Выступление на педагогическом совете.
Педагогическая компетентность: традиционные и инновационные подходы к обучению, критерии профессиональной компетентности
учителя.
Какие глубокие изменения произошли в жизни, социуме, культуре, потребовавшие иной компетентности учителей, родителей, учащихся?
-Демократизация общества;
-гуманизация жизни и образования, востребовавшие личностно-ориентированную модель обучения;
-расширение информационного пространства, доступность знаний, различных видов образования;
-относительная свобода образовательного учреждения (формирование учебного плана на основе стандарта и вариативности, возможность разрабатывать собственную концепцию развития, участие в экспериментальной деятельности);
-плюрализм (множественность-политический, экономический, культурологический, религиозный, педагогический;
-противоречивость жизненной ситуации: современные дети живут в мире больших возможностей ( в плане физического, психического и социального развития), и в то же время увеличиваются показатели ранней деградации (алкоголизация, наркотизация, ранние сексуальные отношения, широкое потребление лекарств, нездоровый образ жизни, речевая агрессия, терроризм, влияние СМИ, дегуманизация культуры, негативное влияние рекламы);
-востребованность научных достижений- психологии, социологии и в то же время эмпиризм (опыт, практика) большинства учителей, психолого-педагогическая некомпетентность, неготовность принять новизну ситуации и нежелание совершенствоваться профессионально;
- кризис семьи, сужение её педагогического потенциала, её педагогическая слабость, сужение её влияния, некомпетентность в вопросах воспитания, неавторитетность родителей;
- безответственное родительство, рост беспризорных детей;
-стихийный поиск детьми компенсаторных средств (средств релаксации) как защиты от растущей деструктивности среды 9в нашей стране 2 млн учтённых алкоголиков, из них 60 тысяч дети до 14 лет; средний возраст приобщения к алкоголю-10-12 лет).
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека и несёт всё большую и непосредственную ответственность за результаты обучения и воспитания. Этим обусловлена необходимость новой профессиональной педагогической компетентности. Она требует существенного личностного и профессионального развития самого педагога. Компетентность - совокупность знаний, умений в определённой области. Исходя из компетентностного подхода, учителю надо знать и понимать, что педагогика не физика, не механика, и это не является её недостатком, так как она имеет дело с человеком как предметом воспитания. Педагогика пришла к кризису, выход из которого лежит на пути гуманной педагогики, ненасилия над личностью. Надо быть высоко профессионально компетентным, чтобы осуществлять её на практике, ежедневно и ежечасно.
Компетентностный подход обусловлен влиянием ряда факторов, которые требуют изменения целей, задач, содержания образования и его технологий, в том числе контроля и оценки знаний учащихся. Современный человек оказался в потоках разнообразной информации. Учащиеся могут владеть той, о которой, возможно, не знает педагог. Между тем это не учитывается в образовательном процессе.
Доступность знаний, разнообразных источников информации в настоящее время даёт огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, реального увеличения доли самостоятельной, творческой работы. Этому может научить и учитель, если он увлечён и обладает соответствующими умениями.
Таким образом, компетентность ученика связана с компетентностью учителя.
Традиционный и инновационный подход к обучению. Задача и миссия учителя:
передать знания | научить получать знания |
репродуктивная деятельность | креативная деятельность |
экстенсивный характер образовательного процесса | интенсивный характер образовательного процесса |
длительность обучения | нацеленность на непрерывное образование в течение всей жизни |
нацеленность на результат | |
результат оценивается количественными показателями | результат оценивается качественными показателями |
Модель более ориентирована на процесс, чем на результат | Модель ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями |
Показатели достижений в компетентностном образовании, нацеленные на результат, значительно превосходят традиционные, ориентированные на знания и умения (академические достижения):
• навыки устной и письменной коммуникации;
• основы математики и естественных наук;
• умение работать с информационными технологиями;
• критическое мышление;
• потребность в непрерывном образовании;
• умение работать в группах ( способность к интегральному использованию знаний учащимися);
• творчество, инициативность;
• самодисциплинированность;
• способность к постоянной работе, требующей значительных усилий;
• способность получать удовлетворение от своей работы в условиях здоровой конкуренции;
• культурная восприимчивость;
• ориентированность на результат;
• способность принимать самостоятельные решения и нести за них
ответственность.
