СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы "Формирование личностных УУД на уроках литературы" (из опыта работы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы "Формирование личностных УУД на уроках литературы" (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ



Слайд 1.

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения, поэтому тема «Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы в основной школе» очень актуальна, поскольку в основной школе ФГОС стал реализовываться сравнительно недавно. Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Я думаю и работаю над тем, что можно составить такую систему упражнений, которая даст действительно хороший результат в формировании личностных УУД.

Слайд 2.

Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Слайд 3.

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

  3. Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

  4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.



Слайд 4.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.



Слайд 5.

самоопределениесформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

Слайд 6.

смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

Слайд 7.

нравственно-этическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Слайд 8.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.



Слайд 9-10.

На развитие ЛУУД направлены задания:

1) на интерпретацию текста;

2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;

3) анализ характеров и поступков героев;

4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).

Личностные УУД формируются, когда:

‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

- очень важно сказать ученику: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» — в этот момент и происходит формирование личностных УУД т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему. Обычно этому способствуют и вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

К личностным УУД  относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

  • желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • осваивать новые виды деятельности;

  • участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.



Слайд 11.

Современному  учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Образовательные технологии  для развития личностных УУД

  • технология проблемного диалога;

  • проектная деятельность;

  • ИКТ-технологии;

  • технология оценивания учебных успехов

  • технология продуктивного чтения;

  • технология развития критического мышления



Слайд 12.

Технология проблемного диалога

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

  1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

  2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

  3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

На уроках литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Задания по технологии:

  1. Наиболее часто употребляемым является ключевой вопрос урока. Примером могут служить такие темы уроков: «Чем опасны молчалины?», «Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?», или «М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?» Ключевой вопрос урока позволяет организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия.

  2. Урок по рассказу И.С Тургенева «Муму» в 5 классе начинаю так.

         При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.

«Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…» «Славный он был мужик…»

-А что замечательного было в Герасиме?

- Как вы понимаете значение слова «замечательный»?

        хороший, лучший, исключительный

        заметный, выделяющийся, отличающийся от других

- В каком значении употребляет это слово Тургенев? Докажите свою точку зрения.

3) Подобного эффекта можно добиться, используя прием «столкновения» цитат. Так при изучении творчества М.В. Ломоносова ученикам предлагаю несколько высказываний А.С. Пушкина (признанный авторитет!):

- «…между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»;

- "Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым";

- "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта";

- "(Оды М.В. Ломоносова) …останутся вечными памятниками русской словесности".

При использовании приема «столкновения» цитат можно предложить обучающимся выполнить задание: к концу урока выбрать цитату, которая наиболее полно и точно отражает Вашу точку зрения, и обосновать этот выбор (как вариант – выбор цитаты-эпиграфа к уроку).

  1. Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. Он может быть выражен через ключевой вопрос урока, например: «Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?/ Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?».

  2. Может быть организована деятельность обучающихся, предполагающая сопоставление различных предметов и явлений. Например, на уроке литературы в 5 классе по теме: «Литература – искусство слова» ребятам предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» писателя и « хорошего» читателя и ответить на вопросы: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них? (Подчеркните)

Таблица:

хороший писатель

хороший читатель

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

  1. Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций и произведений. К примеру, при изучении творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей можно предоставить возможность уч-ся рассмотреть портреты писателей и предположить, какой из них соответствует настроению лирического героя? Можно в качестве проблемной ситуации использовать и другие средства наглядности, например, иллюстрации к произведениям: «Как вы считаете, какой художник более полно отразил характер героя? Докажите свою точку зрения, используя текст.

  2. Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества О.Генри (наст. имя Уильям Сидни Портер) я начинаю урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этого писателя. А есть только множество аннотаций к его книгам. Далее организуется поисковая деятельность в группах или парах, когда ребята, анализируя предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам О.Генри Что вы можете сказать о его профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению.

  3. Иногда проблемная ситуация сама выплывает на поверхность, не требуя особых усилий для ее создания. Повесть Булгакова « Собачье сердце» была написана в 1925г, а опубликована на родине в 1987. Почему? Исходя из этого вопроса, мы можем выйти на формулирование темы, цели урока, обсуждение плана и способов учебных действий.

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности;  обеспечивает более прочное усвоение знаний;  делает учебную деятельность учащихся более привлекательной. Реализуя данную технологию, учитель работает над развитием не только личностных, но и коммуникативных универсальных учебных действий.



Слайд 13.

  • проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов.

В процессе проектно- исследовательской деятельности у детей формируется:

  • адекватная самооценка;

  • испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;

  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Приложение (Проект Исторические песни)

Слайд 14.

Информационно-коммуникационная технология.

Использование ИКТ на уроках литературы позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации. Осуществляются метапредметные связи.



Слайд 15.

Технология оценивания учебных успехов

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

В виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки: 1) В чём заключалось задание? 2) Удалось ли получить результат? 3) Задание выполнено правильно или с ошибкой? 4) Задание выполнено самостоятельно или с чьей-либо помощью? 5) Какую ты сам выставляешь себе отметку?

  Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.



Слайд 16.

Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

  • до начала чтения

  • в процессе чтения

  • после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит  словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматривается стиль языка, особенность письма,  приемы, формы, жанры произведений.

Эта технология хороша тем, что развивает сразу несколько универсальных учебных действий. На первом этапе происходит целеполагание, ребята пытаются самостоятельно определить тему ещё неизвестного текста, думают, как подойти к его анализу, прогнозируют дальнейшее развитие событий.

На втором этапе ученики сначала пропускают текст через себя, то есть развивают личностные универсальные учебные действия. А затем переходят к диалогу, отвечая на вопросы, обсуждая прочитанное. Таким образом, развивают коммуникативные способности.

Третий этап впитывает в себя все четыре разновидности универсальных ученых действий: дети беседуют по тексту (коммуникативные),

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формулируют и анализируют проблему (познавательные), ищут «ключик» к анализу текста, выстраивают последовательность анализа (регулятивные).

Технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.



Слайд 17.

Технология развития критического мышления

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс. Критически мыслящий человек задаёт вопросы:

  • Что я знаю?

  • Что я узнал нового?

  • Как изменились мои знания?

  • Что я буду с этим делать?

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это "Вызов – Осмысление – Рефлексия", на каждой стадии формируется определенный набор УУД

Первая стадия – "Вызов". Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учащихся к учебной деятельности, сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, побудить к активной работе на уроке и дома. На этой стадии урока использую такие приемы и методы:

  • "Верные - неверные утверждения"

  • "Кластер"

  • "Ключевые слова"

  • "Знаю. Хочу узнать. Узнал"

  • "Проблемный вопрос"

  • "Сбор ассоциаций"

"Лови ошибку"

На этой стадии формируются личностные УУД:

  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивации и интерес к учению.

Вторая стадия - "Осмысление". На данной стадии ученик под руководством учителя или с помощью своих товарищей находит ответы на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии. Здесь я использую следующие приемы:

  • "Дерево предсказаний"

  • "Тонкие и толстые вопросы"

  • "Ромашка Блума"

  • "Инсерт" - чтение с пометами.

  • "Чтение с остановками"

На этой стадии формируются личностные УУД:

  • формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; устойчивый познавательный интерес к чтению; потребность в самовыражении через слово;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; оценивать свои и чужие поступки.


Третья стадия – "Рефлексия". На этой стадии ученик соотносит "новую" информацию со "старой", устанавливает причинно-следственные связи.

На этой стадии урока использую:

  • "Синквейн"

  • "Кластер"

  • "Шесть шляп критического мышления"


На стадии рефлексии формируются:

Личностные УУД:

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Слайды 18-20

Стадии урока по ТРКМ/

Приемы и методы

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Универсальные учебные действия

Стадия "Вызов"

"Кластер"

"Знаю. Хочу узнать. Узнал"

"Проблемный вопрос"

"Верные - неверные утверждения" или "верите ли вы, что..."

"Ключевые слова"

"Сбор ассоциаций"

"Лови ошибку"

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

планировать пути достижения целей; прогнозирование.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, парах;

умение задавать учебные вопросы;

умение анализировать и отбирать необходимую информацию.

Личностные УУД:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Стадия "Осмысление"

"Чтение с пометами" ("Инсерт")

"Толстые и тонкие вопросы"

"Дерево предсказаний"

"Чтение с остановками"

"Ромашка Блума"

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.





Познавательные УУД:

преобразовывать и перерабатывать информацию из одной формы в другую; учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Коммуникативные УУД:

формировать навыки работы в группах, парах;

излагать свое мнение, аргументируя его, создавать устные и письменные тексты; строить монологическое и диалогичное высказывание; умение анализировать и отбирать необходимую информацию; достаточно точно, последовательно и полно передавать необходимую информацию; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

прогнозировать, корректировать свою деятельность;

саморегуляция в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Личностные УУД:

формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; устойчивый познавательный интерес к чтению; потребность в самовыражении через слово;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; оценивать свои и чужие поступки.

Стадия "Рефлексия"

"Шесть шляп критического мышления"

"Кластер"

"Синквейн"

"Толстые и тонкие вопросы"

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

уметь осуществлять синтез, сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

умение анализировать и отбирать необходимую информацию; формулировать свое мнение, аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД:

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Личностные УУД:

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

готовности к самообразованию и самовоспитанию.



Заключение

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.



Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!



Список литературы

 

  1. Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – СПб, 2010. – № 4. – с. 28-38.

  2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.

  3. Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д.,  Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/. Режим доступа:  31.05.2013.

  4. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.

  5. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. – М.: «Всё для учителя!», 2011. - Пилотный выпуск. – С. 4-6.

  6. Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250. Режим доступа:  31.05.2013.

  7. Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http://festival. 1september.ru/articles/625419/. Режим доступа 02.06.2013.

  8. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2008. - № 2. - С. 3-6.

  9. Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 428-431. [Электронный документ]: http://www.moluch. ru/archive/39/4654/. Режим доступа: 31.05.2013.

  10. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.

  11. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.

  12. Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с.

  13. Торшилова, Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4. – с.86-95.

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010. – 31с.



