СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО учителей предметников «Экологическое воспитание учащихся с ОВЗ на уроках чтения и письма»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание.Природа может сама выступить своей за­щитницей, пробуждая в человеке добрые чувства. Для этого нужно, чтобы человек понял и оценил ее красоту. Помочь человеку, особенно юному, увидеть красоту мира, грани бытия, о ко­торых он не подозревал, помогут искусство, ли­тература. При изучении произведений дети получают различные задания: не только описательного характера, но и требующие задуматься, поразмыслить, высказать своё отношение к прочитанному, оценить поведение героя, его нравственные качества, ответить на вопрос, как бы они проявили себя в той или иной ситуации.Добрые, нежные чувства пробуждает у детей поэзия. Пейзажная лирика – обращение к душе человека с призывом увидеть красоту природы, проникнуться духом доброжелательства. В программе коррекционной школы по чтению очень много таких произведений.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО учителей предметников «Экологическое воспитание учащихся с ОВЗ на уроках чтения и письма»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

_________________________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02






Доклад

«Экологическое воспитание

учащихся с ОВЗ

на уроках чтения и письма».











Выполнила

Учитель Алфимова Т.В.














26.03.2018 г

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа,

В ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык…

Ф. И. Тютчев.


От отношения человека к природе зависит богатство его духовного мира. Беден мир чувств человека, который не способен сопереживать живому, который не видит, не чувствует красоты и радости общения с природой. Плохо будет человеку, если потеряется эта связь. А истоки этой связи начинаются с детской литературы, с уроков чтения.

С детства нужно воспитывать чувство природы, в котором сконцентрировано чувство Родины и чувство ответственности за её судьбу. Ведь Родина- это, прежде всего, тот уголок, где мы родились, где выросли.

Экологическая культура приобретает все большую значимость в современном мире, т. к. одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего существова­ния, — проблема экологическая.

Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. Экологическому образованию в последнее время уделяется достаточно много внимания: разработаны програм­мы, существуют учебники, учебные пособия.

Цель – рассказать «о задачах восстановления плодородия российских почв и лесе, об опас­ностях недостаточно контролируемой атомной энергетики, захоронения радиоактивных отхо­дов, использования отработанного ядерного топлива, накопления и уничтожения химическо­го и иного оружия, качественных изменений ги­дросферы и атмосферы». Но одного экологи­ческого образования недостаточно: часто люди, владеющие экологическими знания­ми, ради выгоды или из-за равнодушия на­носят вред природе.

Система абсолютного табу не годится. Необходимы не только знания, но нравственные принципы, налагающие запреты на опасные для человека способы экспериментирования с при­родой. Нужно преодолеть отчуждение друг от друга двух культур — гуманитарной и ес­тественнонаучной.

По признанию ученых (Н. Моисеев, В. Степин, А. Самсонов), главная причина экологичес­кого кризиса — кризис духовный: «У человечества есть шанс найти выход из глобальных кризисов, но для этого придется пройти че­рез эпоху духовной реформации и выработ­ки новой системы базисных ценностей». Экология вынуждена «обращаться к облас­ти, в которой нравственное чувство сущест­вует и формируется — внутренний мир чело­века».

Природа может сама выступить своей за­щитницей, пробуждая в человеке добрые чувства. Для этого нужно, чтобы человек понял и оценил ее красоту. Помочь человеку, особенно юному, увидеть красоту мира, грани бытия, о ко­торых он не подозревал, помогут искусство, ли­тература. Необходимо соединение разума и чувств, знаний и эмоций.

Своеобразный культурно-генетический код российской цивилизации отразился в отноше­ниях человека к природе и литературе о приро­де, правильнее — о человеке и природе, а точ­нее — о человеке в природе. Об осознании род­ства со всем живым свидетельствует вся русская культура. Народные традиции бережно­го, уважительного отношения не только к живот­ному, но и к растительному миру восходят к фольклору: человек не отделяет себя от приро­ды и уж, конечно, не ставит себя над ней. Доста­точно вспомнить колыбельные песни, послови­цы, сказки (особенно о животных), календарно-обрядовые песни, былины. Природа платит человеку добром за добро. Природа и человек — в нерасторжимой связи.

