Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №8
имени Героя Советского Союза Т.Н. Подгорного
Реализация личностно ориентированной технологии через интерактивное обучение
Учитель биологии
Жилина Н.В.
«Каждый ребёнок индивидуален. Это свеча, зажжённая на земле»
Сегодня современному обществу нужны образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые в ситуации выбора способны самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способны к творческому сотрудничеству, обладают толерантностью и высоким чувством ответственности.
Поэтому, в условиях принципиально нового социального запроса современная школа должна ставить перед собой задачу не только на приобретение обучающимися определённой суммы знаний, но и на овладение и развитие умений и способов познания, формирование привычки самостоятельно добывать знания (ФГОС).
Я считаю, что среди множества технологий системно-деятельностного подхода, оптимальной технологией в достижении поставленных целей и задач является личностно ориентированная технология обучения, под которой прежде всего понимают изменение отношения к ученику, уважение его личности, сотрудничество с ним. Но, на сегодняшний день, центром новой личностно ориентированной технологии становится развитие личностно значимых познавательных способностей и стратегий ученика через продуктивную учебную деятельность на уроке.
Личностно ориентированную технологию я реализую через интерактивное обучение, основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и с педагогом, через «окультуривание» в процессе сотрудничества субъективного опыта учащихся, через предоставление каждому права выбора (способа решения, типа познавательного задания, домашнего задания).
Ожидаемый результат работы по личностно ориентированной технологии на окончании учащимися II ступени образования:
-сформированность познавательной сферы, познавательных способностей;
-воспитание свободных, самостоятельных, активных детей, проявляющих инициативу в деятельности и общении, способных отстаивать собственное мнение, достоинство, индивидуальность;
- развитие эмоциональной сферы учащихся (формирование чувства уверенности в своих силах, радости и удовлетворения от деятельности);
-формирование элементарных навыков поисковой, исследовательской деятельности;
- формирование и развитие положительного личностно значимого отношения, интереса, как к данному предмету, так и к учению вообще;
- психологически подготовленных детей к переходу к новой жизни и участию в новой социальной ситуации развития.
На начальном этапе работы мною были изучены теоретические аспекты личностно ориентированной технологии. За концепцию личностно ориентированной технологии были взяты идеи доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, технологические аспекты методики апробирую согласно разработкам Г. К. Селевко, В. В. Гузеева, в разрешении вопросов частных методик нахожу много полезного у Н. Л. Галеевой.
Исходя, из основных положений личностно ориентированной технологии я сформулировала следующие принципы своей педагогической деятельности:
- раскрытие индивидуальности ученика через дифференцированный подход в обучении;
- создание условий для выявления и инициирования субъективного опыта учащихся на всех стадиях изучения учебного материала с целью формирования личностно значимого отношения к изучению биологии;
- реализация принципа сотрудничества учеников и учителя, направленное на обмен опытом;
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса, самостоятельной умственной активности учащихся.
Личностно ориентированный подход требует очень тщательного продумывания технологического аспекта. Технологический арсенал личностно ориентированного подхода очень широк. Большое внимание в процессе обучения я уделяю выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, дополнительными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д.
Я убеждена, что развитие познавательных способностей ребёнка должно идти через его самостоятельную деятельность. Важно научить человека мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать информацию. Тогда он не перестанет учиться всю жизнь, независимо от своей профессии. Для самостоятельных работ я использую подборку дидактических материалов, позволяющих развивать у школьников умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, широко использую аналитические, сравнительные и обобщающие таблицы, гербарные материалы, наборы коллекций, открытки, динамические таблицы и схемы, показывающие строение объекта или сущность процесса, инструктивные таблицы для выполнения лабораторной работы или задания для экскурсии.
На мой взгляд, ещё более важным в личностно ориентированной технологии, является сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся (т. е. механизм интеракции – в переводе с английского языка означает «взаимодействие, воздействие»). Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном итоге ведёт к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления и развития.
