СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности как необходимый компонент учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему "Развитие познавательной активности как необходимый компонент учебной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности как необходимый компонент учебной деятельности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

















Развитие познавательной активности
как необходимый компонент учебной деятельности















Учитель начальных классов

Зорина Виктория Михайловна













август 2013 год

Слайд № 1 Перед современной  школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения. Реализация познавательного интереса школьников проявляется в активности, самостоятельности, творческом подходе к выполнению заданий и постоянном стремлении к деятельности.

Слайд № 2 Формирование познавательной активности осуществляется за счет: 

- создания положительных эмоциональных ситуаций;

- игровой деятельности;

- групповой и парной работы;

- исследовательской и проектной деятельности;

- проблемного обучения.

Слайд № 3 В начальной школе невозможно провести урок без привлечения наглядности. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы. В связи с этим мы проводим КВН, «Умники и Умницы», «Крестики-нолики», «Кто хочет стать отличником» и так далее.

Слайд № 4 Одним из средств воспитания умственной активности является дидактическая игра. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 
На своих уроках я часто использую: игры, шарады, ребусы, кроссворды. Я предлагаю вам игру «Звери спрятались». Слайд № 5 Перед вами текст. Попробуйте найти в нем названия зверей..

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их! Слайд № 6

Слайд № 6 На развитие познавательного интереса огромное влияние оказывает групповая и парная форма работы учащихся на уроке . Для групповой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, становятся активными субъектами собственного учения. Учащиеся учатся высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других.

Слайд № 7 Наиболее эффективными средствами развития познавательной активности является создание проблемных ситуаций. Я приведу пример урока русского языка на тему «Проверка орфограмм слабых позиций». Цель создания проблемной ситуации – показать необходимость проверки ОСП. На этом уроке я рассказала ребятам историю, которая однажды произошла с их сверстниками.

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

  У: Почему так получилось?

Д: Дима не проверил  ОСП в слове м…чом.

Слайд №8 Еще одна проблемная ситуация. На уроке русского языка прошу ребят нарисовать /прут/. Почему- то получились разные рисунки?

Слайд № 9 Отдельно хочется отметить работу  над проектами. Применение метода проектов в педагогической деятельности учителя позволяет развить познавательные способности и познавательные процессы личности. Ученики вместе со своими наставниками и родителями занимаются различными видами исследовательской деятельности. Мы рассматриваем проект как 5 «П»:

1) ПРОБЛЕМА

2) ПРОЕКТИРОВАНИЕ (Планирование)

3) ПОИСК информации

4) ПРОДУКТ

5) ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В 1 и 2 классах были первые пробы учащихся в проектной деятельности. Нами были реализованы следующие проекты: «Моя семья», «Мой город», «Красная книга» и другие. На слайде вы видите презентацию проекта «Моя родословная»

Слайд № 9 На этом слайде можно проследить механизм реализации проекта «Все профессии нужны»

Слайд № 10 Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

- дети выполняли работу вместе с родителями, а также по группам;

- работали с дополнительной литературой, учились брать интервью;

- проявили себя в оформлении окончательного продукта (Это и книжки-малышки, и стенгазеты , и фотовыставки, и сообщения);

- получили первый опыт публичного выступления с собственной работой

Нельзя не сказать о том, что мы живем в век высоких компьютерных технологий

Слайд № 11  Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, способствует   повышению  качества  образования.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, разнообразными Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Также работа с интерактивной доской – создание флип-чатов и работа с ними - способствуют формированию познавательной активности.

Таким образом, сочетание урочной и внеурочной деятельности, применение образовательных технологий, современных методов, форм и средств обучения, способствует формированию познавательной активности младших школьников.

Слайд №12 Пожелание.