СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: "Педагогическая компетентность: традиционные и инновационные подходы к обучению, критерии профессиональной компетентности учителя"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека и несёт всё большую и непосредственную ответственность за результаты обучения и воспитания. Этим обусловлена необходимость новой профессиональной педагогической компетентности. Она требует существенного личностного и профессионального развития самого педагога. Компетентность - совокупность знаний, умений в определённой области. Исходя из компетентностного подхода, учителю надо знать и понимать, что педагогика не физика, не механика, и это не является её недостатком, так как она имеет дело с человеком как предметом воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: "Педагогическая компетентность: традиционные и инновационные подходы к обучению, критерии профессиональной компетентности учителя"»

Выступление на педагогическом совете.

Педагогическая компетентность: традиционные и инновационные подходы к обучению, критерии профессиональной компетентности

учителя.

Какие глубокие изменения произошли в жизни, социуме, культуре, потребовавшие иной компетентности учителей, родителей, учащихся?

-Демократизация общества;

-гуманизация жизни и образования, востребовавшие личностно-ориентированную модель обучения;

-расширение информационного пространства, доступность знаний, различных видов образования;

-относительная свобода образовательного учреждения (формирование учебного плана на основе стандарта и вариативности, возможность разрабатывать собственную концепцию развития, участие в экспериментальной деятельности);

-плюрализм (множественность-политический, экономический, культурологический, религиозный, педагогический;

-противоречивость жизненной ситуации: современные дети живут в мире больших возможностей ( в плане физического, психического и социального развития), и в то же время увеличиваются показатели ранней деградации (алкоголизация, наркотизация, ранние сексуальные отношения, широкое потребление лекарств, нездоровый образ жизни, речевая агрессия, терроризм, влияние СМИ, дегуманизация культуры, негативное влияние рекламы);

-востребованность научных достижений- психологии, социологии и в то же время эмпиризм (опыт, практика) большинства учителей, психолого-педагогическая некомпетентность, неготовность принять новизну ситуации и нежелание совершенствоваться профессионально;

- кризис семьи, сужение её педагогического потенциала, её педагогическая слабость, сужение её влияния, некомпетентность в вопросах воспитания, неавторитетность родителей;

- безответственное родительство, рост беспризорных детей;

-стихийный поиск детьми компенсаторных средств (средств релаксации) как защиты от растущей деструктивности среды 9в нашей стране 2 млн учтённых алкоголиков, из них 60 тысяч дети до 14 лет; средний возраст приобщения к алкоголю-10-12 лет).

Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека и несёт всё большую и непосредственную ответственность за результаты обучения и воспитания. Этим обусловлена необходимость новой профессиональной педагогической компетентности. Она требует существенного личностного и профессионального развития самого педагога. Компетентность - совокупность знаний, умений в определённой области. Исходя из компетентностного подхода, учителю надо знать и понимать, что педагогика не физика, не механика, и это не является её недостатком, так как она имеет дело с человеком как предметом воспитания. Педагогика пришла к кризису, выход из которого лежит на пути гуманной педагогики, ненасилия над личностью. Надо быть высоко профессионально компетентным, чтобы осуществлять её на практике, ежедневно и ежечасно.

Компетентностный подход обусловлен влиянием ряда факторов, которые требуют изменения целей, задач, содержания образования и его технологий, в том числе контроля и оценки знаний учащихся. Современный человек оказался в потоках разнообразной информации. Учащиеся могут владеть той, о которой, возможно, не знает педагог. Между тем это не учитывается в образовательном процессе.

Доступность знаний, разнообразных источников информации в настоящее время даёт огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, реального увеличения доли самостоятельной, творческой работы. Этому может научить и учитель, если он увлечён и обладает соответствующими умениями.

Таким образом, компетентность ученика связана с компетентностью учителя.

Традиционный и инновационный подход к обучению. Задача и миссия учителя:

передать знания

научить получать знания

репродуктивная деятельность

креативная деятельность

экстенсивный характер образовательного процесса

интенсивный характер образовательного процесса

длительность обучения

нацеленность на непрерывное образование в течение всей жизни

нацеленность на результат


результат оценивается количественными показателями

результат оценивается качественными показателями

Модель более ориентирована на процесс, чем на результат

Модель ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями

Показатели достижений в компетентностном образовании, нацеленные на результат, значительно превосходят традиционные, ориентированные на знания и умения (академические достижения):

• навыки устной и письменной коммуникации;

• основы математики и естественных наук;

• умение работать с информационными технологиями;

• критическое мышление;

• потребность в непрерывном образовании;

• умение работать в группах ( способность к интегральному использованию знаний учащимися);

• творчество, инициативность;

• самодисциплинированность;

• способность к постоянной работе, требующей значительных усилий;

• способность получать удовлетворение от своей работы в условиях здоровой конкуренции;

• культурная восприимчивость;

• ориентированность на результат;

• способность принимать самостоятельные решения и нести за них

ответственность.

