СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление " Работа учителя начальной школы с детьми с признаками одаренности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете учебного заведения. Учитель много лет работает с детьми, имеющими признаки одаренности. Пришло время подвести итоги своих наблюдений, размышлений.

Просмотр содержимого документа
«Выступление " Работа учителя начальной школы с детьми с признаками одаренности"»


Проблема выявления одаренных детей требует достаточно четкого и научно обоснованного определения самого понятия "одаренность". В современной науке отсутствует общепринятое определение этого базового понятия, нет и единой теории одаренности.

Известный специалист в области работы с детьми, обладающими высоким уровнем развития способностей, английский исследователь Джоан Фримен отмечает, что в настоящее время существует более 100 различных определений одаренности. В большинстве этих определений данное понятие описывается как "интеллект", "творчество", "успешность деятельности". Применительно к практическим проблемам обучения высокие оценки по школьным предметам часто выступают в качестве своеобразного показателя одаренности. Социальные таланты, деловая проницательность, так необходимые в современном мире, редко рассматриваются в качестве показателей высокого уровня развития способностей.

С педагогической точки зрения одаренные дети – это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников и в среде своей социальной группы.


Существуют различные виды одаренности:

    1. Обще-интеллектуальная

    2. Академическая

    3. Математическая

    4. Музыкальная

    5. Художественно-артистическая

    6. Лидерская

    7. Компьютерная

    8. Экологическая

    9. Психомоторная (легкоатлетическая, гимнастическая)

В интеллектуальной сфере

  • Они наблюдательны

  • Имеют исключительную память

  • Очень любознательны, причем во многих областях

  • Могут сразу заниматься несколькими делами

  • Хорошо излагают свои мысли

  • Легко и охотно учатся

В сфере академических достижений

  • Много читают

  • Имеют очень богатый словарный запас

  • Способны к длительной концентрации внимания

  • Легко запоминают математические символы

В творческой сфере

  • Интересуются множеством вещей

  • Обладают высокой эмоциональностью

  • Выдвигают оригинальные идеи или создают оригинальные вещи

  • Часто делают все по-своему

В сфере общения и лидерства

  • Легко адаптируются ко всему новому

  • При посторонних всегда уверены в себе

  • Как правило руководят играми, занятиями

  • Очень коммуникабельны (легко общаются со взрослыми и сверстниками)

  • Другие дети часто обращаются к ним за помощью

В художественной сфере

  • Интересуются визуальной информацией

  • Запоминают объекты в деталях

  • Много рисуют и лепят

  • Узнают знакомые мелодии по первым звукам и с удовольствием подпевают


В двигательной сфере

  • Обладают хорошей зрительно-мониторной координацией

  • Любят движения

  • Имеют исключительную силу для своего возраста

В психосоциальной сфере

  • Сильно развито чувство справедливости

  • Широкая система ценностей

  • Высоко требовательны к себе и окружающим

  • Хорошо развиты воображение и чувство юмора

Нужно, прежде всего, разобраться, как в этих условиях эффективно осуществлять деятельность, связанную с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.

При работе с одаренными детьми очень важны личные качества педагога. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Личность взрослого – пример для подражания. Поэтому нестандартно мыслящий педагог, занимающийся саморазвитием и исследовательской деятельностью, близок по мотивации к одаренному ребенку, а значит, способен взаимодействовать с ним.

Учитель должен быть:

  • Непременно талантливым;

  • Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • Профессионально грамотным;

  • Интеллигентным, нравственным и эрудированным;

  • Владеть передовыми педагогическими технологиями;

  • Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • Знатоком во всех областях человеческой жизни.

Учитель должен уметь:

  • Создавать учебные программы, открывающие простор для творчества.

  • Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

  • Стимулировать познавательные способности учащихся;

  • Работать по специальному учебному плану;

  • Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

  • Принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

  • Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

  • Отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

  • Регулировать и улаживать конфликты;

  • Уменьшать стрессы учащихся;

  • Не торопить учеников;

  • Воспитывать лидерские качества;

  • Организовывать общешкольные учительские семинары;

  • Стиль учителя – совместное творчество с учениками;

  • Найти точку роста. Для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности;

  • Создавать малые размеры учебных групп.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности нашей школы. Совместно с психологом школы учителя — предметники проходят этапы выявления одаренных детей и работают с ними.


1-й этап – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. В начальной школе проводятся олимпиады, ежегодные интеллектуально — личностные марафоны « Познай себя», « Удивительное рядом», предметные недели, КВН, конкурсы знатоков, театрализованные представления, научно — практические конференции. Наши дети — постоянные призеры научно — познавательных заочных конкурсов

« Познание и творчество», « Эрудиты планеты», « Продленка». Участники и победители спортивных соревнований муниципального, республиканского, общероссийского уровня. Каждый ребенок талантлив и уникален по — своему. Наша задача: увидеть, разглядеть, выявить признаки одаренности. Горда тем, что моя ученица Куликова Арина — член юношеской сборной России по художественной гимнастике и взята в Центр олимпийской подготовки Ирины Винер.

2-й этап – на втором этапе (5-8 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка. Интеллектуальные игры, классные часы «Я в мире, мир во мне», декады наук, день проектов, различные выставки, участие в олимпиадах, спортивных соревнованиях.

3 этап -формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу. Участие в олимпиадах; НПК; в различных конкурсах ; турнирах эрудитов; участие в спортивных соревнованиях по баскетболу, волейболу.

За всеми достижениями лежит огромная работа детей, родителей, учителей. Хочется обратить внимание на то, что все дети по природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не находят своего потенциального и творческого развития, то виноваты в этом взрослые (или более широко – общество, социум), которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребенка, либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения. Поэтому нужно не только измерять одаренность, сколько создавать соответствующую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.

«Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда» (Томас Эдисон)