11


Просмотр содержимого презентации
«Формирование ЛУУД на уроках литературы»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ  Крючкова Г.А. – учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Крючкова Г.А. – учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

Важнейшая задача современной системы образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Важнейшая задача современной системы образования –

формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В составе основных универсальных учебных действий выделяют 4 вида: Личностные УУД – направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.  Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).  Коммуникативные УУД  – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.  Познавательные УУД  – общеучебные (включая специально – предметные действия), логические (включая знаково – символические), постановку и решение проблем.

В составе основных универсальных учебных действий выделяют 4 вида:

Личностные УУД – направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Познавательные УУД – общеучебные (включая специально – предметные действия), логические (включая знаково – символические), постановку и решение проблем.

Виды личностных действий Личностные УУД Самоопределение  Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация

Виды личностных действий

Личностные УУД

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

• самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

самоопределение сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

•  смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

• нравственно-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

нравственно-этическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Предмет «Литература»  способствует личностному развитию ученика, обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», формирует «этические представления, понятия о добре и зле, нравственности». формирует индивидуальный  эстетический вкус.

Предмет «Литература»

  • способствует личностному развитию ученика,
  • обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»,
  • формирует «этические представления, понятия о добре и зле, нравственности».
  • формирует индивидуальный

эстетический вкус.

На развитие ЛУУД направлены задания:   – «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать героям произведений)   – «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения?» (умение понимать контекстную речь)

На развитие ЛУУД направлены задания: – «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать героям произведений) – «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения?» (умение понимать контекстную речь)

– «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?» (умение осуществлять личностную рефлексию)  – Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций интонацией, мимикой, жестами)  – «Если бы я был» (погружение во внутренний мир персонажа)

– «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?» (умение осуществлять личностную рефлексию)

– Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций интонацией, мимикой, жестами)

– «Если бы я был» (погружение во внутренний мир персонажа)

Образовательные технологии    для развития личностных УУД

Образовательные технологии   для развития личностных УУД

  • технология проблемного диалога;
  • проектная деятельность;
  • ИКТ-технологии;
  • технология оценивания учебных успехов
  • технология продуктивного чтения;
  • технология развития критического мышления
технология проблемного диалога  стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
  • технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
проектная деятельность  формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
  • проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

Технология оценивания учебных успехов направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.   Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Технология оценивания учебных успехов направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех. 

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.  

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

технология продуктивного чтения  учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития, формирует регулятивные универсальные учебные действия.
  • технология продуктивного чтения учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития, формирует регулятивные универсальные учебные действия.
Технология развития критического мышления
  • Технология развития критического мышления
  • Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс. Критически мыслящий человек задаёт вопросы:
  • Что я знаю ?
  • Что я узнал нового ?
  • Как изменились мои знания ?
  • Что я буду с этим делать?
Стадии урока по ТРКМ/ Приемы и методы Деятельность учителя. Стадия

Стадии урока по ТРКМ/

Приемы и методы

Деятельность учителя.

Стадия "Вызов"

"Кластер"

"Знаю. Хочу узнать. Узнал"

"Проблемный вопрос"

"Верные - неверные утверждения" или "верите ли вы, что..."

"Ключевые слова"

"Сбор ассоциаций"

"Лови ошибку"

Деятельность учащихся.

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Универсальные учебные действия

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

планировать пути достижения целей; прогнозирование.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, парах;

умение задавать учебные вопросы;

умение анализировать и отбирать необходимую информацию.

Личностные УУД:

выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.

Стадия

Стадия "Осмысление"

"Чтение с пометами" ("Инсерт")

"Толстые и тонкие вопросы"

"Дерево предсказаний"

"Чтение с остановками"

"Ромашка Блума"

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

 

 

 

 

Личностные УУД:

формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; устойчивый познавательный интерес к чтению; потребность в самовыражении через слово;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; оценивать свои и чужие поступки.

Стадия

Стадия "Рефлексия"

"Шесть шляп критического мышления"

"Кластер"

"Синквейн"

"Толстые и тонкие вопросы"

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

уметь осуществлять синтез, сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

умение анализировать и отбирать необходимую информацию; формулировать свое мнение, аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД:

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Личностные УУД:

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Главное для учителя - помнить, что все  учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.

Главное для учителя - помнить, что все

учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.

Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни!

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!

Использованная литература

Использованная литература

  • Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – СПб, 2010. – № 4. – с. 28-38.
  • Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.
  • Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д.,  Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/. Режим доступа:  31.05.2013.
  • Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
  • Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. – М.: «Всё для учителя!», 2011. - Пилотный выпуск. – С. 4-6.
  • Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250. Режим доступа:  31.05.2013.
  • Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http://festival. 1september.ru/articles/625419/. Режим доступа 02.06.2013.
  • Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2008. - № 2. - С. 3-6.
  • Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 428-431. [Электронный документ]: http://www.moluch. ru/archive/39/4654/. Режим доступа: 31.05.2013.
  • Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.
  • Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.
  • Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с.
  • Торшилова, Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4. – с.86-95.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010. – 31с.
  • Интернет – ресурсы Веточки берёзы
  • Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!