Внедрение информационно-коммуникационных технологий, прежде всего, дает возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, так как у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
ИКТ оживляет учебный процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесение элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут – ты забудешь. Тебе покажут – ты запомнишь. Ты сделаешь – ты поймешь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Самый распространенный вид – мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Создание уроков – презентаций дает возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
Использование ИКТ на уроках истории, обществознания, СБО позволяет мне разнообразить виды деятельности в рамках урока.
В современной практике постоянно растет роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках истории, а также обществознания и СБО, я использую различного рода электронные тесты. (Слайд 1,2,3,4). Иногда ряд тестов обучающиеся выполняют на индивидуальных карточках, а проверка выводится на экране. (Слайд 5) Возможно выполнение заданий на соотнесение понятий, дат. (Слайд 6) Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды. Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай». (Слайд 7).
Огромную роль на уроках истории играют презентации с иллюстративным и дополнительным материалом, которые помогают более ярко и полно раскрыть тему, например, по культуре или быту разных периодов. (Слайд 8,9).
Можно с помощью слайдов представить на экране ряд заданий, вопросов по изучаемой теме, тем самым заменяя обычную доску и индивидуальные карточки. Но здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся (проблемы со зрением), таким ученикам выдавать карточки с заданием на парту. (Слайд 10)
Зачастую на уроках истории мы работаем с историческими источниками, не представленными в учебниках. Иногда тексты источником можно вывести на слайд, совместно с детьми прочитать, проанализировать. (Слайд 11,12)
Кроме того на уроках истории, работая с картами и схемами, также можно использовать презентации. Если отсутствует настенная карта, ее можно заменить электронной. Например, при изучении тем «Невская битва» и «Ледовое побоище» можно вызвать учащихся к доске и попросить по схеме, представленной на слайде, рассказать ход битвы, в качестве проверки домашнего задания. (Слайд 13,14)
В старших классах при анализе различных сторон экономической, политической или духовной жизни использую диаграммы и схемы в презентациях. (Слайд 15,16,17). Это позволяет структурировать материал и показать сущность тех или иных сторон жизни.
На уроках обществознания в связи с отсутствием учебной литературы и сложность учебного материала, часто приходится представлять материал в виде схем и таблиц. Удобно в этом случае использовать презентацию. (Слайд 19-21). Учащиеся также получают задания на карточках, например, в виде составления сравнительной таблицы, а затем после обсуждения выводится на экран правильный вариант заполнения данной таблицы. (Слайд 22). Можно давать разные виды заданий для совместного обсуждения, выводя их на экран, дабы не работать с карточками, но при этом не забывать про индивидуальные особенности учащихся. (Слайд 23,24) Выдержки из нормативных документов я также представляю иногда в виде презентации. (Слайд 25) Интересно работать над разбором ситуации, которая представлена на слайде. (Слайд 26).
На своих уроках СБО я очень часто использую ИКТ в качестве помощника. Например, изучая тему «Уход за грудным ребенком» в 9 классе, демонстрирую последовательность процесса, останавливаясь отдельно на каждом этапе, обсуждая и проговаривая его.
Урок приготовления пищи, записав и разобрав рецепт, на мой взгляд, очень полезно наглядно показать детям фото продуктов, которые будут использованы для данного блюда, а также последовательность, для успешного приготовления пищи детьми под наблюдением учителя.
Изучая тематическую линию «Интерьер жилища», мы просматриваем фото, как завершенных интерьеров, так и отдельные его элементы: мебель, покрытия, освещение, шторы, обсуждаем цветовые гаммы. (Слайд27-32)
На уроках использую заочные путешествия и экскурсии. Например, беседуя с обучающимися о железнодорожном транспорте, направлениях поездов, правилах покупки и возврата билетов, я предусматриваю знакомство учеников с билетом на поезд. Демонстрируя билет, последовательно задаю ряд вопросов, которые помогают школьникам получить полную информацию. Например: Что это? Что можно узнать по этому билету? Какого числа отправление? В какое время? И т.д. Квитанции, чеки, бланки, билеты демонстрируются на слайдах крупным планом, как пустыми, так и заполненными.
Формируя у обучаемых навыки личной гигиены, демонстрирую видеоролики правил гигиены. После просмотра и обсуждения увиденного закрепляем полученные знания в сюжетно-ролевых играх.
Видеоролики я использую и на уроках истории, они очень нравятся ученикам и способствуют лучшему усвоению материала.
Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по разным темам.
В целом необходимо отметить, что использование на уроках ИКТ позволяет более доступно, интересно, иногда более понятно усвоить материал, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке, позволяет проверить знания, дать ряд дополнительной информации, не перегружая урок. (Слайд 33)
На будущее, я планирую привлекать к созданию презентаций учеников, научить выполнять их доклады в Word и презентации в Power Point по предложенному плану. Это было бы интересно и самим ребятам.
В мире современных технологий мы должны использовать ИКТ на своих уроках, но не забывать, при этом, про здоровье-сберегающие технологии. Подходить к использованию новых технологий рационально, дозировано. Только в этом случае работа принесет нам ожидаемый результат.
2