами, если так можно сказать, наличия у маленького человека дизартрического нарушения, являются смазанная и нечеткая дикция ребенка, его невнятная речь, имеющиеся нарушения звукопроизношения и, что важно - голосообразования, неверное интонационное изменение по контексту высказывания, особо важно отметить и наличие темпо-ритмических, артикуляционно - фонетических и просодических нарушений. 

Другими словами, дизартрические нарушения – это нарушения произносительной стороны речи ребенка. А, как известно, в основе нарушений произношения лежат причины органического характера, в частности, - недостаточная иннервация речевого и артикуляционного аппарата ребенка.

Совершенно точное и полное определение дизартрии предлагает в своей работе Л.В. Лопатина, Она говорит, что «….дизартрия - речевая патология, которая проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга…» [Лопатина, с.17].

Речевая деятельность, с точки зрения А.Р. Лурия, являет собой пример слаженной и последовательной работы высших психических функций. В речевой активности задействованы практически всех высшие психические функции подрастающего человека – память, мышление, внимание, воображение. И развитие когнитивной сферы ребенка считается основой развития речи, как высшей психической функции. А наиболее благоприятным периодом для формирования правильной, без нарушений, речевой активности, является период дошкольного детства [Лурия].

Так, А.В. Семенович в своих исследованиях ярко подчеркивает, что невозможность развития и разнообразные нарушения высших психических функций (или процессов когнитивной сферы: памяти, внимания, мышления и др.) имеет в своей основе нарушения функционирования мозговых центров и отделов. Ярким примером проявления такого нарушения можно считать нарушения темпо-ритмической стороны речи ребенка, а именно заикание, имеющее в основе физиологические причины.

При этом, многие авторы, психологи, дефектологи и логопеды (Л.С. Выгосткий, А.В. Семенович, А.Р. Лурия, Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева и другие) едины во мнении, что дошкольный возраст – это период самый благоприятный для коррекции и развития речи, во всех возрастных периодах жизни человека. Ребенок дошкольного возраста наиболее сензитивен и открыт процессам развития и при необходимости коррекционного вмешательства.

Главную идею, высказываемую авторами, можно сформулировать так « любому ребенку, имеющему дизартрические нарушения можно и нужно помочь, главное, подобрать индивидуальные направления коррекционно-развивающей работы в каждом конкретном речевом нарушении». Другими словами, мы считаем, что в процессе коррекционно-развивающей работы необходимо обучать ребенка не только звукопроизношению, но и главным образом определенным благоприятным способом «заставить» мозговые структуры и отделы в нужном направлении.

И таким, особым инструментом помощи, на наш взгляд является метод нейропсихологического подхода. Коррекционно-развивающая деятельность по развитию речи детей с дизартрическими нарушениями, основанная на применении нейропсихологического подхода позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, проводить коррекционно-логопедическое обучение на полисенсорной основе.

Нейропсихологический подход в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими дизартрические нарушения, предполагает применение упражнений, направленных на формирование или укрепление (если уже есть) межполушарных связей у ребенка, развитие глазодвигательных действий, укрепление общей моторки тела, а также развитие тонкой моторики кистей рук ребенка, умении пользоваться своим телом во всем многообразии артикуляционной моторики.

Метод нейропсихологического подхода, или его еще называют – метод замещающего онтогенеза, данное название было предложено А. В. Семенович, позволяет постепенно, так сказать мягко, восстанавливать нарушенные у детей- дизартриков высшие психические и речевые функции, выводить их на онтогенетический уровень развития, соответствующий возрастной норме. Данный метод включает такие упражнения как всевозможные растяжки, дыхательную гимнастику, широкий комплекс артикуляционных упражнений, глазодвигательные упражнения; пальчиковые игры, а такжеперекрёстные движения, и особе значение имеют обучение применению релаксационных упражнений.

Е. Д. Хомской правильно утверждает, что занятия нейропсихологическими упражнения позволяет ребенку начать чувствовать свое тело, что способствует открытию новых перспектив развития всех функций, в том числе когнитивной сферы и, что крайне важно для детей с дизартрией – речи [Хомская].

При этом, особым достоинством применения нейропсихологического подхода является то, что для выполнения упражнений не требуются особой подготовки со стороны ребенка и специально организованной обстановки, то есть ребенок может их выполнять как в детском дошкольном учреждении с логопедом, воспитателем, так и дома самостоятельно под наблюдением родителей или лиц их замещающих.

Таким образом, опыт использования нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей деятельности по преодолению дизартрических нарушений у детей дошкольного возраста является положительным. Следует еще сказать и о таком влиянии нейропсихологчиского подхода на личность ребенка, как снятии повышенной тревожности, формировании положительной адекватной самооценки и уверенности в себе.



Литература

  1. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза". - М., 2007.

  2. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста сминимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/ Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005.

  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  4. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005