СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Психологическая подготовка обучающихся к экзаменационным испытаниям" в рамках программы профессиональной подготовки "Водитель ТС категории "В"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью выступления на тему "Психологическая подготовка обучающихся к экзаменационным испытаниям» является повышение профессиональной компетентности педагога.

Задачи: 1) познакомить аудиторию с теоретическими аспектами и практическими приемами психологической подготовки обучающихся к экзаменационным испытаниям;

 2) создать условия для развития рефлексии; критичности, гибкости мышления, ответственности в принятии решений

Аудитория: преподаватели и мастера производственного обучения вождению.

Формы, методы работы: групповая, индивидуальная, метод словесного изложения, репродуктивный метод, беседа, метод ассоциаций, метод рефлексии

Материально-дидактическая база: ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Литература:

  1. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М., 2001. – 352 с.
  2. Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: метод. пособие.- М.: Глобус, 2007. – 155 с. – (Психологический практикум).
  3. http://detok.org/

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Психологическая подготовка обучающихся к экзаменационным испытаниям" в рамках программы профессиональной подготовки "Водитель ТС категории "В"»

Выступление на семинаре для преподавателей теории и мастеров производственного обучения вождению.

Тема: «Психологическая подготовка обучающихся к экзаменационным испытаниям»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагога.

Задачи: 1) познакомить аудиторию с теоретическими аспектами и практическими приемами психологической подготовки обучающихся к экзаменационным испытаниям;

2) создать условия для развития рефлексии; критичности, гибкости мышления, ответственности в принятии решений

Аудитория: преподаватели и мастера производственного обучения вождению.

Формы, методы работы: групповая, индивидуальная, метод словесного изложения, репродуктивный метод, беседа, метод ассоциаций, метод рефлексии

Материально-дидактическая база: ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Литература:

  1. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М., 2001. – 352 с.

  2. Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: метод. пособие.- М.: Глобус, 2007. – 155 с. – (Психологический практикум).

  3. http://detok.org/

Вводное слово

Уважаемые коллеги! Совсем немного времени осталось до конца учебного года, а значит и до начала внутреннего экзамена по теории и практическому вождению для обучающихся по программе профессиональной подготовки «Водитель ТС категории «В». Интерес к этой профессии у сегодняшних старшеклассников не снижается, поэтому эта профессия является одной из массовых. Но именно она является и одной из немногих профессий, предъявляющих достаточно высокие требования к психологической культуре кандидатов в водители, особенно к эмоциональной её составляющей.

Наряду с этим учебная жизнь современных выпускников в свете новых образовательных требований стала немного сложнее. Молодые люди к моменту окончания школы переживают состояние повышенной тревоги. Это связано, во-первых, с необходимостью подготовки сразу к нескольким ЕГЭ в школе, а во-вторых, распространенное сегодня обучение в образовательных учреждениях теории и практике вождения также предполагает итоговые испытания и экзамен в ГИБДД.

Данный факт осложняется еще и тем, что в юношеском возрасте происходят серьезные изменения личности. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую стрессоустойчивость – профессионально важного для любого водителя качества, позволяющего человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной/учебной деятельности, без вредных последствий для своего здоровья. Экзаменационные испытания, которые необходимо пройти кандидату в водители по завершении обучения по программе профессиональной подготовки, становятся для него стрессорами, в ответ на которые у него возникает защитная реакция. В одних случаях стресс обеспечивает мобилизацию возможностей человека, задействует его резервы для того, чтобы справиться с предельными физическими, эмоциональными, интеллектуальными нагрузками. В других случаях, наоборот, реакция может быть совершенно противоположной. Встреча с трудностями вызывает волнение, беспокойство или апатию и заторможенность. Чтобы этого не произошло, целесообразно формировать и в дальнейшем развивать у обучающихся эмоциональную культуру, а именно культуру саморегуляции.

Этому вопросу, а именно психологической подготовке обучающихся к экзаменационным испытаниям, я бы хотела уделить внимание в своем выступлении.

Как я уже сказала, экзамен – это ситуация, повышенной тревожности и ответственности для обучающихся. И успешная его сдача зависит не только от непосредственного предметного «багажа» знаний, умений и навыков ученика, но и от его психологической подготовки, настроя на ситуацию экзамена и успешного преодоления внутренней тревожности, страха. Психологическая готовность в данном случае означает знание и правильное применение приемов и методов саморегуляции. «Вооружить» учащихся этими знаниями и умениями должны мы, взрослые, как люди компетентные и имеющие богатый жизненный опыт.

При реализации данной цели преподавателю, мастеру производственного обучения вождению необходимо выработать у своих «подопечных», прежде всего, конструктивное отношение к экзамену, то есть научить их воспринимать экзамен как ВОЗМОЖНОСТЬ проявить себя, приобрести опыт, стать более внимательным, организованным, ответственным. Кроме того, необходимо вначале разъяснить обучающимся суть таких понятий как «стресс», «эустресс», «дистресс», «стрессоустойчивость».