Исходя из сказанного, цели и задачи наших уроков можно сформулировать следующим образом:

- учить детей воспринимать природу как символ родной земли, воспитывать любовь к окружающей нас природе,

- способствовать пониманию ребятами красоты природы, умению видеть взаимосвязь человека с природой,

-содействовать воспитанию в детях действенного гуманизма, учить охранять всё живое, помогать ему,

- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает,

- развивать наблюдательность детей, воспитывать эстетическое восприятие природы.

Считается, что суть русской духовности воплощена в русской литературе XIX века. Именно в этой литературе духовный мир человека раскрывается наиболее полно в соприкосновении с природой, произведения учат ребёнка действенному гуманизму. Можно привести ряд произведений для подтверждения этой мысли: Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая шейка», «Приёмыш», а также многие произведения 20в.: К. Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», В.Бочарников: «На лесном привале», В Чаплина «Лесная кормушка», А Куприн «Белый пудель», И Тургенев «Воробей», Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны», Ю. Яковлев «Багульник» и другие. Все эти произведения объединяет мысль «спеши делать добро, помоги братьям нашим меньшим».

При изучении произведений дети получают различные задания: не только описательного характера, но и требующие задуматься, поразмыслить, высказать своё отношение к прочитанному, оценить поведение героя, его нравственные качества, ответить на вопрос, как бы они проявили себя в той или иной ситуации.

Часто урок превращается в диспут, в котором принимают участие практически все ребята.

Добрые, нежные чувства пробуждает у детей поэзия. Пейзажная лирика – обращение к душе человека с призывом увидеть красоту природы, проникнуться духом доброжелательства. В программе коррекционной школы по чтению очень много таких произведений. Редко кого оставят равнодушными прекрасные строки А.С. Пушкина в стихотворениях «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», или «Уж небо осенью дышало», или Лермонтов «Родина», «Парус», И Никитин «Русь»:

Под большим шатром голубых небес-

Вижу- даль степей зеленеется…

«Утро на берегу озера»:

Окаймлённое кустами молодых ракит,

Разноцветными огнями озеро блестит.

Ф И Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…», «Ещё земли печален вид, А воды уж весной шумят…», С. Есенин: «Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает сто звоном сосняка…», или «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…», И Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном прошумел по стройным клёнам…» и другие произведения. Все они капля за каплей проникают в душу ребёнка и приучают его всматриваться, вдумываться и любить природу.

При чтении ребятам предлагается передать различные чувства поэта: любовь, восхищение, радость, грусть; определить, какое стихотворение по тону: спокойное или взволнованное. Чтобы дети ярче представили прочитанное, мы часто используем метод устного рисования. Дети очень любят этот вид работы. И, конечно же, глубже понять произведение помогает работа с образными средствами языка: эпитетами, метафорами, олицетворением. Тогда природа «очеловечивается» и вызывает у детей больше эмоций.

Следует обратить особое внимание на при­общение школьников к творчеству К.Г. Паустов­ского и М.М. Пришвина. При всем своеобразии творчества их объединяет любовь к родной зем­ле, стремление пробудить в читателях желание понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном. Пришвин и своими рассказами-миниатюрами, и повес­тью «Кладовая солнца» развивает в детях на­блюдательность, интерес к жизни природы. На­деляя животных и растения качествами, прису­щими человеку, одушевляя их, писатель тем самым приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы.

К.Г. Паустовский убежден, что нравст­венные основы лич­ности человека (не­зависимо от возрас­та) определяются его взаимоотноше­ниями с миром при­роды: животными и даже растениями.

О XX веке говорят, что он «болен бесчувствием». Этот нравственный недуг проявляется не только в отношениях к людям, но и в отношениях к природе, прежде всего к живот­ным. Ему подвержены в большой мере и дети.