Перечисленные показатели связаны с инновационной деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы учащийся успешно социализировался и идентифицировался как мобильный, конкурентоспособный человек, имеющий желание и умеющий учиться дальше. Трудности и противоречия, которые следует преодолевать для достижения более высокого уровня компетентности педагогов-профессионалов:
• недостаточное внимание общества и государства к проблемам подрастающего поколения и системы образования, воспитания;
• не разработанность многих проблем педагогической наукой (она отстаёт от жизни и её проблем, хотя должна опережать);
• семья - в чём-то опережающая школу, в чём-то консервативнее школы;
• некомпетентность педагогических кадров;
• адаптивность детей, неспособность достойно самоактуализироваться, самоутвердиться, встать на защиту своих интересов.
Реализация компетентностного подхода в образовательном учреждении.
Приоритетными направлениями реализации компетентностного подхода в школе являются:
• управление здоровьесберегающим образовательным процессом:
- приоритетность сохранения и укрепления физического, психического, социального здоровья подрастающего поколения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и педагогов;
- мобильные управленческие решения, направленные на коррекцию получаемых результатов и повышение эффективности и результативности здоровьесберегающего образовательного пространства;
• достижение нового качества образования:
- совершенствование учебного плана;
- укрепление учебно-материальной базы учебных кабинетов;
- развитие и совершенствование образовательного сообщества как условие формирования социально-активной среды образовательного учреждения;
• информатизация образовательного пространства:
- знание норм и правил различных видов коммуникации;
- знание информационных технологий;
- умение применять различные источники информации;
- определённый уровень коммуникативной компетентности;
- понимание ценности информации и информационного взаимодействия;
- подготовка учащихся к жизни и профессии в условиях информационного общества;
- формирование умений применять информационные технологии для решения практических задач.
Критерии профессиональной компетентности учителя
1. Компетентность учителя в педагогической деятельности:
- Постановка и решение педагогических задач:
- ориентация на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса;
- изучение педагогической ситуации, принятие решений;
- объединение обучающих, воспитательных и развивающих задач;
- осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования;
- владение педагогической технологией, умение подчинять выбор средств целям развития учащихся;
-построение урока как системы познавательных задач;
- Организация учебной деятельности учащихся:
- выделение ключевых идей учебного предмета;
-формирование общеучебных и специальных умений и навыков;
- осуществление межпредметных связей;
- знание возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся, выявление зон ближайшего развития школьников, условий перехода с одного уровня на другой, предвидение возможных затруднений;
- определение мотивации детей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;
- построение программы своей педагогической деятельности с учётом возможных изменений в психическом развитии учащихся;
- применение наиболее оптимальных в данной педагогической ситуации приёмов и форм обучения и воспитания;
- сравнение и обобщение педагогических ситуаций, комбинирование приёмов;
- применение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению детей, организация их самостоятельной учебной деятельности, поиск разных способов решения поставленных задач;
- Осуществление педагогической рефлексии:
- педагогический самоанализ, предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование решения с учётом этого;
- многоступенчатая рефлексия с учётом представлений учеников об учителе на основе того, как осознают они представления учителя о себе. Компетентность учителя в сфере педагогического общения:
• Постановка задач общения:
- взаимообмен информацией учителя и учащихся;
- взаимопознание друг друга и взаимокоррекция поведения;
- мобилизация резервов участников общения;
- разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога;
• Владение приёмами организации взаимодействия, общения с учениками:
- преимущественное использование организующих ( по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими) воздействий;
- преобладание демократического стиля общения ( в отличие от авторитарного и либерального);
- способность занимать разные позиции в общении и гибко его перестраивать по мере изменения ситуации;
- умение слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества. Профессиональная зрелость личности учителя:
• чёткая позиция и действенная гражданская позиция;
• проявление педагогических способностей:
- перцептивные: понимание и изучение другого человека, сопереживание ему, отстаивание своей точки зрения;
- управленческие: воздействие не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели;
• управление своим эмоциональным состоянием (формирование конструктивного, а не деструктивного, разрушающего состояния);
• определение особенностей своего стиля и, использование природных данных;
• определение позитивных возможностей учащихся;
• осуществление творческого поиска, переход от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.