Итак, стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называют стрессоустойчивостью. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Эустресс – «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс – негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Таким образом, стресс оказывает не только разрушительное действие, в допустимых пределах он помогает тренировать нервную систему и способствует активизации внутренних сил человека, делая его сильнее.

Что касается стрессоустойчивости, то это качество непостоянное, и, следовательно, его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному труду. В основе стрессоустойчивости лежат индивидуальные особенности личности – как физиологические, так и психологические. Люди по разному реагируют в одинаковых ситуациях и это обусловлено многими факторами: особенностями воспитания, социального окружения, способностью управлять собой в стрессогенных ситуациях.

С какими же трудностями сталкиваются обучающиеся во время экзамена? Это:

  • когнитивные - это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с заданиями;

  • личностные - эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.

Что же с нами происходит, когда нас одолевает страх? Происходит дезорганизация как психическом, так и на физиологическом уровне, а именно:

  • на уровне тела: неуемная дрожь, слабость во всем теле, скованность в движениях, ноги «ватные», «сосет под ложечкой», неритмичное дыхание, «ком» в горле, учащенное сердцебиение, холодный пот или внезапный жар, потеря или осиплость голоса, «туннельное» зрение (видим только то, что перед нами);

  • на эмоциональном уровне: растерянность, беспомощность, враждебное восприятие мира, ужас, тревога, ощущение собственной слабости;

  • на когнитивном уровне: фиксация на единственном, чаще всего негативном, выходе из ситуации, мысленный хаос, растерянность, «пустая» голова, одна и та же мысль «ходит по кругу».

Каковы же конкретные шаги, которые нужно предпринять кандидатам в водители для развития нервной системы?

Начинать психологическую подготовку к экзамену необходимо заранее, чтобы к моменту сдачи у обучающегося выработался определенный стереотип мысленных установок, действий, которые помогут ему преодолеть тревожность, страх, связанные с ситуацией экзамена. Среди отсроченных во времени методов можно использовать следующие методы:

    • приспособление к окружающей среде, то есть по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, привыкнуть к обстановке;

    • переименование, то есть мысленное преобразование слова «экзамен» в более позитивное и конструктивное понятие, например, «хорошая возможность», «очередное препятствие» и т.п.;

    • внутренний диалог подразумевает анализ ситуации экзамена на предмет возможных трудностей, которые могут возникнуть при его сдаче, и выбор оптимальных путей их преодоления;

    • систематическая десенситизация – метод, разработанный Иозефом Вульпе, при котором в воображении постепенно развивается терпимость к раздражителям. Суть его в том, чтобы, воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги, например, расслабиться;

    • психологическая установка на успех – абсолютная уверенность, мысленное убеждение себя в том, что цель будет достигнута. Необходимо ежедневно приучать себя к успеху, удаче, сделать это само собой разумеющимся, привычным действием.

Среди приемов, которые уже доказали свою эффективность во время стрессовых ситуаций, можно отметить такие как:

    • прием «нет обезвоживанию», предполагает регулярное питье минеральной воды или зеленого чая с целью восстановления водного баланса организма, так как обезвоживание во время стресса значительно снижает скорость нервных процессов;

    • прием «перекрестный шаг» с целью обеспечения гармоничной работы левого и правого полушарий заключается в имитации ходьбы на месте в сочетании с перекрестным соприкосновением рук и ног (правая нога – левая рука, левая нога – правая рука). Как вариант этого приема можно использовать изображение косого креста – «Х», на который нужно смотреть несколько минут для достижения координации работы полушарий;

    • прием «зевота» основан на утверждении ученых о том, что зевота повышает эффективность работы ума, так как работающие при этом лицевые мускулы вызывают приток крови, насыщенной кислородом, в префронтальную зону коры головного мозга. При этом достаточно всего 3-5 зевков, чтобы оградить свой организм от кислородного голодания.

    • дыхательная гимнастика: успокаивающее (выдох в 2 раза длиннее вдоха) и мобилизующее (вдох в 2 раза длиннее выдоха) дыхание;

    • мышечная релаксация: упереться пятками в пол, максимально поднять носки, напрячься, сбросить напряжение, затем упереться пальцами ног в пол, максимально поднять пятки, напрячься, сбросить напряжение; сжать кисти рук в кулак, разжать, максимально растопырить пальцы рук, расслабиться; плечи максимально вверх, подержать, опустить; «потягушки»; свободное вращение головой в стороны и т.п.

И самое важное требование, которое необходимо соблюдать накануне экзамена – последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Предлагаемые методы саморегуляции должны использоваться обучающимися целенаправленно, комплексно и систематически и только таким образом можно оказать существенное влияние на формирование стрессоустойчивости как личностного качества и эмоциональной культуры школьников в целом.