Проблема нравственного формирования личности в литературе 60-х — 80-х го­дов, входящей в круг чтения детей и подростков, занимает ведущее место, и природа рассматри­вается как одно из важнейших средств воспита­ния гуманизма.

В литературе этого периода просматривают­ся два аспекта темы: сохранение народных тра­диций в утверждении единства человека и при­роды и снижение духовного начала, нарастание потребительства, ведущего к хищничеству. Часто оба ас­пекта присутствуют в одном произведении, спо­собствуя созданию более полной жизненной картины.

В. Астафьев в своём рассказе «Белогрудка» напоминает о народной заповеди: «не навреди живому». Вы, наверное, помните этот рассказ - о том, как ребята ради забавы забрали из гнезда куницы детёнышей, и как те потом погибли: одного съела собака, других, поленившись отнести в гнездо, они бросили в овраге, и их съела лиса. Этот рассказ очень нравится ребятам, они от всей души сочувствуют Белогрудке, оправдывают её, когда она мстит людям. Но все эти чувства сиюминутны, к сожалению. Все мы не раз убеждались, насколько дети жестоки по свое природе. Охваченные единым порывом, они вполне искренне будут сочувствовать животным, осуждать жестокость и равнодушие людей на уроке, а в жизни заставляют ребят задуматься об отношении к животным и такие произведения, как « Дачники» Э. Асадова:

Что ж, поиграли – и с глаз долой!

Кончилось лето, и кончились чувства.

Бездумно меняться вот так душой-

Непостижимейшее искусство!

Большую озабоченность вызывают сами подростки, их будущность. И упрёк не столько самим подросткам, сколько взрослым: при попустительстве, равнодушии, а иногда и одобрении формируется у ребят бездушное отношение к животным. Возьмём рассказы из сборника В. Астафьева «Затеси». В рассказе «Хвостик» маленький ребёнок заливается от смеха, что же он увидел? Мёртвого суслика, которого весёлые гуляки засунули в консервную банку. Каким он вырастет, этот ребёнок? Рассказ из этого же сборника «Костёр на берегу речки». Таксист называет чокнутыми людей, убирающих мусор возле рощи: «Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь? Идиоты!» И совсем печален рассказ «И милосердия…», в котором руками маленькой девочки убивались голуби, и её отец не видел в этом ничего предосудительного. Астафьев утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен и жесток и к человеку… А С. Михалков в своём стихотворении призывает: «Будь Человеком, человек ты на земле своей!»

... Трудно даже предугадать, что потеряем мы, если первозданной природы не станет...

... Тысячи лет пели для нас птицы — не на­прасно же? Тысячи лет радовали и удивляли нас звери, деревья, закаты. Только вслушайтесь в народные выражения: «душой отдохнули в ле­су», «набраться в лесу новых сил», «заново ро­диться, гуляя по лесу». Несчастный ребёнок, ко­торый не сидел у костра, не падал в крапиву, не нюхал клевера — ему и вспомнить будет нечего!

Природа — часть детства, в котором, как из­вестно, закладывается наше взрослое будущее.

Любовь к природе заложена в каждом ребён­ке. И если пестики и тычинки, описанные ботани­ком, далеко не всегда будят это чувство, то рас­сказы писателей - «природников» обращаются к сердцу и часто его пробуждают. В. Бианки писал: «... Пусть сама природа не мыслит — она нас наталкивает на размышления...».

«Приведём в порядок шар земной» — хочется закончить словами Н. Сладкова: «Космонавты говорят, что Земля, если по­смотреть на неё из космоса, не такая уж и боль­шая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь. И нигде её, может быть, больше нет.

А мы её часто не бережём...

Мы уничтожаем вокруг себя первозданную красоту. А ведь никакие произведения искусст­ва не заменят картины дикой природы!...»

На своих уроках мы учим любить и беречь свою планету так, как любил её герой сказки А. де Сент- Экзюпери - Маленький Принц и помнить: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.