СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре – практикуме: «Роль развивающих игр с применением ИКТ в образовательной деятельности учителя - логопед

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре, роль развивающих игр

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре – практикуме: «Роль развивающих игр с применением ИКТ в образовательной деятельности учителя - логопед»

Выступление на семинаре – практикуме: «Роль развивающих игр с применением ИКТ в образовательной деятельности учителя - логопед

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды не должны оставаться в стороне.

Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, имеющих различную этиологию. В последние годы отмечается увеличение числа детей с проблемами речевого развития. У дошкольников, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести, выявляется недостаточное понимание, различение и использование  грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема и качество словаря; имеют место определенные сложности при постановке звуков и их автоматизации, а также сложности, связанные с нарушением фонематического слуха. Как правило, затруднения носят очень стойкий характер.

Возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется  синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи. В связи с этим возникает необходимость поиска новых наиболее действенных путей воспитания и обучения детей, которые позволяли бы наряду с традиционными методами коррекции добиваться положительного результата. ИК технологии позволяют создать систему приемов компьютерно-опосредованного логопедического и психологического воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса.

Детям интересно все, что связано с компьютером. Таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедических занятиях.Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в учебный процесс детей с ОВЗ.

При формировании личностных предпосылок УУД компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях:

v  делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно;

v  делать то, чего не делали раньше;

v  по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Компьютерные задания-игры развивающего и обучающего характера повышают познавательный интерес, уровень учебной мотивации у дошкольников и  результативность педагогического воздействия. Интегрирование обычного занятия с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Интерактивные возможности ИКТ, положительная мотивация и непроизвольное внимание детей позволяют повысить инициативность каждого ребенка на занятии.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, позволяют оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию дошкольников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.

 

   Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ   требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня   наполняю новым содержанием

1.  Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

2. Принцип научности предполагает помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют своему содержанию принципу научности. Поэтому  стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

3.  Принцип доступности.  Отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип  наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

6. Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

7. Принцип объективной оценки результатов деятельности. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

8. Принцип воспитывающего обучения. Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.

9. Принцип интерактивности компьютерных средств. Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.

1.ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; 
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Как всякая творческая деятельность игра с использованием ИКТ, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже своим процессом. Она способствует созданию положительного эмоционального фона, ведущего к сто процентному коррекционному эффекту от образовательной деятельности учителя-логопеда. Игра с использованием ИКТ способствует выполнению таких дидактических принципов, как переход от простого к сложному, системность при изучении дидактического материала, а так же учитывает ведущую деятельность дошкольника – игру.

   Для того, чтобы компьютер стал союзником в воспитании и развитии ребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:

  • Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня.

  • Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.

  • После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

Если вы хотите максимально с пользой для ребенка изучать компьютер, то следует запомнить 5 правил:

  • Компьютер лучше поставить в углу или, чтобы задняя поверхность компьютера была повернута к стене.

  • В комнате, где расположен компьютер, рекомендуется ежедневная влажная уборка.

  • Мебель должна соответствовать возрасту ребенка. Стул лучше выбрать со спинкой. Монитор должен быть на расстоянии около 25-30 см от глаз ребенка.

Так же ребенка нужно научить делать простую гимнастику для глаз, это очень важно для детского зрения.

Гимнастика для глаз выполняется достаточно просто:

  • Плавно закрыть, потом плавно и широко открыть их. Повторить такие движения несколько раз.

  • Посмотреть на предмет, который рядом, потом посмотреть на предмет, который очень далеко. Так смотреть несколько раз.

  • Голова не поворачивается, только глазами смотрим вокруг в одну сторону, потом в обратную сторону. Повторить так где-то несколько раз.

Обобщив свою работу по данной тематике, издала статьи в сборниках:

1)   ИКТ в работе учителя – логопеда (международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование» сборник статей, часть 1, Красноярск декабрь 2017г);

2)   ИКТ в дошкольном образовании (сборник материалов 17 Международной научно – практической конференции «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет – технологии», часть 1, Воронеж декабрь 2018г).