Выступление на методическом объединении классных руководителей
МБОУ СОШ № 12 станицы Незлобной
Тема: «Основные направления работы классного руководителя по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся»
Папченко И.С
Свое выступление мне хотелось бы начать со слов политического публициста начала XX века Михаила Меньшикова
«Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм»
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Понятие патриотизма включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Классный руководитель традиционно является важным звеном между учеником, педагогами и родителями. В условиях реализации новых образовательных стандартов роль классного руководителя - роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе.
Приоритетным направлением в воспитательной работе классного руководителя является духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Важно также отметить, что в настоящее время воспитание патриотизма выдвигается Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования.
Патриотическое воспитание включает следующие направления:
1. Духовно-нравственное направление:
формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2. Культурно-историческое направление, предполагающее:
воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
развитие реально действующего школьного самоуправления.
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В своей деятельности в качестве классного руководителя, а также учителя истории вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно. Стараюсь привлечь ребят к активному участию в школьных и классных мероприятиях, муниципальных конкурсах и конференциях. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. На протяжении нескольких лет наша школа является призером и участницей муниципального слета Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», а этом году планируем также выступить с ученицей 11 класса. В прошлому году ученики 7 «Г» класса приняли активное участие в XVII-й городской научно-практической конференции старшеклассников «Город: шаг за шагом» по теме «Никто не забыт, ничто не забыто!». В этом году участие нашей школы также запланировано. В прошлом году ученики 10 класса стали победителями в интеллектуальной игре «Знай о выборах», посвященной Дню молодого избирателя в Георгиевском городском округе. Воспитание патриотизма осуществляется через мероприятия, которые традиционно проводятся в нашей школе: это классные часы, посвященные памятным датам, таким как:
День воинской славы России. Битва за Кавказ
День народного единства
День неизвестного солдата
Международный день прав человека
День Конституции РФ
День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.)
Международный День памяти жертв Холокоста
Уроки мужества, которые проводятся учителями истории в рамках поддержки нашей армии в ходе Специальной военной операции, школьные линейки, а также изучение родного края (экскурсии в музеи, туристические поездки, изучение истории родного края, благоустройство территории школы и др.) и конечно же поднятие флага и пение гимна в начале и в конце рабочей недели.
Хочется отметить Смотр- конкурс «Строя и Песни», который традиционно проводится в нашей школе накануне празднования Дня Победы, и особо полюбился ученикам.
Одним из способов формирования и развития патриотизма является музейная деятельность. Музей является составляющей частью в воспитательной работе по формированию и развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся. Наш школьный музей только на стадии своего формирования, поэтому дальнейшее вовлечение учеников в работу школьного музея планируется обязательно.
Все мероприятия и акции, проводимые в течение учебного года, рассчитаны на привлечение и активную деятельность самих школьников к работе по сохранению и приумножению ценностей, накопленных предыдущими поколениями людей, развитие их инициативы и творчества, социализацию учащихся, подготовку их к жизни в условиях обновляемой России.
Цель каждого проведенного мероприятия – пробудить в ребёнке чувство милосердия, гуманизма, стремления к красоте, активное участие в общем деле, формирование чувства ответственности, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Говоря о патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея средств. Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей трудовой и семейной жизни.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Я уже отмечала, что патриотическое воспитание учащихся класса – это систематическая и целенаправленная деятельность. Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
В заключение хочется сказать, что только патриотическое и в целом духовно-нравственное воспитание детей, только правильно поставленная работа с обучающимися окажет глубокое влияние на их сознание и мировосприятие, научит ценить дружбу, вызовет чувство обеспокоенности за судьбу близкого человека, заставит трепетно относиться к старшему поколению, к своей Родине.
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами В.В Путина «От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя». Спасибо за внимание!