СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по исследовательскому проекту "Краски природы. Отчего цветы разного цвета?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это выступление является дополнением к исследовательскому проекту "Краски природы. Отчего цветы разного цвета?".

Просмотр содержимого документа
«Выступление по исследовательскому проекту "Краски природы. Отчего цветы разного цвета?"»

СЛАЙД 1. Здравствуйте, уважаемые организаторы, участники и гости конференции. Разрешите представиться – Миронова Кира и Ушкалова Софья. Хотим представить Вашему вниманию нашу исследовательскую работу.



Поводом нашего исследования явилось отсутствие ответа на, казалось бы, очень простой вопрос, который задал учитель – «Отчего все цветы разного цвета?» Нас тоже заинтересовал этот вопрос.



Мы считаем, что данная работа актуальна, так как мало кто задумывается об окружающем нас мире растений, о его особенностях и значении для существования жизни на земле. Человеку надо заботиться, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.



СЛАЙД 2. Тема нашей работы «Отчего цветы разного цвета?».



СЛАЙД 3. Цель исследования – выяснить, почему цветы разноцветные? Для этого были поставлены следующие задачи:

  • узнать историю появления цветов на планете.

  • Изучить научную литературу и выяснить, почему цветы имеют разную окраску.

  • Провести опыты.

  • Поделиться информацией с одноклассниками.

СЛАЙД 4. Гипотеза: мы считаем, что окраска цветков не случайна и зависит от их внутреннего строения.

Практическая значимость работы заключается в информировании младших школьников о роли окраски цветов в природе, их уникальности и необходимости в их охране.

СЛАЙД 5. Для того, чтобы ещё раз убедиться в актуальности данной работы и проверить информированность по данному вопросу, мы провели опрос среди одноклассников – это ученики 1-го и 2-го классов.

Всего участвовало 42 человека, и все они отвечали на вопрос Клик

  • «Отчего все цветы разного цвета?». Клик

  • Также были заданы вопросы «Зачем цветкам нужна окраска?» и «Нужны ли цветы природе?»



СЛАЙД 6. Проанализировав ответы на все вопросы, мы выяснили, что 90 % одноклассников не знают ответ на вопрос «Почему цветы разного цвета?», 71 % учеников не знают ответ на вопрос «Зачем цветам нужна окраска?». Хотя все сошлись во мнении, что цветы нужны в природе.

По результатам опроса мы составили таблицу. (Приложение)

СЛАЙД 7. Следующим нашим шагом стало изучение научной литературы, чтобы узнать историю появления цветов на планете.

Клик Мы узнали, что первые цветки у растений появились ещё 240 миллионов лет назад, были схожи друг с другом по цвету, и опылялись те цветы жуками (пчёлы и бабочки появились гораздо позже).


Наступил момент, когда растения были вынуждены вступить в борьбу за опыляющих их жуков. Для успеха в этой борьбе цветам нужно было изменять свой внешний вид и окраску.


Кроме того, цветковые растения уменьшились в размерах по сравнению с деревьями. Клик Им пришлось привлекать к себе высоко летающих насекомых яркой окраской. Клик


Клик Логично предположить, что в ходе эволюции цветы изменялись не только внешне, но и внутренне.

Наиболее важные изменения, с нашей точки зрения, произошли во внутреннем строении цветка.

СЛАЙД 8.

Следующим этапом нашего исследования стал вопрос, откуда берётся краска в лепестках цветков? Для этого мы изучили строение цветка.


СЛАЙД 9. Итак, цветок – это орган размножения цветковых растений. Он состоит из цветоножки, цветоложа, венчика, пестика и тычинок. Из книг мы узнали, что «венчик» – это и есть лепестки цветка. Венчик имеет разнообразную окраску и форму. Роль его заключается не только в привлечении насекомых. Днем он предохраняет тычинки и пестик от перегрева, а, закрываясь на ночь, создает камеру, препятствующую их охлаждению.


Таким образом, изучив внешнее строение цветка, мы выяснили только значение и роль окраски.

СЛАЙД 10.