Перечисленные показатели связаны с инновационной деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы учащийся успешно социализировался и идентифицировался как мобильный, конкурентоспособный человек, имеющий желание и умеющий учиться дальше. Трудности и противоречия, которые следует преодолевать для достижения более высокого уровня компетентности педагогов-профессионалов:

• недостаточное внимание общества и государства к проблемам подрастающего поколения и системы образования, воспитания;

• не разработанность многих проблем педагогической наукой (она отстаёт от жизни и её проблем, хотя должна опережать);

• семья - в чём-то опережающая школу, в чём-то консервативнее школы;

• некомпетентность педагогических кадров;

• адаптивность детей, неспособность достойно самоактуализироваться, самоутвердиться, встать на защиту своих интересов.

Реализация компетентностного подхода в образовательном учреждении.

Приоритетными направлениями реализации компетентностного подхода в школе являются:

управление здоровьесберегающим образовательным процессом:

- приоритетность сохранения и укрепления физического, психического, социального здоровья подрастающего поколения;

- пропаганда здорового образа жизни;

- мониторинг состояния здоровья учащихся и педагогов;

- мобильные управленческие решения, направленные на коррекцию получаемых результатов и повышение эффективности и результативности здоровьесберегающего образовательного пространства;

достижение нового качества образования:

- совершенствование учебного плана;

- укрепление учебно-материальной базы учебных кабинетов;

- развитие и совершенствование образовательного сообщества как условие формирования социально-активной среды образовательного учреждения;

информатизация образовательного пространства:

- знание норм и правил различных видов коммуникации;

- знание информационных технологий;

- умение применять различные источники информации;

- определённый уровень коммуникативной компетентности;

- понимание ценности информации и информационного взаимодействия;

- подготовка учащихся к жизни и профессии в условиях информационного общества;

- формирование умений применять информационные технологии для решения практических задач.

Критерии профессиональной компетентности учителя

1. Компетентность учителя в педагогической деятельности:

- Постановка и решение педагогических задач:

- ориентация на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса;

- изучение педагогической ситуации, принятие решений;

- объединение обучающих, воспитательных и развивающих задач;

- осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования;

- владение педагогической технологией, умение подчинять выбор средств целям развития учащихся;

-построение урока как системы познавательных задач;

- Организация учебной деятельности учащихся:

- выделение ключевых идей учебного предмета;

-формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

- осуществление межпредметных связей;

- знание возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся, выявление зон ближайшего развития школьников, условий перехода с одного уровня на другой, предвидение возможных затруднений;

- определение мотивации детей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

- построение программы своей педагогической деятельности с учётом возможных изменений в психическом развитии учащихся;

- применение наиболее оптимальных в данной педагогической ситуации приёмов и форм обучения и воспитания;

- сравнение и обобщение педагогических ситуаций, комбинирование приёмов;

- применение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению детей, организация их самостоятельной учебной деятельности, поиск разных способов решения поставленных задач;

- Осуществление педагогической рефлексии:

- педагогический самоанализ, предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование решения с учётом этого;

- многоступенчатая рефлексия с учётом представлений учеников об учителе на основе того, как осознают они представления учителя о себе. Компетентность учителя в сфере педагогического общения:

Постановка задач общения:

- взаимообмен информацией учителя и учащихся;

- взаимопознание друг друга и взаимокоррекция поведения;

- мобилизация резервов участников общения;

- разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога;

Владение приёмами организации взаимодействия, общения с учениками:

- преимущественное использование организующих ( по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими) воздействий;

- преобладание демократического стиля общения ( в отличие от авторитарного и либерального);

- способность занимать разные позиции в общении и гибко его перестраивать по мере изменения ситуации;

- умение слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества. Профессиональная зрелость личности учителя:

• чёткая позиция и действенная гражданская позиция;

• проявление педагогических способностей:

- перцептивные: понимание и изучение другого человека, сопереживание ему, отстаивание своей точки зрения;

- управленческие: воздействие не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели;

• управление своим эмоциональным состоянием (формирование конструктивного, а не деструктивного, разрушающего состояния);

• определение особенностей своего стиля и, использование природных данных;

• определение позитивных возможностей учащихся;

• осуществление творческого поиска, переход от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.