Именно через методы интерактивного обучения происходит актуализация субъективного опыта учащихся практически на всех этапах урока, общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. В результате создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.
Один из приёмов интерактивного обучения, широко используемый мной на занятиях, является групповая форма обучения. В процессе интерактивного общения в группах у моих учащихся развивается мышление, умение рассуждать, делать выводы, на уроке создаётся атмосфера дружественных отношений между собой, между учителем и учащимися, ребята осознают ценность совместного опыта, учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение остальных. Эту форму обучения я использую и при изучении нового материала и на обобщающих уроках. Для организации групповой работы мной разработаны рабочие листки для каждой группы, включающие познавательные задания как репродуктивного, так и творческого характера. Ребятам предлагается выбрать и выполнить задания в соответствии со своими возможностями. При этом я поясняю каждое из предложенных на выбор заданий, раскрываю критерии его оценки. По завершении работы, результаты, полученные каждой группой, совместно обсуждаются. Если задание повышенной сложности (творческое) вызвало затруднение, то я предлагаю учащимся всего класса включиться в мозговом штурм. Такой интерактивный метод хорошо выявляет множество путей решения данной проблемы. Именно таким образом мне удаётся, как правило, вовлечь всех учащихся в учебный процесс.
Для активизации и поддержания познавательного интереса учащихся мною практикуется использование другого приёма интерактивного обучения – учебных игр: при проведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание (кроссворд, например) или же, как вариант проведения обобщающего урока (урок путешествие, урок игра и т.д).
Личностно ориентированное обучение немыслимо без рефлексии учащихся. С целью формирования и развития данного умения у учащихся, я использую следующие приёмы: короткая беседа в конце урока (чем мы сегодня занимались? Что мы для этого делали? Что получилось хорошо? Что пока не удаётся? и т.д.), незаконченные предложения (А вы знаете, что сегодня на уроке я _________. Больше всего мне понравилось _________. Самым сложным для меня сегодня было ___________. Сегодня я научился ____________. Сегодня я задумался ______________), синквейн (см. Приложение 3) – своеобразное стихотворение в прозе, состоящее из пяти строк.
Немаловажное значение для развития интеллектуальных умений и навыков учащихся в контексте интерактивного обучения имеет метод проектов. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определённый период времени. Данный метод пока реализован на уровне мини проектов детей в качестве создания презентация, небольших исследований. Поэтому есть над чем работать в этом направлении.
Таким образом, из обилия готовых педагогических рецептов и методик, я реализую доступные, отвечающие требованиям современности методы и формы работы, на основе которых складывается моя собственная практическая, интегрированная система работы.
В качестве методического обеспечения я выбрала программу под руководством Н.И. Пономаревой. Учебники содержат занимательный материал, расширяющий кругозор школьников, способствующий повышению познавательной активности. Тетради с печатной основой к учебникам содержат большое число заданий к каждому уроку, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход в обучении, а ученику даёт возможность самому выбирать задания для отработки изучаемой темы.
Однако не всегда можно найти в учебниках и пособиях учебный материал, который соответствует принципам личностно ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Поэтому чаще всего мне приходится самостоятельно разрабатывать и в дальнейшем использовать различные виды учебных карточек, рабочих листков урока.
Работа по реализации личностно ориентированной технологии в рамках системно-деятельностного подхода позволила получить на сегодняшний день позитивные результаты. В рамках промежуточного мониторинга в 2016 – 2017 учебном году качество по предмету биология в 5 – х классах составляет 76 %, в 6 – х классах – 60%.
Заинтересованность детей в изучении предмета проявляется в их активном участии во внеклассных мероприятиях по биологии, участие в олимпиаде по биологии и конкурсах различных уровней.
Все полученные промежуточные результаты работы, дают мне право думать, что моя деятельность по реализации личностно ориентированной технологии ведёт к запланированным результатам у учащихся II ступени образования.