Для того, чтобы ответить на главный вопрос нашего исследования, нам необходимо было продолжить изучать литературу и выяснить особенности внутреннего строения цветка.

Мы выяснили, что внутренним строением всех растений занимаются различные науки.


На основе данных, полученных учеными, мы нашли ответ на вопрос: «Почему все цветы разного цвета?».


Клик. В большинстве случаев ответственными за окраску являются пигменты. Это крупные органические молекулы, входящие в состав клеток цветка, поглощающие свет определенной длины волны.


Чаще всего встречаются зеленые пигменты хлорофиллы, красные и синие – антоцианы, желтые – флавоны и флавонолы, желто-оранжевые – каротиноиды и темные – меланины.

В растительном мире широко распространен белый цвет: белые цветки, белые стебли, белые пятна на листьях. Белый красящий пигмент называется бетулин. Например, бетулин окрашивает стволы берез.


У других растений причиной белой окраски, например венчиков, являются обширные межклетники в сочетании с клетками, лишенными пигментов. Белый цвет им придает... воздух.

СЛАЙД 11. Полученные нами знания о растительных пигментах мы решили подтвердить опытным путём.

Проведем несколько опытов.

Для этого возьмем лепестки роз разного цвета.

Опыт №1. Чтобы убедиться в том, что белый цвет лепестков роз и других цветов обусловлен не наличием пигмента, а воздухом, находящимся между клетками, мы осторожно сжимаем лепесток пальцами. Воздух из межклетников выходит, и лепесток становится бесцветным и прозрачным, как лед.

Опыт №2. При воздействии на пигмент АНТОЦИАН щелочным раствором, красный цвет меняется на синий. При воздействии на него кислоты цвет становится бледным, либо вообще исчезает.

Для этого опыта берём бордовый лепесток розы и капаем на него щёлочью (бордовый цвет меняется на синий).

Берём красный лепесток и капаем на него кислотой (красный цвет бледнеет и исчезает).

Опыт № 3. Для данного опыта нам понадобятся лист бумаги, спирт и желтый лепесток розы.

При воздействии на пигмент КАРОТИНОИД спиртовым раствором, желтый цвет должен остаться на поверхности, на которую поместили лепесток.

Чтобы убедиться в этом, берём жёлтый лепесток, кладём его на лист бумаги и капаем капельку спирта. (На бумаге остается желтый след).

Изучение научной литературы, проведенные опыты позволяют сделать вывод: окраска цветов зависит от внутреннего строения лепестков и содержащихся в них пигментах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЛАЙД 12. Подводя итог нашим исследованиям, хотим заметить, что гипотеза оказалась верной. Окраска цветков не случайна и зависит от их внутреннего строения, а именно, от наличия тех или иных пигментов в клетках.

Также мы узнали, что пигменты, содержащиеся в лепестках и других частях цветка, важное эволюционное достижение в борьбе за существование.


Яркая окраска – это «опознавательный знак», показывающий, где насекомые могут найти нектар и пыльцу. Благодаря опылению обеспечивается процесс образования семян и плодов, а значит, будет обеспечено само существование на земле не только растений, но и животных.


Люди находят растительным краскам, пигментам, практическое применение: медицина, косметология, пищевая и текстильная промышленности.



СЛАЙД 13. Нами был сделан вывод: роль цветков растений имеет огромное значение для сохранения жизни на земле. Можно изучать, любоваться многообразием красок и форм, вдыхать их аромат и получать эстетическое наслаждение. А чтобы использовать этот дар природы, выращивайте необходимые растения сами.

Глядя на сочную зелень растений, пестрый ковер цветов, разноцветные плоды на дачном участке, подумайте о том, что всё вокруг нас не случайно, все взаимосвязано, подумайте о том, как прекрасен, гармоничен и изумителен мир, в котором мы все живем!



Надо приложить все усилия для сохранения цветковых растений, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.



Результатом нашей работы стал составленный нами сборник цветковых растений «Краски природы». Познакомившись с ним одноклассники получили вдохновение для своих творческих идей, которые они воплотили на уроках изобразительного искусства и технологии: рисунки, аппликации, поделки (цветы из бисера).