СЛАЙД 1. Здравствуйте, уважаемые организаторы, участники и гости конференции. Разрешите представиться – Миронова Кира и Ушкалова Софья. Хотим представить Вашему вниманию нашу исследовательскую работу.
Поводом нашего исследования явилось отсутствие ответа на, казалось бы, очень простой вопрос, который задал учитель – «Отчего все цветы разного цвета?» Нас тоже заинтересовал этот вопрос.
Мы считаем, что данная работа актуальна, так как мало кто задумывается об окружающем нас мире растений, о его особенностях и значении для существования жизни на земле. Человеку надо заботиться, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.
СЛАЙД 2. Тема нашей работы «Отчего цветы разного цвета?».
СЛАЙД 3. Цель исследования – выяснить, почему цветы разноцветные? Для этого были поставлены следующие задачи:
узнать историю появления цветов на планете.
Изучить научную литературу и выяснить, почему цветы имеют разную окраску.
Провести опыты.
Поделиться информацией с одноклассниками.
СЛАЙД 4. Гипотеза: мы считаем, что окраска цветков не случайна и зависит от их внутреннего строения.
Практическая значимость работы заключается в информировании младших школьников о роли окраски цветов в природе, их уникальности и необходимости в их охране.
СЛАЙД 5. Для того, чтобы ещё раз убедиться в актуальности данной работы и проверить информированность по данному вопросу, мы провели опрос среди одноклассников – это ученики 1-го и 2-го классов.
Всего участвовало 42 человека, и все они отвечали на вопрос Клик
СЛАЙД 6. Проанализировав ответы на все вопросы, мы выяснили, что 90 % одноклассников не знают ответ на вопрос «Почему цветы разного цвета?», 71 % учеников не знают ответ на вопрос «Зачем цветам нужна окраска?». Хотя все сошлись во мнении, что цветы нужны в природе.
По результатам опроса мы составили таблицу. (Приложение)
СЛАЙД 7. Следующим нашим шагом стало изучение научной литературы, чтобы узнать историю появления цветов на планете.
Клик Мы узнали, что первые цветки у растений появились ещё 240 миллионов лет назад, были схожи друг с другом по цвету, и опылялись те цветы жуками (пчёлы и бабочки появились гораздо позже).
Наступил момент, когда растения были вынуждены вступить в борьбу за опыляющих их жуков. Для успеха в этой борьбе цветам нужно было изменять свой внешний вид и окраску.
Кроме того, цветковые растения уменьшились в размерах по сравнению с деревьями. Клик Им пришлось привлекать к себе высоко летающих насекомых яркой окраской. Клик
Клик Логично предположить, что в ходе эволюции цветы изменялись не только внешне, но и внутренне.
Наиболее важные изменения, с нашей точки зрения, произошли во внутреннем строении цветка.
СЛАЙД 8.
Следующим этапом нашего исследования стал вопрос, откуда берётся краска в лепестках цветков? Для этого мы изучили строение цветка.
СЛАЙД 9. Итак, цветок – это орган размножения цветковых растений. Он состоит из цветоножки, цветоложа, венчика, пестика и тычинок. Из книг мы узнали, что «венчик» – это и есть лепестки цветка. Венчик имеет разнообразную окраску и форму. Роль его заключается не только в привлечении насекомых. Днем он предохраняет тычинки и пестик от перегрева, а, закрываясь на ночь, создает камеру, препятствующую их охлаждению.
Таким образом, изучив внешнее строение цветка, мы выяснили только значение и роль окраски.
СЛАЙД 10.
Для того, чтобы ответить на главный вопрос нашего исследования, нам необходимо было продолжить изучать литературу и выяснить особенности внутреннего строения цветка.
Мы выяснили, что внутренним строением всех растений занимаются различные науки.
На основе данных, полученных учеными, мы нашли ответ на вопрос: «Почему все цветы разного цвета?».
Клик. В большинстве случаев ответственными за окраску являются пигменты. Это крупные органические молекулы, входящие в состав клеток цветка, поглощающие свет определенной длины волны.
Чаще всего встречаются зеленые пигменты хлорофиллы, красные и синие – антоцианы, желтые – флавоны и флавонолы, желто-оранжевые – каротиноиды и темные – меланины.
В растительном мире широко распространен белый цвет: белые цветки, белые стебли, белые пятна на листьях. Белый красящий пигмент называется бетулин. Например, бетулин окрашивает стволы берез.
У других растений причиной белой окраски, например венчиков, являются обширные межклетники в сочетании с клетками, лишенными пигментов. Белый цвет им придает... воздух.
СЛАЙД 11. Полученные нами знания о растительных пигментах мы решили подтвердить опытным путём.
Проведем несколько опытов.
Для этого возьмем лепестки роз разного цвета.
Опыт №1. Чтобы убедиться в том, что белый цвет лепестков роз и других цветов обусловлен не наличием пигмента, а воздухом, находящимся между клетками, мы осторожно сжимаем лепесток пальцами. Воздух из межклетников выходит, и лепесток становится бесцветным и прозрачным, как лед.
Опыт №2. При воздействии на пигмент АНТОЦИАН щелочным раствором, красный цвет меняется на синий. При воздействии на него кислоты цвет становится бледным, либо вообще исчезает.
Для этого опыта берём бордовый лепесток розы и капаем на него щёлочью (бордовый цвет меняется на синий).
Берём красный лепесток и капаем на него кислотой (красный цвет бледнеет и исчезает).
Опыт № 3. Для данного опыта нам понадобятся лист бумаги, спирт и желтый лепесток розы.
При воздействии на пигмент КАРОТИНОИД спиртовым раствором, желтый цвет должен остаться на поверхности, на которую поместили лепесток.
Чтобы убедиться в этом, берём жёлтый лепесток, кладём его на лист бумаги и капаем капельку спирта. (На бумаге остается желтый след).
Изучение научной литературы, проведенные опыты позволяют сделать вывод: окраска цветов зависит от внутреннего строения лепестков и содержащихся в них пигментах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЛАЙД 12. Подводя итог нашим исследованиям, хотим заметить, что гипотеза оказалась верной. Окраска цветков не случайна и зависит от их внутреннего строения, а именно, от наличия тех или иных пигментов в клетках.
Также мы узнали, что пигменты, содержащиеся в лепестках и других частях цветка, важное эволюционное достижение в борьбе за существование.
Яркая окраска – это «опознавательный знак», показывающий, где насекомые могут найти нектар и пыльцу. Благодаря опылению обеспечивается процесс образования семян и плодов, а значит, будет обеспечено само существование на земле не только растений, но и животных.
Люди находят растительным краскам, пигментам, практическое применение: медицина, косметология, пищевая и текстильная промышленности.
СЛАЙД 13. Нами был сделан вывод: роль цветков растений имеет огромное значение для сохранения жизни на земле. Можно изучать, любоваться многообразием красок и форм, вдыхать их аромат и получать эстетическое наслаждение. А чтобы использовать этот дар природы, выращивайте необходимые растения сами.
Глядя на сочную зелень растений, пестрый ковер цветов, разноцветные плоды на дачном участке, подумайте о том, что всё вокруг нас не случайно, все взаимосвязано, подумайте о том, как прекрасен, гармоничен и изумителен мир, в котором мы все живем!
Надо приложить все усилия для сохранения цветковых растений, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.
Результатом нашей работы стал составленный нами сборник цветковых растений «Краски природы». Познакомившись с ним одноклассники получили вдохновение для своих творческих идей, которые они воплотили на уроках изобразительного искусства и технологии: рисунки, аппликации, поделки (цветы из бисера).